Библиотека V1

Бос Л. Двенадцать драконов в борьбе против социальных инициатив

Раздел: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры
Автор: Dima
Дата: 2007/5/11
Ключевые слова: Вальдорфская педагогика

 


Лекс Бос. Двенадцать драконов в борьбе против социальных инициатив


Сначала внимательнее приглядимся к выражению «социальная инициатива».

Оно содержит в себе странное противоречие. Ведь когда мы говорим про инициативы, мы имеем в виду не произвол или случайный порыв. Мы думаем тогда про деятельность, которая исходит из сущности человека. Это слово употребляют слишком часто, за счет этого оно и стало обыденным. Но можно сказать, что истинной инициативе присуща едва ли не некоторая святость. Человек чувствует себя повязанным с инициативой, она будто принадлежит к глубине его естества и продвигается по собственной воле. Этим объясняется то, что люди чувствуют нападение на себя лично, когда кто-то критикует их инициативу или ей угрожает крах.

Прилагательным «социальный» обозначается то, что касается действий, целиком исходящих от других людей. «Социальный» - это всегда альтруистичный, ориентированных на других.

Соединение слов «социальный» и «инициатива» указывает на нечто, полностью исходящее из внутренней сущности одного человека и одновременно полностью обращенное к другим людям. Как достичь того, чтобы мое личное действие подлинно инициативного характера было полностью ориентировано на то, что нужно другим людям?

Развязывание этого противоречия сопряжено с развитием свободы. Ведь не свободен и тот, кто исходит только из внутреннего, позволяет своим страстям владеть собой - и тот, кто определяет свои поступки согласно задаваемым извне нормам. В социальных инициативах обе эти несвободы способны соединяться в свободу; ведь свобода не дается нам, а должна быть развита нами в борьбе с противодействующими силами. Потому, на мой взгляд, социальные инициативы находятся в постоянной опасности. И это нормально.

Сначала я хотел бы высказаться образно. Когда в мыслях проявляется желание нового дела, или когда чувствуешь, как нарастает воля к претворению его в жизнь, то возникает переживание, родственное переживанию женщины, ждущей ребенка: что-то хочет во мне и благодаря мне рождаться. И когда инициатива действительно начинается, мы начинаем относиться к ней, как к хрупкому ребенку. И опасности угрожают ему со всех сторон, как драконы в сказках.

Наша инициатива-ребенок тоже будет преследоваться драконом и не одним. Я собираюсь представить целое семейство Драконов. Когда с ним знакомы заранее и могут его распознать, то намного больше шансов это семейство одолеть. Да и использовать силы Драконов на пользу делу!

Ведь даже тогда, когда Драконы выступают инструментом зла, они необходимы нам как силы сопротивления. Благодаря этому наша инициатива будет крепкой и плодовитой.

Материал, который лег в основу моих размышлений, возник из работы голландской Триодос-группы - организации, помогающей развиваться новым инициативам. На протяжении десяти лет группа имела возможность помогать многим другим группа при рождении и воспитании своих детей-инициатив. Имя «Триодос» означало «тройной путь». В нашем понимании помощь при становлении инициативы должна отражать обсуждение трех вопросов:



Мы получили возможность наблюдать сотни инициатив в их развитии; с нами сотрудничали, когда собирались открывать детский сад, магазин, лабораторию, издательство, фабрику игрушек, типографию, сельскохозяйственное предприятие… Этот опыт и научил меня пониманию того, какими Драконами преследуются инициативы. Теперь я постараюсь их перечислить в свободной последовательности.


1. Дракон-финансовая помощь


Кто когда-либо пробовал начинать новое дело, знает, что быстро складывается ситуация, когда возникает денежный голод. Деньги требуются для новых построек, для увеличения тиража изданий, для приобретения машин, для обучения новых людей… Именно в такие мгновения мечтают о большом наследстве. Инициативная группа сидит, вздыхает и стонет - но не имеет лишней копейки. Ах, если б сейчас померла тетенька Клавдия! Или: если бы мы вдруг получили щедрую поддержку от государства! Или: вот бы один из нас выиграл в лотерею главный приз.

