Путешествие в поисках себя
История образовательных путешествий говорит нам о том, что раньше в такие
путешествия отправлялись выпускники элитно-государственных или учащиеся частных
образовательных заведений, то есть те, чей будущий профессионализм требовал
целостного образования, связанного с личным знакомством с историей и современным
состоянием других культур. Начиная с петровских времен, это были претенденты на
службу государственного масштаба - научную или дипломатическую, военную или
управленческую.
Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с
обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание
в "приемной" семье. Мы же предлагаем возродить его внутренний смысл, как
духовного странствия, путешествия в поисках себя.
Для культурного возраста старшей школы, с которой преимущественно работает
технология образовательных путешествий, ведущей деятельностью является
построение проектов будущей жизни, подразумевающее, в том числе, культурное
самоопределение, как присоединение к той или иной культурной традиции.
В нашей трактовке путешествия за границу - это путешествия не только в
пространстве - в другие страны, а и во времени - к очагам культуры, к истокам, в
эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная
культура. Это - путешествия в историю народов, приобщение к исканиям наших
прародителей, предшественников. Предмет нашего интереса - не сиюминутные
приключения, а вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в
памятниках культуры.
В соавторстве с великими
Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся
экспедиционной командой. Вообще, в отличие от обычной поездки в путешествие
отправляется, как правило, тот, кто хочет найти ответ на какой-то очень важный
для себя вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и
согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия - не просто
географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на Вопрос -
индивидуально значимый для каждого школяра, отправляющегося в путешествие. Можно
сказать, что такой вопрос рождается на пересечении индивидуальной жизни и
истории рода человеческого.
Каждый школяр строит свой собственный индивидуальный образовательный проект -
как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него
маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие -
командные - события он видит в этом образовательном путешествии.
В самом путешествии вооруженные новым знанием школяры вступают в турниры или
строят город, пишут летописи и произносят памятные речи - делают первые попытки
вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные
произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы
другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений.
Вместо экскурсоводов - тьюторы
Как же это возможно:
Как раз всему этому и помогает сетевая организация, а для формирования умения
взаимодействовать сетевым образом в технологию образовательных путешествий мы
ввели особую педагогическую позицию - тьютора.
Каждый этап школярского действия в образовательном путешествии сопровождается
тьютором. Вместе со школяром он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к
различным источникам и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного
действия каждого школяра, и вместе с тем организует общую командную работу и
взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально
разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как
кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции.