Библиотека V1

Либерман А. и др. Технология создания развивающего пространства для подростков

Раздел: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры
Автор: Dima Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2004 г., № 4
Дата: 2007/5/19
Ключевые слова: Школа для подростка

Сегодня существует множество подростковых сообществ, которые сложились
исторически, сами по себе. Это различного рода рок-тусовки, фан-клубы,
группировки криминального или псевдокриминального толка и т.д. Пространств же
развивающих, в которых созданы специальные условия для осуществления подростками
общественно значимой деятельности, для освоения ими взрослого общества,
практически не существует. Мы считаем, что необходима целенаправленная
психолого-педагогическая работа по созданию социального пространства особого
рода, где становится возможным существование таких сообществ.

К эксперименту по организации развивающего пространства для гимназистов мы
приступили пять лет назад и назвали его МЕЖШКОЛЬНОЕ КЛУБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (МКП).

Теоретическим основанием нашего эксперимента являются представления о возрастном
развитии Л.С.Выготского, понятие о ведущей деятельности А.Н.Леонтьева,
периодизация Д.Б.Эльконина, теория развивающего образования Д.Б.Эльконина -
В.В.Давыдова, работы В.В.Давыдова об особенностях возрастного развития
современных подростков.

При разработке и реализации ниже-описанной программы мы исходили из собственной
гипотезы о том, что ведущая деятельность современных отечественных подростков
должна быть игровой по типу, социально-моделирующей по содержанию и общественно
значимой по форме.


Основные цели и задачи нашей работы:


Цель: создание развивающего пространства подростковых сообществ разных форм
как условия для формирования способности к освоению взрослого общества и как
альтернативы существующим асоциальным подростковым и молодежным структурам.

Задачи: Проявить социальную структуру общества и культуросообразные пути
перехода из одного социального слоя в другой для формирования у подростков
способности к произвольному встраиванию в городское общество не ниже среднего
слоя.

Создать условия для самоопределения подростков относительно их будущего образа
жизни, их места в общественной структуре и для осознанного выбора профессии.

Проявить социальное пространство города и пути взаимодействия с различными
административными структурами.

Создать условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно
значимой совместной деятельности самоуправления.

Создать условия для реализации подростками собственных социально-приемлемых
общественно значимых проектов.

Способствовать формированию у подростков, включенных в развивающее пространство,
навыков управления и самоуправления.

Через знакомство с другими школами расширить представления подростков о школе
как о социальном институте, о месте школы в городской структуре.

Создать условия для осознания школьниками норм, принятых в собственной школе,
формирования собственной позиции и выхода на новый, осознанный уровень
соблюдения норм.


Условия, необходимые для создания МКП


I. Важным и обязательным условием создания МКП является наличие
инициативной группы педагогических работников - представителей разных школ,
состоящей из психологов, завучей по воспитательной работе, директоров школ,
которая:



Оптимальной является рабочая группа в составе директора, заместителя
директора по воспитательной работе и психолога.

Участие директоров необходимо:



Группа психологов является основным разработчиком программы. Она:



Заместители директоров по воспитательной работе создают и курируют Советы
школьного самоуправления, координируют работу педагогов-воспитателей, организуют
и проводят совместные воспитательные мероприятия с приглашением учащихся всех
школ, входящих в проект.

Педагоги-воспитатели (тьюторы):



Роль воспитателей повышается в процессе разворачивания деятельности МКП.
Некоторые функции, осуществляемые первоначально психологами, постепенно
передаются воспитателям: организация, проведение, контроль отдельных мероприятий
и т.д.


II. Программа по созданию МКП требует материальных ресурсов. Для
реализации программы необходима дополнительная работа всего педагогического
коллектива. Помимо этого, потребуются новые специалисты и, соответственно, новые
ставки:



Кроме того, нужны помещения для проведения мероприятий с учащимися разных
школ: деловых игр, тренингов, заседаний советов школьного и межшкольного
самоуправления, летних загородных лагерей.


III. Одним из важнейших условий создания МКП является поддержка данной
работы городскими структурами: управлением образования, управлением по делам
молодежи и др. Это позволит, с одной стороны, получить необходимые
дополнительные ресурсы, с другой стороны, создать ситуации освоения подростками
социальных (городских) структур и повысить общественную значимость деятельности
детей.