В таких мыслях скрывается сильное искушение. Что же произойдет, если вдруг на столе появится сто тысяч марок? Теперь инициатива будто бы способна воплотиться в жизнь. Можно сразу же построить новый детский сад, издать четыре следующих номера газеты, завезти большие запасы в магазин, демонстрируя покупателям возможность выбора.

Но тогда наступает минута, когда деньги становятся всем. Теперь должен быть дан ответ на вопрос: действительно ли инициатива нужна другим людям?

Сквозь все описания Драконов красной нитью проходит вопрос отношения инициативы со внешним миром. Это становится понятным, когда мы обнаруживаем: тетенька Клавдия осталась жива, государство не собирается помогать, в спортлото нам не везет. Что тогда вынуждена делать инициативная группа? Альтернативою может быть кропотливая кампания, например, поиск пожертвований. Это означает, что члены инициативной группы должны обращаться с просьбами к сотням людей. И не только для того, чтобы просить, но и воодушевленно рассказывать про инициативу.

Какие новые реальности возникают из этого? Возможно, группа до этого времени обсуждала инициативу только в узком кругу. Там было легко договориться. Теперь придется говорить про нее с другими людьми, да так, чтобы они хватались за кошельки. Во-вторых, члены группы могут обнаружить, что их представления о содержании инициативы - разные. Например, каждый услышит, что про инициативу говорят другие. Такой опыт помогает избежать недоразумений на ранней стадии, пока они не переросли в конфликт.

Наконец, в результате такой рекламной кампании возникает теплая одежда, укутывающая инициативу. Пожертвование - «теплые» деньги; субсидия, наследство, выигрыш - «холодные». От этих последних тоже не следует отказываться, но нужно осознавать, насколько важно «теплое» прикрытие. Из фактов пожертвований можно понять, нужна ли инициатива только самим инициаторам, или еще и людям, которым помогают воплотить ее в жизнь. Подобные кампании приводят и к разочарованиям: никто ни способен увлечься такой прекрасной инициативой! Это не лучший опыт, но и такой реальности мы должны смотреть в глаза...


2. Дракон-управление


Существуют люди с прекрасными идеями, имеющие в голове множество фантастических проектов. Весьма вероятно, что мир только и ждет их замыслов. Но, к сожалению, часто такие люди не имеют свободного время, чтобы самостоятельно воплощать свои идеи. Тогда они ищут людей, способных реализовать их проект. Нет ничего плохого в том, что люди увлекаются чужими идеями. Однако тот, кто сам не имеет времени или сил воплотить свой проект в жизнь, не должен добиваться для себя монополии на истинное видение положения дел. Группа, берущаяся за работу, должна иметь возможность вольно реализовывать проект по собственному разумению.

Я знаком с одной особой, у которой была прекрасная идея терапевтического магазина, где бы не только продавались, но и приготавливались медицинские препараты. Она убедила группу людей начать работу в этом направлении. Сама эта особа не имела времени вообще, но была «духовным отцом» и периодически вмешивалась в реализацию идеи. Она всегда протестовала, когда группа развивала инициативу в направлении, которое ей не нравилось. Определенные советы этого человека могли бы быть полезны для рабочей группы; но общий принцип руководства, исходящий из абстрактных идей, а не конкретного опыта, к сожалению, привел к разрыву.

На зрелой фазе развития инициативы между группой, которая была носителем и блюстителем идеи, и другой группой, работающей практически, неминуемо возникает разделение труда. Угроза, что рабочей группе будет определен руководитель, командующий издалека (то есть бюрократично), носит постоянный характер.

Характерно, что в вальдорфских школах учителя обязаны совместно формировать управление школой. Некоторые из них могут быть частично освобождены от ряда педагогических обязанностей, чтобы иметь больше времени для организаторской работы. Но профессиональных управленцев, «специалистов» в вальдорфских школах остерегаются. Ведь те полностью отходят от работы с детьми и не занимаются собственно педагогикой. Они сидят за письменным столом и руководят. А такое руководство пагубно для любого педагогического творчества.


