Библиотека V1

Сперанский А. Система социальных ролей ученического класса. Изгои

Раздел: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры
Автор: Dima Первая публикация. Брошюра «Социология ученического класса», Красноярск, 2000.
Дата: 2007/5/19
О том, почему в классе появляются изгои, какие они бывают и что делать педагогу, если в классе изгой, рассказывает социолог из Красноярска Андрей Валентинович Сперанский.
Ключевые слова: Школа для подростка

Аннотация: О том, почему в классе появляются изгои, какие они бывают и что делать педагогу, если в классе изгой, рассказывает социолог из Красноярска Андрей Валентинович Сперанский.

 


Система социальных ролей в малой группе, к которой относится и ученический
класс, значительно отличается от других групп людей большей численности.
Отношения в малых группах строятся на неформальных принципах, тогда как в
больших группах отношения формализованы и в силу этого в классе стимулируют
распределение учеников по системе социальных ролей под влиянием
психофизиологических возможностей учеников, то есть распределение учеников
происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.

Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно.

Описывая систему социальных ролей, я ставлю проблему необходимости учитывать
закономерности развития межличностных отношений в ученическом классе.


"Свято" место пусто не бывает


Каждый человек, ребенок, подросток имеет не только положительные эмоции, но и
негативные, которые могут нести разрушительные последствия для данной личности.
Учитывая, что личность находится в социальном окружении, следует предположить,
что личность будет сбрасывать свои негативные эмоции на людей, постоянно
находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или
нескольких персонах, так появляется изгой группы.

Изгойское место с точки зрения микросоциологии - это такая точка в социальном
пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. Если в эту
точку попадает тот или иной индивидуум, то изгойское место преобразуется в
социальную роль изгоя.

За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов,
которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве
(например, битиё чучел, поклонение и замаливание идолов и др.). Мировые религии:
христианство, мусульманство, буддизм и иудейство - направляют личностный
негативизм в сферу самосовершенствования. К сожалению, как правило, школа не
только не помогает подросткам овладеть опытом регулирования потоков негативных
эмоций в социальном плане, но и провоцирует их неконтролируемый выброс. Под
влиянием неосознаваемых негативных эмоций подростки начинают объяснять их
возникновение некими мифическими представлениями о классе, в котором они учатся.
В ученической среде мифы об одноклассниках распространяются достаточно быстро.
Распространение мифов негативной направленности заканчивается тем, что о
некоторых учениках создаются устойчивые представления (имеющие под собой мало
реальных оснований), которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.


Изгои бывают разные


В зависимости от реакции на негативное отношение одноклассников, учеников,
занимающих изгойское место в социальной структуре класса, условно можно
разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист.
Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

Изгой-клоун играет со своим социальным окружением на грани "фола". Своим
поведением представитель данного типа изгойства подставляет себя под насмешки,
выявляя границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип
изгойства требует от индивида интеллекта достаточно высокого уровня.
Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников,
но и педагогов, работающих в этом классе. Не всегда такой ученик осознает свое
неприятие социального устройства класса, даже педагоги часто не осознают такой
особенности клоуна. Клоун ученического класса забирает на себя не очень большое
количество негативных эмоций, так как подросток пытается достаточно чутко
следить за уровнем негативных эмоций, которые адресованы к нему лично. Доведя
негативизм до определенного уровня, подросток совершает поступок, который,
вызвав смех одноклассников к себе, снимает уровень негативизма. Такой тип
изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие весь
механизм происходящего, но старающиеся внутренне отгородиться от своего
социального окружения, каковым является ученический класс.

Изгойство "белой вороны" вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа
имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников, которые
заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить
принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к
другой религии и т.д. Подросток становится "белой вороной" в сущности по одной
причине - он не может вести себя по-другому в отличие от "клоуна". У
одноклассников "белой вороны" создается о нем масса мифических домыслов и
вымыслов, которые рождаются из-за невозможности лидера класса и его окружения
объяснить поведение своего одноклассника.

