Библиотека V1

Евгений Медреш. Тезисы о школе. Тезисы о Корчаке

Раздел: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры
Автор: Dima Журнал «На путях к новой школе», 2018, №1
Дата: 2019/5/17
Директор самой знаменитой частной школы Харькова в афористичной форме представляет некоторые свои выводы о назначении школы и о тех трудностях воспитания, о которых не принято говорить, но с которыми сталкивается почти каждый учитель
Ключевые слова: Школа для подростка

Аннотация: Директор самой знаменитой частной школы Харькова в афористичной форме представляет некоторые свои выводы о назначении школы и о тех трудностях воспитания, о которых не принято говорить, но с которыми сталкивается почти каждый учитель

Евгений Медреш

Тезисы о школе. Тезисы о Корчаке

Тезисы о школе

Школа - это часть жизни, со всех сторон окруженная указаниями, как именно надо жить. В каком порядке, и с какими правильными ответами. Расписания, правила и стандарты. Календарные и поурочные планы жизни...
Жизни в стиле подготовки к контрольной.

О школе любят много писать, но не любят много читать. Потому что всем
от школы нужно разное. Поэтому - тезисы.

  1. Школа - единственный общеобязательный социальный институт. Только через школу с необходимостью проходят абсолютно все. Какова школа - такова и жизнь. Впрочем, верно и обратное утверждение.
  2. Основной учебный план школы: образование гражданского общества. Казарменному обществу школа не нужна. Казарменному обществу достаточно полноценного детского сада.
  3. Образование - это не то, что произносится, образование - это то, что моделируется в отношениях и деятельности. Когда люди, непосредственно составляющие школу, несвободны и несамостоятельны в ней - учебный план школы по отношению к обществу провален.
  4. Образование осуществляется в отношениях и взаимодействии в пространстве школы. А это означает, что свободного, ответственного и любопытного человека может воспитать только свободная, ответственная и любопытная школа. И только свободный, ответственный и любопытный учитель.
  5. Содержание образования намного глубже и деликатнее, чем содержание нормативных инструкций. Ученик в школе не просто заучивает предписанную ему информацию по перечню академических дисциплин - он проживает в школе важнейшую часть своей жизни, время формирования личности. Ученик впитывает в себя стиль и принципы отношений, способы взаимодействия, ценности, на которых построена школа.
  6. Образование - это не набор бесспорных мыслей и сведений, утвержденных министерством. Образование - это создание образа самого или самой себя. Создание своего собственного способа мышления и стиля жизни.
  7. Ничто так явно не конфликтует со смыслом слова «образование», как слово «стандартизация». Создание уникального живого человеческого образа существенно отличается от штамповки стандартного образца.
  8. Послушная указаниям стандартизованная школа - зависима и инфантильна. Просит денег, ждет приказов и ходит строем. Часто насилуется - и насилует. Лукавит, чтобы не ругали... Такая школа способна создать только деформированное, несамостоятельное и безответственное будущее.
  9. Пораженное стандартами образование перестает быть собой. Перестает быть развитием и творчеством. Утрачивает уникальность живого феномена... Оно становится процедурой измерения, оценивания и взвешивания. Процедурой фасовки и сортировки...
  10. Указания, инструкции и прочее единообразие, спускаемое сверху административным конвейером, неестественно и вредоносно для школы. Это ей окончательно пробивает голову, лишает ее остатков самостоятельности. Чтобы школа была живой, она должна расти снизу вверх, как дерево.
  11. Школа не заканчивает образование человека - школа его только начинает. Задача школы не в том, чтобы накормить ученика до пресыщения, а в том, чтобы выпустить его с развитым чувством вкуса, любопытства и аппетита.
  12. В неподвижной и невкусной школе образование не усваивается. И лишь тяжким грузом лежит на душе и в желудке.
  13. Что-то важное теряется, когда учителя и ученики точно знают, кого и в каком порядке они встретят сегодня на уроках. О чем будут говорить, чему будут удивляться и радоваться, согласно плану... Хотя тут есть и свои плюсы: ничто так не учит ценить внеплановую человечность и свободу, как школа.
  14. Интересное начинается только после прощания с бесспорно известным.
  15. Учитель не должен зависеть от учебной программы - это программа зависит от учителя. Любой голос хорош, кроме фальшивого. Учебный процесс можно спеть только своим собственным голосом.
  16. Никому в современном мире не нужен учитель, как источник сведений и знаний. Всем нужен учитель, как проводник, консультант, собеседник, посредник между знаниями и учеником.
  17. Учитель и ученик никогда не равны - но всегда равноправны. И если учитель ничему не учится у ученика - он утрачивает способность его учить.
  18. Ученику не нужна навязанная, чужая идеальность. Ученику нужна своя собственная уникальность.
  19. Чем больше в школе уважаются личные потребности учеников и учителей - тем больше в ней возможно таинство образования.
  20. Избыток правил свободного поведения делает человека несвободным, а обилие норм счастливой жизни - несчастным.
  21. Требование «правильно понимать» - это в действительности требование слушаться и соглашаться.
  22. Когда учитель хочет расстаться с учеником - ему нужны его ответы. Когда учитель хочет встретиться с учеником - ему нужны его вопросы.
  23. Невежество - это не отсутствие знаний. Невежество - это отсутствие интереса.
  24. Образование совершается, будучи согретым любопытством и интересом, влечением и уважением человека к человеку. Руководствуясь стратегией цветка под асфальтом. Совершается не замершими в стандартном оцепенении людьми, и в не окончательно стандартных местах.
  25. Отношения учителя и ученика - на редкость живучая субстанция. Люди всегда могут встретить и присвоить себе свое образование. Если хотят.

Тезисы о Корчаке


Януш Корчак был хорошим воспитателем. Поэтому вопросы он ценил больше, чем ответы... И его книга «Как любить детей» действительно волшебна,если ее воспринимать именно как вопрос - а некак некоторое количество ответов...Тем более, что каждый из этих ответов настолько спорный, что все равно в итоге легко сойдет за вопрос.

Так как же любить детей?..Удивительно богатыйвопрос,со всем возможным разнообразием его вариаций и аранжировок, с уникальными увертюрами и дополнениями к нему... Будь у меня какой-нибудь секретный тайник со временем,а также внезапно открывшаяся усидчивость, я бы написал продолжение этого великого произведения Корчака.

Для начала это мог бы быть примерно такой семитомник:

  1. Как любить детей, несмотря на то, что они вам не принадлежат.
  2. Как любить детей, которые уверены, что вы им принадлежите.
  3. Как любить детей, когда вы уже сильно разлюбили их папу (маму).
  4. Как любить детей, которые никогда не достигнут уровня безупречного идеала и совершенства соседского вундеркинда Артурчика.
  5. Как любить детей, которых бабушка и дедушка любят так, как никогда не любили вас самих.
  6. Как любить детей, когда у вас неприятности на работе и в политической жизни.
  7. Как любить детей, которые не любят вашу любимую математику (физику, историю, Тургенева, Вивальди, UriahHeep, футбол...)


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/308