3. Дракон-организация


Мы уже пережили несколько ситуаций, когда инициативы на самом первом этапе развития уже обзаводились полностью разработанной структурой: предприятие поддержки и рабочее предприятие, оба с руководством и опекунским советом, подробными статутами и организационными схемами, настолько обстоятельными, что доходило до точно рассчитанных на пять лет вперед расчетов и балансов.

Тут отражается стиль людей, у которых мало доверия к жизни. Жизнь создает свои собственные формы. Река прокладывает свое русло. Живое развитие показывает само, какие формы ему необходимы. Люди в упомянутых инициативных группах так мало доверяли жизни, что создавали формы задолго до того, как их могла бы дать жизнь.

Возникает вопрос: а может ли протекать жизнь в этих формах? Как может инициатива внутри такой структуры свободно развернуться? Не направлено ли течение дел с самого начала в оторванное от жизни русло?

Дракон-организация возникает также и в модельной форме, приобретая тогда более идеологический характер. Я вспоминаю группу людей, желавших в одном месте открыть кафе вместе с магазинчиком и помещением для лекций. Все они были проникнуты идеей трехчленности социального организма. Они говорили: магазин - это экономическая жизнь, кофейная, место встречи людей - это социальная жизнь, лекционный зал - духовная жизнь. Прибыль от магазина станет фондом для культурного центра.

Так они себе все вообразили. Но вот модель столкнулась с реальностью. Начали возникать разнообразные проблемы с людьми, желавших сотрудничать в этой инициативе - они почувствовали непреодолимый догматизм, спускающийся сверху и останавливающий всякое развитие.


4. Дракон-объединение


Этого дракона мне случалось обнаруживать в разнообразных школьных инициативах. Во многих городах Голландии так называемое «нейтральное» воспитание стало таким неважнецким, что в конце концов у многих родителей лопнуло терпение. Они уже приготовились создавать альтернативные школы. (Если собрать достаточное количество подписей, то относительно просто основать новую школу. Государство при этом обязано оказывать денежную поддержку).

И вот формально-юридически школа основывается, но тут начинается реальность. Нужно найти учителей, купить учебные материалы, оборудовать классные комнаты, урегулировать отношения школьной коллегии (учителей и родителей) и т.д. Тут обнаруживается, что отринувшие старое участники инициативы до нового имеют весьма разные ожидания.

Кто-то интерпретирует понятие «альтернативный» демократично: родители должны иметь возможность участвовать в решение всех вопросов (как с определенного возраста и школьники). Кто-то выступает за антиавторитарность: свободу детей не стоит ограничивать. Еще кто-то говорит про Дальтона, Монтессори и вальдорфскую школу.

Конечно, с самого начала про это говорили. Но обдумывать всерьез было недосуг: ведь тогда на группу навалилось так много практических вопросов, связанных с денежной помощью и прочими материальными обстоятельствами.

С этого и начинается разъединение. Инициативной группе угрожает внутреннее крушение, и вместе с тем начинает шататься фундамент под всей школой.

Хуже всего, если неминуемые дискуссии про содержание и основы, про образ человека и общества начинаются лишь тогда, когда школа уже приступила к работе. И встает основной вопрос: могут ли все эти течения уживаться друг с другом?

Конечно, для некоторых людей в группе это не кажется препятствием. Они говорят: «Будем толерантными. Все эти разнообразные педагогические направления имеют свои сильные и слабые стороны. От каждого можно взять что-то хорошее: художественные элементы из вальдорфской школы, самодеятельность из Монтессори, проектные задания из Дальтон-плана… Разве мы не можем все это объединить?»