Этапы создания и разворачивания МКП


1. Предварительный этап


Цели и задачи:



  1. Организация сотрудничества с городскими структурами (управлением
    образования, управлением по делам молодежи и т.д.). В идеале, получение заказа
    от данных структур на создание МКП.

  2. Определение "партнеров" по МКП, заключение соглашения между школами.

  3. Формулировка общих целей, обозначение модели конечного результата.
    Определение единой стратегии по достижению целей.


Содержание:



Критерии достижения цели:

Есть несколько школ или других образовательных учреждений, готовых создавать
вместе развивающее пространство для подростков. Создана инициативная группа,
включающая психологов, педагогов и представителей администрации этих школ,
составлен план работы.

В нашем случае идея создания разновозрастных подростковых сообществ, которая
родилась в ФЭП "Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения", работающей в
развивающей технологии Эльконина-Давыдова, была предложена образовательной
общественности на городских конференциях по социализации школьников в мае 1998
года. В результате необходимость специальной педагогической работы по
формированию у подростков способности находить свое место во взрослом обществе
стала очевидной для некоторых представителей двух других гимназий города
Набережные Челны, гимназии # 76 и гимназии # 61. В августе 1998 года проведена
деловая игра для педагогических коллективов трех гимназий, на которой была
проявлена необходимость создания межшкольного развивающего пространства для
подростков.


Возможные трудности:

Отсутствие формального заказа от городских структур на создание межшкольного
клубного пространства. Именно так было у нас, поэтому первую ставку на проект мы
получили через два года после начала его осуществления.


2. Этап знакомства


Цели и задачи:



  1. Знакомство детей из разных школ.

  2. Создание у подростков мотивации на дальнейшее общение и задание форм
    взаимодействия.


Содержание:



Критерии достижения цели:

Появление нескольких подростковых инициативных групп по реализации
собственных проектов.


Возможные трудности:

1) Мы думаем, что нашим последователям будет легче проявить для
подростков идею объединения, потому что общественное сознание меняется на глазах
именно в эту сторону, но в нашем случае, в октябре 1998 года, идея подростковых
и молодежных объединений "в воздухе не носилась". На нашем мини-сборе "игротехниками",
т.е. ответственными за результат групповой работы, были члены коммунарского
отряда одной из школ (и школьники, и выпускники), умеющие создать условия для
проявления творческой инициативы ребят. Все предложенные ребятами проекты носили
развлекательный характер, поэтому взрослые сами выдвинули идею создания "клуба
недовольных", который в дальнейшем должен был перевести энергию подросткового
негативизма в проект создания молодежной организации.

2) Если взрослые сразу же не "подхватят" все возникшие на этом этапе
инициативные группы, как это было у нас, то для создания новых клубов придется
снова возвращаться к разработке проектов (см. пятый этап). "Подхватить" - это
назначить место и время первого сбора группы, сделать встречи регулярными и в
ходе дальнейшей разработки и реализации проекта складывать подростковый клуб.


3. Создание первого межшкольного клуба


Цели и задачи:



  1. Присвоение подростками идеи межшкольного сообщества (организации).

  2. Выявление инициативной группы подростков по созданию сообщества и
    организация ее партнерского взаимодействия со взрослыми.

  3. Предоставление подросткам возможности для постоянных встреч в МКП и для
    реализации собственных проектов.


Содержание:



Критерии достижения цели:

Регулярность встреч подростковых инициативных групп и их действия по
реализации проектов, постоянное место сбора, наличие элементов атмосферы
подросткового клуба (см. соответствующий раздел).


Возможные трудности:

1) В нашем случае "Клуб недовольных" был малочисленным, и его
негативизма было маловато для инициативы по созданию подросткового сообщества,
поэтому его члены были в игре просто участниками, но как наиболее "продвинутые",
они выполнили функцию своеобразных "дрожжей", озвучивших идею организации.

2) Слишком откровенное навязывание идеи сообщества, организации в ходе
деловой игры, а также слишком активная позиция взрослых в ходе разработки устава
могут вызвать у подростков привычное ощущение того, что взрослые опять играют "в
свою игру", пропадет ощущение создания "своей организации". Это может привести к
снижению мотивации, к скуке и развалу инициативной группы.

