Библиотека V1

Кривцова С. Какие же они, современные подростки?

Раздел: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры
Подзаголовок: #0 (по материалам исследования современных московских старшеклассников, проведенного Центром социально-психологической адаптации подростков "Генезис")
Автор: Dima Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2000-2001 г., № 1
Дата: 2007/5/12
Портрет современного подростка, представленный центром "Генезис" по материалам социологического исследования московских старшеклассников довольно противоречив. Вместе с автором вы можете поразмышлять над парадоксами и загадками статистических фактов.
Ключевые слова: Школа для подростка

Аннотация: Портрет современного подростка, представленный центром "Генезис" по материалам социологического исследования московских старшеклассников довольно противоречив. Вместе с автором вы можете поразмышлять над парадоксами и загадками статистических фактов.

Светлана КРИВЦОВА,

директор центра социально-психологической адаптации
подростков "Генезис", г. Москва


Какие же они, современные подростки?


(по материалам исследования
современных московских старшеклассников, проведенного Центром
социально-психологической адаптации подростков "Генезис")


Традиционные для сегодняшней школы ценности - творчество, познание,
активная деятельная жизнь - отсутствуют в сознании подростков как ценности.
Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь".
Не надо думать,
однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим
фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя
"пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального
благополучия.


Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует
переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью
собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской
педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок
учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от
западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые
незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в
большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт
неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" - это проекция
современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание".
Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни -
постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к
психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за
завтрашний день.


Атмосфера в семье "усреднённого" московского подростка иногда
напоминает сказки братьев Гримм, в которых родители часто отводили детей в лес,
потому что их нечем было кормить, как впрочем, потом радостно встречали их,
когда они возвращались обратно, случайно выжив. Данные методики ADOR


"Подростки о родителях" показывают, что в семьях отсутствует
атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей.
Поразительны
данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает
эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично -
враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их
психологической автономией. Подростки переживают его как отношение "не до тебя".
В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы
быть родителями собственным детям.


На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на
второе - материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первые места
в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки
представляют как наименее доступные в будущем
. Высокая ценность в сочетании
с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник
стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в
шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей
вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим
закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Почему же такой
высокий рейтинг? Мы просили их представить, что будет с ними в будущем, и
современные социальные реалии определили их отношение к своему здоровью в
будущем. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся его
потерять, но почти уверены, что так и будет.


Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные
(вымирающие) и очень богатые (которых, кстати, часто убивают), подросток реально
боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить.


Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные
подростковые ценности
- любовь (особенно у восьмиклассников), интересная
работа (9-11 классы), друзья, уверенность в себе. Большинство из них не
чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у
девятиклассников.


В описанном выше социальном контексте понятными становятся
данные о коммуникативных проблемах подростка. Современные подростки теряются
в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях
, выбирая либо подчинение,
либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. Другой тип ситуаций, в
которых преимущественно выбирается неконструктивный стиль поведения, как ни
странно - это ситуации, когда другому нужна поддержка или когда сам нуждаешься в
поддержке. Эти последние данные говорят, на наш взгляд, не о закрытости и
недоверчивости подростков (ибо они - и психологи это отлично знают - открыты и
доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и
транслируемое напрямую от старшего поколения к младшему. Нельзя проявлять
твёрдость в отстаивании своих прав, лучше уступить. Нельзя показывать другому,
что тебе плохо - "это не удобно". "Стыдно" чувствовать боль. Приличный человек
не чувствует гнева или ненависти и уж во всяком случае их не проявляет. И так
далее... В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая
же половина ситуаций - с неправильными реакциями - показывает подавляющее
преобладание зависимого поведения над агрессивным. Конечно, это не означает, что
подростки в большинстве своём пассивные жертвы, просто они как на контрольной
работе пишут то, что им кажется одобряемым, то есть одобряемое взрослыми
поведение, по их мнению - пассивно-зависимое, это тем более впечатляет,
поскольку все ситуации теста касаются общения со сверстниками, а не со
взрослыми.


Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки,
действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли
особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на
профессиональное становление и больше - на счастливую и обеспеченную семейную
жизнь, от души не любят "активной жизни", не понимают смысл слов "творчество" и
"познание", наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают
всплеск личностной тревожности.


В конце нужно добавить, что счастливая семейная жизнь,
материальная обеспеченность, дружба, уверенность в себе и любовь, - это то самое
другое, "о чём не говорят, чему не учат в школе"
. Темы, которые занимают
высшие ряды рейтинга ценностей подростка, до сих пор не являются темами
психологической работы с подростками.


Публикуется по материалам книги "Подросток на перекрестке
эпох. Москва, - "Генезис", 1997"


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/107