Но практично ли такое направление мыслей: «Давайте соберем все в кучу и из того выберем лучшее!» От этого чаще возникают бесцветные, серые компромиссы с внутренним напряжением. Дракон-разъединение усыпляет наше сознание во время «беременности» и «рождения» инициативы; он предлагает отнестись к разнообразным инициативам как к одной. Понимание приходит позже. Но тогда чистка для уже действующей инициативы оборачивается катастрофой. Как только Дракону отрубают голову, сразу же на ее месте вырастают две новых. Так и тут. Среди прочих нас подстерегают уже известный Дракон-организация, а также Дракон-секта.


5. Дракон-нарцисс


Нарцисс, увидев свое отражение в озере, влюбился в него. Именно так группа людей может влюбиться в собственные идеи. От внутреннего переполнения идеей возникает огромное чувство ответственности за ее осуществление. «Это же понятно, весь мир только ждет, чтобы мы осчастливили его нашей идеей». Человек начинает так жить идеей и так желает ее осуществить, что перестает воспринимать реальность.

Как-то Гете сказал, что глаз не должен ничего желать. Если к восприятию присоединяются силы страстей, мы вовне видим только плоды своего воображения. Обувной фабрикант видит только людей, которым срочно требуется обувь, и обувь именно его фабрики. Только действительно ли он видит потребность в обуви или только свое желание прибыли?

Так бывает и с идеальными пристрастиями. Конечно, они бывают красивыми и истинными. Но в ту минуту, когда страсти начинают преобладать, восприятие затуманивается. Участники такой инициативы стремятся дать ответы на запросы, которых нет в обществе.

Это может привести к тому, что такие люди тратят все больше энергии, а увлечение своими идеями и фанатизм доводят их до миссионерства. Такое положение вещей может способствовать возникновению заболеваний. Ведь такие люди оказываются в постоянно нарастающем поле напряжения между идеей и реальностью.


6. Дракон-дилетант


Человеку, берущийся за воплощение инициативы, нужны соответствующие умения. Идея может ясно вырисовываться перед глазами. Но еще неизвестно - способен ли человек ее воплотить. Воображение и добрая воля надолго не заменят профессионализма.

Часто инициативу начинают без особых знаний. Знания могут прийти постепенно. Человек может развиваться, работая над определенной задачей. Но сам собой профессионализм не появится. Нужно серьезно работать над собой.

На качества, необходимые для реализации инициативы, указывает она сама. Каждое изменение во внешнем мире должно отвечать изменениям во внутреннем мире. Процесс внешнего развития находит свое дополнение во внутреннем самоусовершенствовании. Кто этого не видит, и считает, что, оставаясь сам топтаться на месте, он сможет сдвинуть с места развитие внешнего мира - тот не понимает, что все проблемы, возникающие в реализации инициативы, связаны с недостатком собственных знаний и тем, что человек не достаточно хорошо работал над собой. Социальные события не становятся для такого человека процессом личностного обучения.

В целом это может касаться и всей инициативной группы. Во всем, что происходит иначе, чем они воображают, причину проблем они видят во внешнем мире: власть, общество, родители, финансы… Дракон-дилетант неутомимо нашептывает нам, что мы можем оставаться такими, как есть, - и мы остаемся дилетантами…


7. Дракон-секта


Сначала мы описывали силы противодействия, как Драконов, желающих проглотить новорожденную инициативу-ребенка. Но Драконы продолжают действовать и тогда, когда дитя подрастет.

Педагогика может исходить из многообразных представлений о человеке. Разные формы школ должны иметь возможность свободно конкурировать между собой. При этом серьезные инициативы, возникающие в связи с определенным направлением, хотят сохранить свою идентичность. И это правильно; импульсы духовной жизни не должны растворяться в компромиссах, им важно удержать своеобразие. Но снаружи группа обязана быть открытой. Каждый, кто интересуется плодами ее работы, должен иметь такую возможность.

Дракон-секта стремится вывернуть наизнанку приверженность своеобразию: дать тому принципу, по которому группа, так сказать, «закрывается» внутри себя, действовать вовне. Участники инициативы, порабощенные Драконом-сектой, считают достойным внимания только людей, близких себе по духу. Весь остальной мир становится им чуждым и враждебным - пока сам в свою очередь не начинает так же отчужденно относиться и к ним.