3) Поскольку разработка устава подразумевает, в первую очередь,
интеллектуальную активность подростков, нужно прилагать дополнительные усилия по
складыванию "тусовки", т. е. эмоционально привлекательного общения,
сопутствующего делу. В дальнейшем этот принцип должен соблюдаться на всех
последующих этапах разворачивания МКП.


4. Выход "на город"


Цели и задачи:



  1. Включение детей в общественную жизнь города.

  2. Проявление МКП для города.


Содержание:



Критерии достижения цели:

Подростки начинают обсуждать существующие в городе молодежные организации,
структуры, сравнивая их со своим сообществом, определяя свою позицию по
отношению к ним. Сообщество получает приглашения на городские мероприятия,
фестивали и т.д.

Так для "Перспективы" 1999/2000 учебный год начался участием в городском форуме
молодежных организаций. Ему предшествовал этап самостоятельной разработки идей,
проектов, которые организация может предложить городу. Знакомство на форуме с
другими общественными объединениями, получение грантов на реализацию
представленных проектов, в том числе штаб-квартиры, способствовали повышению
активности членов "Перспективы". Заявленные на форуме планы, под которые и были
получены гранты, реализованы в течение года: проведены 3 ток-шоу с успешными
взрослыми, два рок-концерта городского масштаба. "Перспектива" получила грамоту
городского управления по делам молодежи и заняла достойное место в городе.


Возможные трудности:

1) Несоблюдение основных принципов, отличающих клуб от кружка (в
первую очередь, принципа детской самостоятельности), на всех этапах создания и
разворачивания МКП может превратить его в формальную структуру по типу
существующих ассоциаций и объединений, в которых подростки только играют роли во
взрослых сценариях и играх. Очень важно, чтобы члены подросткового сообщества
сами решали, принимать ли им участие в том или ином городском мероприятии, кого
приглашать к себе и т.д. Принципиально важно, чтобы взрослые выступали в этих
обсуждениях в функции консультантов, которые владеют опытом, информацией и могут
помочь во всестороннем анализе социальной ситуации, но решение остается за
подростковым сообществом. Чтобы уменьшить присущую некоторым подросткам
внушаемость по отношению к мнению взрослого, в некоторых ситуациях можно
проявлять разные позиции нескольких взрослых по одному вопросу.

Оформлению представлений наших ребят о себе как о членах организации
"Перспектива", более четкому пониманию своих целей и задач способствовало
участие в городской конференции детских и юношеских объединений весной 1999
года. Здесь им впервые пришлось принимать ответственное решение: вступать или
нет в создающуюся ассоциацию "Я - челнинец", которая по задумке ее взрослых
организаторов должна была интегрировать все детские объединения города.
Подростки-члены "Перспективы" были практически единственными участниками
конференции, кто задавал авторам проекта вопросы по его содержанию, и в
результате "Перспектива" отказалась в него войти.

2) Педагогам придется смириться с тем, что качество продукта относительно
самостоятельной подростковой деятельности - вечеров, визиток, конкурсов и т.д. -
будет хуже, чем у мероприятий, в которых дети больше исполнители, нежели
организаторы. Понятно, что чем больше вложено творческих и организаторских
способностей взрослого, тем ярче и выигрышней внешний вид конечного результата.
Однако, на наш взгляд, не это должно в первую очередь заботить педагогов,
работающих с подростками. Как уже отмечалось, их главной задачей является
включение ребят в общественно значимую деятельность, в которой формируется
основное возрастное новообразование - практическое сознание, а научиться
плавать, стоя на берегу и глядя, как это делают взрослые, невозможно. Стремление
подогнать детский продукт под некоторый показушный идеал за счет подавления их
инициативы может привести к снижению мотивации, к скуке и т.д.


5. Создание новых клубов в МКП


Цели и задачи:



  1. Создание разных по форме и по содержанию культуросообразных пространств,
    "тусовок" для подростков трех гимназий.

  2. Обозначение в МКП качественно нового типа взаимодействия на основе
    содержания учебных предметов с целью выведения подростков на ведущую
    деятельность старшего школьного возраста - учебно-профессиональную.

