Библиотека V1

Жуков И. Школа и два пути развития

Раздел: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры
Автор: Dima Написано в Чите, 1918 год. Публикуется по изданию «Игра и детское движение. И.Н.Жуков – в помощь организаторам детского движения и педагогам». Сборник. Сост.Руденко И.В., М., НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 г.
Дата: 2007/5/18
Этой статье, написанной одним из самых известных русских скаут-мастеров начала прошлого века, почти сто лет. Но предложения автора по реорганизации школы до сих пор актуальны.
Ключевые слова: Школа для подростка; Скаутская методика

Аннотация: Этой статье, написанной одним из самых известных русских скаут-мастеров начала прошлого века, почти сто лет. Но предложения автора по реорганизации школы до сих пор актуальны.

В буре и натиске грозного железного времени, среди вопросов первостепенной
важности приходится нам перестраивать школу: из учреждения затхлого,
бюрократического, опекаемого, нам предстоит сделать ее более свободной и
демократической.

В чем состояла сущность старой школы? Ответ один: в ее рационалистических,
образовательных по преимуществу заданиях. Вопросы воспитания не играли в ней
существенной роли. Многопредметная, сжатая в тиски выполнения программы, она
даже при добром желании не могла по недостатку времени уделять воспитанию
сколько-нибудь значительного внимания.

Засилью образовательных задач школы должен быть положен решительный предел! С
особенной силой и настойчивостью должны быть выдвинуты и проведены в жизнь
воспитательные задачи школы.

Спросим: что делает современная школа для того, чтобы развить в школьной
молодежи характер, крепкую волю, настойчивость?

Ответ один: почти ничего. Характер наших детей складывается под влиянием
внешкольных, совершенно случайных условий жизни.

Что делала и делает школа для того, чтобы развить в молодежи чувство мужества,
находчивости, ловкости, наблюдательности? Ничего: все это, как и развитие
органов чувств, является делом внешних случайностей.

И наконец, что делает школа, чтобы вызвать в молодежи чувство долга и чести и
создать привычки активного альтруизма?

У школы для этого не было времени. Если иногда она и касалась этих вопросов, то
делала это попутно в связи с каким-нибудь учебным материалом, а главное,
подходила к разрешению этих вопросов рационалистически, а не практически,
создавала альтруистическое миросозерцание, но не создавала альтруистических
волевых навыков. Старая школа создавала иногда людей - энциклопедически
образованных, но, к сожалению, совершенно неприспособленных к жизни, людей без
определенно выраженной воли, настойчивости характера.

Не этой ли школой была создана наша интеллигенция, лучшая в мире, в смысле
идейной настроенности, но, вероятно, худшая в смысле активного творчества,
упорства и проведения своих идей и идеалов в жизнь? Не граждан, а обывателей
воспитывала старая школа. Не школой в лучшем случае была она, а только лишь
"копилкой знаний".

:В чем же должна заключаться реорганизация школы? Какие пути ведут к этому?

Ответ на эти вопросы даст англосаксонская школа в Старом и Новом свете,
выпускающая уже не одно поколение граждан с ярко выраженным характером,
настойчивых и энергичных строителей жизни.

На этот же путь вступили школы и в других странах мира. На этот же путь следует
встать и русской школе, отказавшись предварительно от рационалистической
гипертрофии и введя в школу элементы воспитания воли и чувств.

Что же это за путь? Чем он отличается от того пути, по которому шла русская
школа?

Прежде чем ответить на этот вопрос, отклонимся немного в сторону.

Никто не станет отрицать, что одною из основных особенностей детского возраста
является подражание. В более яркой форме это выражено в детях дошкольного
возраста: все их игры, будут ли это игры в куклы у девочек или разнообразные
игры у мальчиков - все эти игры носят характер подражания взрослым.

Современное воспитание детей до-школьного возраста старается использовать игры,
эти неистребимые потребности детской души, придав им планомерный педагогический
характер.


Что касается детей школьного возраста, то у них эти инстинкты и потребности
души находятся по большей части в потенциальном состоянии или проявляются в
ограниченных размерах, так как школа, с одной стороны, игнорировала их, с другой
стороны, благодаря обилию образовательного материала, у детей почти не
оставалось времени для их удовлетворения: утром и днем - уроки, а вечером -
подготовка к ним.

Американская и английская школа поняла, какое огромное воспитательное значение
имеют игры детей, и придала этим играм организованный характер, разгрузив
предварительно школу от всего того ненужного балласта, который имеется в
школьных программах.

Замечательно, что на первых же порах этим организованным играм был придан
грандиозный размер; в круговорот каждой воспитывающей игры были вовлечены
десятки и даже сотни тысяч детей школьного возраста, а в одном случае эта игра
приобрела даже международный характер.

От обычного типа игр эти воспитывающие игры отличаются тем, что они носят не
случайный и кратковременный, а длительный и даже постоянный характер. В них игра
приобрела серьезный характер, сливаясь с самой жизнью.

Наметилось 2 основных типа этой грандиозной воспитывающей игры.


К первому из них принадлежат игры, в основе которых лежит подражание
взрослым, современникам, гражданам. К этому типу игр принадлежат школьные
республики И всякого рода детские клубы.

Целью школьных республик является практическое ознакомление школьной молодежи с
тем государственным строем, в котором им потом придется жить.

Школьный кабинет министров и другие выборные должности развивают в молодежи
чувство ответственности за других и за то дело, которому они служат, развивают
ораторские и организаторские способности, столь необходимые в свободных
демократических странах.

Школьное Министерство труда, располагающее различного рода мастерскими и
огородными плантациями, делает все возможное, чтобы целесообразно использовать
труд юных граждан школьной республики.

Министерство юстиции внедряет в сознание юных граждан правовые нормы и
отношения. Интересно, что важнейшие законопроекты, подлежащие обсуждению в
Конгрессе Штатов, одновременно обсуждаются также и в школьных собраниях и, таким
образом, уже на школьной скамье юные республиканцы всесторонне знакомятся с теми
законами, под покровительством которых им потом придется жить и работать. Кроме
того, таким путем они приучаются активно относиться к государственной жизни
своей родины.

Школьное Министерство народного просвещения оказывает содействие кружкам
самообразования. Министерство физического здоровья устраивает всякого рода
спортивные состязания, гимнастические игры и т.д.

В более скромных размерах эти подражательные потребности юной души используются
многоразличными "детскими клубами", "домами юношества" и "союзами молодежи".

Как мы уже сказали, этот тип воспитывающих организаций основан на подражании
взрослым в их общественной деятельности.


Организации второго типа возникали в Англии. Они так же основаны на
подражательных свойствах юной души, но не на подражании взрослым и гражданам
вообще, а на подражании излюбленным героям юношеских книг или, вернее,
определенному типу этих героев.

Юная душа в возрасте от 12 лет полна идеалистических, романтических порывов. Она
жаждет подвига, сопряженного с опасностью для жизни, будет ли это спасение на
воде или еще где-нибудь. Ее влечет неотвратимо скитальческая жизнь в условиях
первобытной природы, полная поэзии лунных ночей лагерная жизнь в лесу или на
берегу полноводной реки, треск вечернего костра и замирающие голоса ночи.

И вот в Англии, чтобы использовать эти неиссякаемые родники вечно юного
романтизма, облагородить их и слить в один мощный поток, была создана
грандиозная международная воспитывающая игра "в скауты", "в юные разведчики". Не
военные разведчики, как это иногда понимается у нас людьми мало осведомленными,
а в "разведчики" в смысле пионеров культуры, разведчиков доброго дела. юных
рыцарей, разведывающих на всех дорогах жизни, где бы им помочь тем, кто
нуждается в их помощи.

Практическая подготовка к этим возможностям, изучение ремесел, полезных людям,
особого рода скаутские игры в лесу и в поле, развивающие находчивость,
наблюдательность, силу воли и чувство личной ответственности, летом - лагерная
жизнь.