8. Дракон-паразит


В наше время много людей недовольно тем, что работа не дает им возможностей развиваться. Они чувствуют себя шестеренкой в машине. Они хотели бы пережить в работе нечто позитивное - достигнуть самореализации через профессиональный рост, социальную общность и т.д. Такие люди склонны становиться жертвами искушения использовать социальный проект лишь для собственного развития. Они стремятся ко внешней активности для самосовершенствования и ради желания ощутить себя как группу.

Я знаю одну школу, которая была основано именно потому, что группа людей хотела вместе идти путем ученичества. Школа была объектом, на котором эти люди испытывали себя. И сегодня, через двадцать лет, видны последствия столь шаткого главного мотива основателей.


9. Дракон-спешка


Этого Дракона можно также назвать Драконом-экспансией. Он ускоряет процесс созревания инициативы и тем самым создает полный хаос внутренних отношений. Перед тем, как родиться, ребенок вынашивается девять месяцев. Так и инициативе нужен определенный срок для того, чтобы ее создатели смогли стать настоящей рабочей группой. Тогда становится понятно, чего, собственно люди хотят, каково общее содержание их задач. После этого инициатива может отважно держаться даже под натиском бури. Это же время созревания нужно и для того, чтобы понять, действительно есть потребность в этой инициативе. Спокойное развитие является и необходимым условием того, чтобы найти правильную организационную форму.

Дракон-спешка подстегивает инициативу рождаться и развиваться побыстрее.

Этот Дракон приходит изнутри, когда участники инициативы полны нетерпения. Их пронизывает своеобразная жадность, толкающая на преждевременную организацию.

Извне Дракон часто приходит в виде недвижимости, зданий, земельных участков. Группа, например, планирует создать детский сад. Она точно знает, что планы еще недостаточно вызрели, но внезапно появляется шанс: дом, помещение! «Такое удобное размещение, так дешево! Теперь быстрее действовать. Такого случая больше не будет!»

Непостижимо, насколько недвижимость делает людей фанатичными и одержимыми, насколько она сужает сознание. Мгновенно начинается перестройка здания. Вскоре группа настолько идентифицирует себя с домом, что решение отказаться от покупки и подождать уже требует неимоверных усилий.

Этот Дракон приходит и по-другому. Инициатива пришла куда-то слишком поздно. Например, в какой-либо местности родители уже давно ждут вальдорфскую школу. Но этим долго никто не желает воспользоваться. Наконец, возникает маленький круг инициаторов. Едва была основана игровая вальдорфская группа, как туда ринулись дети. «Почему не сразу детский сад? Должен уже существовать и первый класс, быть может, скомбинированный со вторым…». Инициатива сразу оказывается под большим давлением. И поскольку родилась она поздно, то ее вынуждают слишком быстро расти, придавая характер преждевременно рожденной. Такими подлыми парадоксами действует Дракон-спешка.

Но и в этом случае симптомы поспешного развития будут те же самые: недостаток внутренних и внешних творческих сил. Количество не переходит в качеством. Своим ростом инициатива уничтожает саму себя.


10. Дракон-автономия


Человек очень хотел бы быть независимым и как можно меньше просить других о чем-либо. На начальной стадии развития инициативы это касается преимущественно денег. У группы есть и идея, и люди. Не хватает лишь материальных средств. В самой природе дела заложено, что новые инициативы получают реальные стартовые возможности лишь через добровольные пожертвования. Именно пожертвования показывают нужность инициативы. И поскольку добровольны, то прямо не обязывают инициативу чего-то достичь.