  3. Создание между клубами ситуации конкуренции для повышения мотивации на
    работу.


Содержание:



Критерии достижения цели:



  1. Появление в дополнение к первому еще нескольких клубов, в том числе
    "предметных".

  2. Самоопределение подростков относительно клубов, проявляющееся в переходе
    из одного клуба в другой и в появлении "сочувствующих", т.е. ребят, которые,
    не считая себя членами клуба, участвуют в некоторых проектах или время от
    времени подключаются к клубной "тусовке".


Возможные трудности:

1) Малочисленность клубов. Для привлечения новых людей можно вместе с
ребятами планировать и проводить в школах специальные рекламные кампании, в том
числе: презентация клуба, проведение какого-либо массового мероприятия,
объявления о заседаниях клуба с приглашением всех желающих принять участие,
заметки о жизни клуба в школьных газетах и т.д.

2) Очень важно, чтобы клуб не превратился в кружок или факультатив по
тому или иному предмету. Для этого роль взрослого должна состоять в
предоставлении подросткам разных вариантов деятельности, выбор же должен
остаться за подростком. Основной задачей клубной деятельности является не
углубленное изучение предмета (как в кружке, на факультативе или на курсах), а
проигрывание, примеривание на себя роли профессионала, специалиста по тому или
иному предмету. В данном случае, освоение предмета должно стать необходимым, но
побочным результатом активной социальной деятельности подростка.

3) То же касается и проводимых подростками мероприятий. Поскольку умения
петь, играть на гитаре, декламировать и т.д., не являются основной задачей
подростковых клубов, у взрослых, наблюдающих за деятельностью МКП со стороны,
может возникать недовольство недостаточной яркостью, подготовленностью,
отсутствием внешнего лоска подростковых мероприятий. На наш взгляд,
целесообразно проводить по этому поводу разъяснительную работу с педагогами
участвующих в МКП школ.

4) Отсутствие взрослого координатора в подростковом клубе может привести
к тому, что подростки попадут под влияние другого взрослого, не всегда имеющего
приемлемые цели. Неправильная, попустительская позиция взрослого также делает
неэффективной работу клуба. Регулярные собрания подростков либо прекращаются,
либо превращаются в беспредметное времяпрепровождение.


6. Проявление МКП в городе


Цели и задачи:



  1. Проявление для всех подростков трех гимназий городской структуры.

  2. Организация участия всех клубов МКП в молодежной общественной жизни
    города:


Содержание:



Критерии достижения цели:

Все клубы МКП взаимодействуют с другими школами и гимназиями, а также с
молодежными общественными объединениями города.


Возможные трудности:

Кроме тех, что были описаны в четвертом этапе, могут возникать осложнения во
взаимодействии подростков с представителями администрации школ и городских
структур. Наш опыт работы показывает, что как бы хорошо ни были подготовлены
подростки к социальному контакту, вдохновленные идеями своих проектов, они все
равно могут нарушать правила социального взаимодействия и вести себя
неадекватно. Поэтому столь важна созданная взрослыми "педагогическая среда" -
создание установки у всех, вступающих во взаимодействие с подростками, на
игровое, обучающее сотрудничество, которое, впрочем, не исключает конструктивных
конфликтов. Одним из условий эффективного взросления подростков в МКП является
обязательный "разбор полетов", после каждого мероприятия. Рефлексия проводится в
режиме партнерского общения, т.е. с соблюдением демократических норм и баланса
положительной и отрицательной обратной связи.


7. 3адание цикличности


Цели и задачи:



  1. Культурное оформление естественного процесса "умирания" старых клубов.

  2. Обеспечение систематического появления новых клубов и осуществление
    преемственности в работе МКП.

  3. Формирование у педагогического коллектива и детей правильного отношения к
    сменяемости клубов.


Содержание:



В нашем опыте было закрытие первого клуба МКП - молодежной общественной
организации "Перспектива", проработавшей 4 года. В организации и проведении
прощального мероприятия приняли участие и ее выпускники прошлых лет. Оно
символически называлось "Good-bye show" или "Да здравствует "Перспектива", и на
нем произошла торжественная передача имени клуба всему МКП, а также
незавершенных проектов последователям - молодым клубам и создававшемуся в то
время Совету межшкольного самоуправления. Так проект "Обмен учениками" подхватил
управленческий клуб "Лидер", а межшкольную газету "Триада" - Совет межшкольного
самоуправления. Летопись "Перспективы" положила начало созданию музея МКП.