Изгой антагонистического типа олицетворяет крайнюю степень изгойства. Данное
изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в
антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики,
которые склонны обвинять свое социальное окружение и не видеть истинных причин
своего положения в классе. Причинами антагонистического изгойства служат изъяны
семейного воспитания, которые давно известны. Осознавая неприятие со стороны
одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего более лучшего как платить той
же монетой, обосновывая свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе.
Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу - в чужом глазу вижу и
соринку...


Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток,
который прочно закрепляется в типе поведения любого индивида - неспособность
изгоя мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу,
когда он попадает на лидерское место. В принципе изгой - это претендент на
лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить
своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом,
не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство
одноклассников. Он может только разрушить имеющиеся социальные элементы.


Что делать, если в классе изгой?


В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться
около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в
России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно
присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но
социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более
пристально изучить это явление.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой - это
"изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в
обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде травли
одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя
внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или
его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в
общечеловеческие стандарты.

Я считаю необходимым предупредить педагогов, которые наверняка встречаются с
этой проблемой, о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде и
обратить их внимание на то, что существует три типа педагогического
взаимодействия с изгоями.


Как спасти "антагониста"


Начнем с изгоя-антагониста, который не только активно не воспринимает сам
ученический класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до
агрессивности. Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять
чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты.
Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог
становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные
качества.

Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может
привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает
мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося
авторитетом у учеников.

Другой подход - перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту
социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом
ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой
одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам
провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы
могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового
изгоя-антагониста. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1-2 месяца)
на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с
классом и учеником.


Как помочь "белой вороне"


При работе с изгоем-"белой вороной" педагогу необходимо помнить, что
отношения этого изгоя со своими одноклассниками не заходят дальше вербальной
агрессии. Как правило, агрессия в отношениях между "белой вороной" и классом
бывает односторонней со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника,
который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков,
имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в "белые вороны".
Сложившаяся педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать
проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на них. Если
необходимость особого отношения к своему сверстнику, имеющему физические видимые
недостатки, хоть как-то воспринимается подростками, то необходимость особого
отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные
ценности (исповедующему другую религию и др.), воспринимается далеко не всегда и
не сразу. Вообще проблема "белой вороны" вполне решаема вербальными средствами.
В данном случае достаточно эффективны дискуссионные формы
социально-педагогической деятельности, помогающие ученикам разобраться в
"мифологии класса", найти в "белой вороне" привлекательные стороны, увидеть ее
другими глазами, наладить позитивно окрашенные отношения.


Как переиграть "клоуна"


Клоунада как изгойское поведение не рассматривалась педагогами до последнего
времени, но мне бы хотелось обратить внимание на публичность поведения
изгоя-"клоуна". Привлекая к себе внимание, "клоун" через свое поведение
старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем
классе. Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик
испытывает на педагоге, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К
сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из
создавшейся ситуации. Попытка педагога дать действиям "клоуна" негативно
эмоциональную оценку только лишь укрепляет его тип поведения. Следовательно,
педагогу педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу
"клин клином вышибают", ставя этого ученика в нестандартную для него ситуацию.


Как социолог, изучая на протяжении шести лет ученические классы, утверждаю,
что из 350 классов только два смогли миновать период формирования изгойской
позиции. Эти классы имели освобожденных классных руководителей, которые
своевременно решали конфликтные ситуации, обучая учеников технике
конструктивного взаимодействия с одноклассниками. Сама по себе система
образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции.


Тем, кого интересует как создать в классе комфортную обстановку,
рекомендуем прочесть:


Глассер В. Школа без неудачников. - М., 1992

Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. -
Псков, 1999

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2001

Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб: Светлячок, 1998

Серия "Самосовершенствование личности" (Селевко Г.К. и др.) - М.: Нар.
образование, 2001

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (псих игры и упражнения)- М.: Генезис,
1998


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/145