Дракон-автономия нашептывает: «Ты не должен просить милостыню. Инициатива, которая себя уважает, должна себя и содержать». На практике это означает, что инициативная группа берет нормальные кредиты с выгодными для кредиторов процентами. Но это означает, что каждый месяц или каждый год нужно выплачивать кредиторам определенную сумму. В этом нет ничего плохого. Но подходит ли такая форма финансирования на начальном этапе? Ведь редко творцы инициативы способны предвидеть все реальные затраты и тот срок, когда инициатива войдет в нормальный ритм. Инициатива сразу взваливает на свои плечи тяжелую ношу: в духовном плане - обязанность определенных достижений, в материальном - денежных выплат.

Когда ребенок на столь ранней стадии уже обременен обширными обязательствами, ему трудно будет вырасти здоровым.

Новым инициативам, чтобы расправить свои крылья, нужны стартовые возможности, даруемые теплом добровольных пожертвований: в виде ли денег, продукции, в форме помощи в работе или вкладов самих первопроходцев.


11. Дракон-приспособление


Этого Дракона можно также назвать «рутинным» Драконом.

У определенной группы людей есть хорошие идеалистические замыслы. Но вот они сталкиваются в жестокой реальностью внешнего мира. Есть школьные законы, диктующие невозможные вещи: например, количество квадратных метров окон на одного ребенка. Инспектор ставит четкие требования относительно ведения бухгалтерии. Достижение определенного числа сотрудников требует по закону создания школьного совета. Существуют положения о правилах регистрации инициативы. Обнаруживается, что, например, при основании нового заведения нужно внести в статус некий очень неприятный параграф.

Так со всех сторон инициатива наталкивается на грубую реальность.

И каждый раз встает вопрос: «Должны ли мы делать что-то не так, как считаем правильным? Должны ли мы приспосабливаться? Вступать ли нам в открытое противоборство с системой, которая не оставляет места для нашей инициативы?»

Дракон-приспособление говорит на каждом шаге: «Приспособьтесь. Борьба с бюрократией отбирает слишком много сил и времени. Есть более важные дела. Ваша идея достаточно сильна, чтобы пережить такое приспосабливание».

Процесс приспособления всегда идет очень маленькими шагами. Дракон действует по так называемой «салями»-тактике. Колбаса «салями» становится все меньше и меньше в меру того, как от нее вырезают тоненькие ломтики. Такое понятие возникло во время войны как характеристика тактики оккупационной власти. Эта власть шаг за шагом стремилась подавить нас: личная регистрация, сдача меди, радио… Вставал вопрос: «Стоит ли сейчас сопротивляться? Нужно ли мне рисковать и гибнуть из-за таких мелочей?» Каждый шаг был таким маленьким, что большинство решало приспосабливаться. Но тому, кто через три года оглядывался назад и видел, куда он пришел этими мизерными шагами - становилось страшно.

После нескольких лет работы Дракона-приспособления инициативная группа может сказать себе: «А что, собственно, нового осталось в нашей инициативе? Мы приходили к согласию, но у нас не осталось ничего от вдохновенных замыслов. Мы пришли к бесцветным развалинам».


12. Дракон-соло


В некоторых инициативах сам основатель оказывается наибольшей опасностью для своего творения. Человек или группа так идентифицировали себя со своей инициативой, что другие люди практически не могут принять в ней участие.

Когда инициатива крепнет, появляющимся новым людям тоже должно быть предложено взять на себя ответственность. Но основатели не могут вообразить, что другие люди тоже могут вести их инициативу. Основатели сами принимают все решения. И вот люди начинают в конце концов выходить из дела, так как чувствуют, что не могут в нем по-настоящему сотрудничать.

До того момента, пока основатели лично присутствуют в деле, такое положение дел еще можно понять. Дракон-соло начинает действовать тогда, когда основатель становится невидимым. Но у него кругом его друзья, родственники, люди, которые ему обязаны. У сотрудников крепнет ощущение, что «тайное общество» стоит за кулисами и дергает нитки (несмотря на то, что будто бы приветствуется открытость). И не удивительно, что такая инициатива гибнет вместе с основателем и всей его генерацией.


ДРАКОНЫ В ПАРАХ


При описании отдельных Драконов мы не обращали внимания на их взаимосвязь. Фактически же каждый Дракон имеет свое дополнение. Я коротко назову пары Драконов. Видно, что один из них действует сильнее извне, а другой - изнутри.