Критерии достижения цели:

Созданы и живут новые клубы, которые реализуют незавершенные и постоянно
действующие проекты закрывшегося клуба. Новые члены МКП ссылаются на опыт
предшественников, приглашают их на свои мероприятия.


Возможные трудности:

1) Трудно преодолеть естественное желание и педагогов, и подростков
реанимировать то, что создано своими руками и на глазах "умирает". Когда
мотивации подростков-членов клуба недостаточно для того, чтобы обеспечить себе
смену, возникает опасность делания этого взрослыми за них.

2) В то же время нельзя допустить, чтобы роспуск клуба воспринимался как
решение взрослых. Проблема может быть зафиксирована для подростков в ходе
рефлексии сделанного и несделанного, и обсуждения планов на будущее. Подростки
могут по-прежнему выдвигать идеи и с удовольствием общаться, но необходимость
лично подписаться под конкретным проектом, назначить время и место следующей
деловой встречи проявляет для них неизбежность принятия трудного решения,
которое должно осуществляться на общем сборе, после серьезного анализа ситуации.


8. Создание Совета межшкольного самоуправления


Цели и задачи:



  1. Привлечение учащихся к активному планированию деятельности МКП.

  2. Повышение ответственности подростков за результаты своей работы.

  3. Предоставление новых возможностей для контактов с администрацией школ и
    города.

  4. Создание в МКП модели общественной жизни: возможность оппозиции формальной
    структуре власти

  5. Создание условий для формирования управленческих навыков и приобретения
    опыта карьерного роста.


Содержание:



Критерии достижения цели:

Совет межшкольного самоуправления регулярно собирается, есть план работы,
утвержденный на совместном заседании с советом директоров школ МКП,
устанавливается предметное, деловое взаимодействие Совета с советами школьного
самоуправления, клубами, администрацией школ, городскими структурами.


Возможные трудности:

1) Проявление необходимости Совета для администрации школ требует
специальных усилий, т.к. в Совете необходимы взрослые-координаторы, т.е.
дополнительные педагогические силы.

2) При неправильной позиции взрослых выборы могут легко превратиться в
формальные, шаблонные, редуцированные. Наверное, у многих читателей есть опыт
наблюдения за выборами Советов школьных самоуправлений, школьных президентов и
т.д., которые не имели продолжения в деятельности, потому что взрослые отводили
детям роль не организаторов, а исполнителей.

3) Вряд ли следует ожидать высокой мотивации подростков на участие в
выборах. Для того, чтобы это мероприятие было действительно "всенародным",
необходимо продумать и рекламную кампанию, и возможные административные меры.
Поднять статус будущего управленческого органа в глазах подростков и их
родителей, которые часто возражают против участия детей в общественной жизни,
может привлечение администрации школ и представителей городских структур ко всем
мероприятиям, связанным с выборами Совета.

4) Все взрослые, работающие в МКП, особенно те, кто работает в Совете и с
Советом, будут сталкиваться с трудностями взаимодействия с подростками,
ощущающими общественную значимость своей деятельности ("за что боролись, на то и
напоролись"). В этом возрасте амбиции легко сочетаются с естественным дефицитом
реальных умений. Если для психологов эти проблемы достаточно легко решаемы в
силу особой профессиональной позиции по отношению к ребенку, то с педагогами на
всех этапах разворачивания МКП нужна специальная работа по проявлению
необходимости псевдопартнерского, игрового взаимодействия с подростками. Хорошо,
если за этим проявлением последует возможность обучения на специальных
тренингах.

Авторы надеются, что те, кто попробует повторить наш путь, не встретятся с
описанными здесь трудностями, хотя, вполне возможно, они столкнутся с какими-то
другими. Но мы уверены, что вооруженные нашим опытом, они будут более успешны в
достижении своих целей. Мы будем рады помочь, получить обратную связь и, в свою
очередь, у них поучиться.