Возникнув в Англии, где отцом этой воспитывающей игры был Баден Пауэль, автор
переведенной на все культурные языки книги "Бой-скауты", это рыцарское движение
молодежи охватило решительно все страны культурного мира. В одной только Англии
в настоящее время насчитывается уже около миллиона скаутов, десятки и сотни
тысяч их в других странах мира.

Любопытно, что скауты всего мира составляют единое Рыцарское Братство, имеющее
одни и те же законы и обычаи во всех странах.

Никогда еще международная солидарность молодежи всего мира не принимала таких
грандиозных размеров, как в этом своеобразном движении молодежи, в этой игре,
полной захватывающего интереса.

Во всех культурных странах это движение на первых порах было принято под
покровительство выдающихся государственных и общественных деятелей, вошедших в
Центральные комитеты Патронажа.

В Соединенных Штатах на каждом билете скаута значатся подписи 3-х президентов:
Рузвельта, Тавта, Вильсона, входящих в высший Совещательный Комитет организации.


Какая это живая и красноречивая связь между юным гражданином и его Великой
демократической Родиной.

К этому же типу организаций принадлежат в Англии так называемая "Бригада
мальчиков", Христианские Союзы Молодежи, но их деятельность протекает в более
ограниченных рамках и носит несколько специальный характер.

Как в том, так и в другом типе воспитывающих игр - самовоспитание и
самодеятельность являются основным принципом, а грандиозность игры и ее
серьезность являются могучими стимулами воспитательного характера.


Заканчивая настоящую статью, снова повторим: скучная для учащихся
рационалистичная школа наша должна быть заново перестроена!

В широко открытые двери ее должны войти самодеятельность и самовоспитание
молодежи, а не те бедные попытки воспитания, которые делались рационалистической
школой с такими ничтожными результатами.


Публикуется по изданию "Игра и детское движение. И.Н.Жуков - в помощь
организаторам детского движения и педагогам". Сборник. Сост. Руденко И.В.
Москва, НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 г.




ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОКЕНТИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЖУКОВА

5 октября 1875 г. - родился в семье управляющего Горно-Зерентуйским рудником
(Забайкалье)

1895-1902 - учеба на филологическом факультете Петербургского университета.

С 1901 г. - работа в Петербургском коммерческом училище учителем географии и
воспитателем. Создание бытовых скульптур. Занятия в скульптурном классе Академии
художеств.

1912 г. - отъезд в Париж, учеба в студии скульптора Бурделя.

1914 г. - Работа в коммерческих училищах Петербурга, скульптурная деятельность.
Секретарь общества "Русский скаут".

26-30 декабря 1915 г. участие в I съезде по скаутизму в России.

1916 г. - выход книги "Русский скаутизм". Редактирование журнала "Петроградский
скаут".

1917 г. - приезд в Читу. Работа в Высшем начальном училище учителем географии.
Создание скаутских отрядов в Чите, выпуск журнала "Забайкальский скаут". Цикл
статей о воспитательной системе "скаутинг". Широкая переписка с организаторами
детских объединений.

1922 г. - фантастический проект создания при Наркомпросе штатной должности
"Робинзона Крузо". Окончательный переезд в Москву. Участие в подготовительных
совещаниях Наркомпроса по созданию детской организации, работа учителем
географии в школах Бауманского района столицы.

23 марта 1923 г. - утвержден членом Главквартиры юных пионеров. Присвоено звание
"Старшего пионера республики".

1931 г. - уход на пенсию.

1936-1937 гг. - переписка с Роменом Ролланом.

Ноябрь 1940 г. - работа над проектом "Положения о детской коммунистической
организации".

1941 г. - Эвакуация в г.Губаху (Пермская область).

Июнь 1942 г. - возвращение в Москву.

5 ноября 1948 г. - умер. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.


(составлено Руденко И.В.)


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/126