Первая пара: Дракон-денежная помощь и Дракон-автономия


Итак, Дракон-финансовая помощь несет с собой опасность стать полностью зависимым от субсидий или наследства умирающей тети. Опасно, когда необходимые средства приходят без особых усилий.

Дракон-автономия, напротив, искушает не принимать никаких подарков от мира. Пораженные этим Драконом люди хотят так наладить свои дела, чтобы сразу самим себе содержать.


Вторая пара: Дракон-дилетант и Дракон-паразит


Дракон-дилетант действует тогда, когда люди не понимают, что социальные изменения могут происходить тогда, когда вместе с ними меняется и сам человек. Кто не работает над собой, тот не может внести ничего существенного в развитие проекта.

Дракон-паразит приводит к противоположному: человек так увлекается самоусовершенствованием, что и внешний мир стремится использовать лишь для своего развития.


Третья пара: Дракон-управление и Дракон-соло


Дракон-соло приводит к тому, что человек или маленькая группа держит в своих руках всю социальную инициативу. Инициатива, так сказать, постепенно «пожирает» себя - для других в ней не остается места.

Дракон-управление достигает обратного. Руководитель быстро устанавливает дистанцию с инициативой и отдает пространство действия другим. Они должны работать. Но со стороны они будут ощущать постоянное бюрократическое вмешательство.

В первом случае инициативу ведут лишь люди, давшие импульс ее созданию. Во втором они «дистанционно управляют» теми, кто выполняет работу.


Четвертая пара: Дракон-организация и Дракон-спешка


Дракон-организация описан нами как причина той ситуации, когда форма творит насилие над жизнью. Инициаторы нового лишены доверия к жизненным процессам. Дракон-организация сразу же начинает создавать формы.

Дракон-спешка подводит нас к другой зоне риска: инициатива растет, и растет, и растет… и гибнет в хаосе. Здесь не придерживаются никаких правил, живут без всяких структур. Все растет быстро и аморфно.

А жизнь требует равновесия меж формой и движением.


Пятая пара: Дракон-Нарцисс и Дракон-приспособление


Дракон-нарцисс действует так, что группа влюбляется в свои собственные идеи. Она перестает воспринимать действительность. Когда же вмешивается Дракон-приспособление, то внешние обстоятельства заставляют инициативу терять самобытные идеи.


Шестая пара: Дракон-объединение и Дракон-секта


У пациентов должна быть возможность выбирать врачей, у родителей - школу, которой они доверяют. Однако, это имеет смысл лишь тогда, когда существует подлинная возможность выбора. Когда перед нами не серая масса одинаковых школ и оздоровительных центров, а яркое множество разнообразных инициатив.

И если у кого-то есть потребность в том, что я могу предложить, у него должна быть возможность обратиться ко мне. Это касается также и школы: она должна открыть свои двери для всех, кто ей интересуется.

Дракон-объединение и Дракон-секта стараются запутать эти два принципа. Первый из них стремится собрать в кучу разнородные инициативы, не способные вместе плодотворно взаимодействовать. Предлагаемое им «братское сотрудничество» разных направлений часто парализует силы инициаторов или приводит к тяжелому внутреннему напряжению. А Дракон-секта ограничивает малой группой близких по духу людей то, что должно быть открыто внешнему миру; он говорит: «Вам нужно сохранить плоды своего труда для вас самих и для малой группы избранных».


*  *  *


Так мы упорядочили всех Драконов в шесть пар. С одной стороны перед нами Драконы, слишком открытых для внешнего мира. Однако, определенная закрытость нужно для того, чтобы нечто на самом деле могло созреть и инициатива обрести свой особенный облик. С другой стороны, перед нами группа, соблазняющих группу слишком сильно закрыться в себе, жить только в своих идеях и отделиться от мира.


Перевод с немецкого Николая Шпака и Ярославы Терлецкой


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/85