Полученные результаты


1. Для школьников трех гимназий создано культуросообразное,
альтернативное асоциальному, внешкольное пространство для неформального общения,
которое существует уже без поддержки педагогов. Необходимо отметить, что выбор
подростками компании сверстников-гимназистов вовсе не гарантирует отсутствие в
них тяги к совершению ненормативных поступков, но в отличие от уличных сообществ
МКП не поощряет их, а проявляет культуросообразные рамки.

2. Запущен новый тип совместной деятельности педагогов и школьников -
разработка и реализация общественно значимых ученических проектов.

3. Реализация собственных проектов разного уровня и масштаба (от
внутришкольного до городского) в рамках культуросообразного пространства
формирует представления о стратовой структуре общества, создает условия для
освоения подростками основных социальных институтов, способствует осознанию себя
в качестве представителя среднего слоя и воспитанию социальной ответственности.

4. Созданы условия для самоопределения подростков относительно их
будущего образа жизни, их места в общественной структуре и для осознанного
выбора профессии, т.е. для складывания практического сознания как основного
новообразования подросткового возраста, обеспечивающего готовность к выбору
профиля дальнейшего обучения.

5. Созданы условия для реализации способностей и интересов подростков в
общественно значимой совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

6. У подростков, включенных в развивающее пространство, формируются
навыки управления и самоуправления, они примеряют на себя новые социальные роли.
Возможность опробовать свои силы в различных видах деятельности позволяет
сформировать более четкое понимание своих целей и путей их достижения.

7. Знакомство с другими школами значительно расширяет представления о
школе как о социальном институте, позволяет понять место школы в городской
структуре, идентифицировать себя с определенным общественным слоем. Через
сравнение происходит осознание школьниками норм, принятых в своей школе,
формирование собственной позиции и выход на новый, осознанный уровень соблюдения
норм.

8. Подростки приобретают опыт социального взаимодействия как со
сверстниками, так и с родителями, учителями, администрацией школ и города;
получают навыки взаимодействия со взрослыми-носителями разных социальных ролей.

9. Получение детьми новых социальных навыков предъявляет более высокие
требования к работающим с ними педагогам, поскольку возникает необходимость в
новых средствах взаимодействия с подростком. Осваивая взрослое общество,
подросток учится брать на себя ответственность за счет большей свободы, и
педагогам необходимо быть готовыми к тому, что:



Если вы стали замечать, что в вашу школу все чаще приходят подростки из
других школ, для того чтобы поиграть на гитаре, подготовить к выпуску очередной
номер газеты или обсудить предстоящее мероприятие, если ваши ученики объясняют
опоздание на урок тем, что разносили объявления по другим школам, то можно
считать, что подростковое сообщество у вас сложилось. Теперь можно его
использовать.

Самые отъявленные негативисты могут не только писать жалобы в конфликтную
комиссию СШС, но и попробовать сделать то, что считают важным и полезным. В
результате их энергия уйдет не на перепалку с учителями и администрацией, а на
полезное для школы дело. Самых пассивных и неинициативных можно подключить к
клубной работе, где они от простого наблюдения постепенно смогут перейти к
участию в организации проектов, а затем и к их проектированию. С не в меру
активным и поверхностным подростком можно анализировать, почему ему не удается
надолго задержаться ни в одном клубе, задав тему для размышления о собственном
самоопределении.

Таким образом, созданное пространство предоставляет большие возможности для
организации целенаправленной педагогической деятельности, построения
индивидуальных развивающих программ.


Вместо заключения


Уважаемый читатель!

Мы надеемся, что эта технология стала интересной и полезной для Вас. Если у
Вас появилось желание опробовать ее на практике, Вы всегда можете рассчитывать
на нашу помощь и в качестве партнеров, и в качестве консультантов. А если что-то
показалось Вам неправильным или непонятным, мы с удовольствием выслушаем Вашу
критику.


Отзывы и предложения посылайте по адресу:


Центр образования "Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения" -
Татарстан, г. Наб. Челны, 4/19, тел. 53-65-60, факс: 53-52-73;


Гимназия #76 с углубленным изучением английского языка - Татарстан, г. Наб.
Челны, 42/25, тел. 52-42-57;


Гимназия #61 - Татарстан, г. Наб. Челны, 54/09, тел. 59-63-60,59-58-38


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/152