Библиотека V1

Михайлова Н., Юсфин С. Ребенок и педагог в договорном пространстве

Раздел: Организация детской жизни и модели учебного процесса
Автор: shperk
Дата: 2007/3/24
Ключевые слова: подростковая педагогика, сельская школа, пятый класс, педагогика поддержки

p>Овладение договором как культурным
механизмом, регулирующим отношения, возникающие между разными людьми (их установками, взглядами,
предпочтениями, желаниями и возможностями) на принципах равных прав и равных ответственностей,
предоставляет ребенку колоссальные образовательные возможности.


Равенство в договоре определяется
добровольным стремлением людей к согласию и сотрудничеству, что, возможно,
потребует от них добровольного отказа от тех притязаний, которые входят в
неразрешимое противоречие с их же собственными желаниями.


Договор – это всегда выбор, как минимум двух людей,
построенный на расширении одних возможностей и на ограничении других
(расширении позиции и ограничении амбиций).



Это происходит при условии:


·       
если для педагога и ребенка договор является возможностью
объединить их интересы и усилия и направить их на разрешение проблем ребенка;


·       
что оба видят друг в друге желанных партнеров по
взаимодействию;


·       
если между ними существуют доверительные и открытые отношения;


·       
если они готовы к совместному исследованию проблемы;



·       
если сложенных воедино совместных сил ребенка и педагога
(знаний, умений, ресурсов) достаточно для решения проблемы (или для привлечения
к ней новых сил).


Отношение ребенка к
самому себе как к субъекту собственной проблемы, субъекту права на ее
разрешение и является главным условием, при котором возможно установление
различных видов договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребенка»,
«Договор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор-сотрудничество».



Договор на условиях ребенка


На этапе
согласования целей и интересов взрослого и ребенка, педагог ведет диалог с
ребенком, ориентируясь, прежде всего, на то, чтобы выявить ожидания ребенка
относительно совместных действий. Задача педагога состоит в том, чтобы
закрепить это желание, развить его, еще раз подтвердить, что он заинтересован в
разрешении проблемы ребенка. На этом этапе должны быть выбраны и согласованы
конкретные, реальные цели, которые должны быть по силам договаривающимся
сторонам.


На этапе совместного
проектирования программы деятельности по согласованным целям педагог, в первую
очередь, предоставляет ребенку находить и предлагать варианты выхода из
проблемы. Он корректирует ситуации, при которых ребенок привычно начинает
высказывать неверие в то, что проблема может быть разрешена, и стимулирует
любую попытку выйти на конструктивные предложения со стороны ребенка. Педагог,
находясь в диалоге с ребенком, с одной стороны, имеет возможность исследовать
представления ребенка о том, какие пути разрешения проблемы он видит, а с
другой – привлекает его к анализу эффективности\неэффективности
того или иного варианта, при необходимости, но очень осторожно, ставя под
сомнение оценки и высказывания ребенка. В завершении сам ребенок указывает тот
вариант, который ему кажется приемлемым.


На этапе
согласования норм взаимодействия и условий выполнения принятого плана, педагог
предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив это тем, что ему (ребенку)
лучше знать, КТО и КАК должен действовать, чтобы его проблема была
действительно разрешена. Педагог может уточнять, ставить под сомнение условия,
выдвинутые ребенком, но он их НЕ ДОЛЖЕН ОСПАРИВАТЬ, поскольку педагогическая
задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые
почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и
реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.


Так, впервые, ребенок получает
возможность УЧИТЬ педагога. А педагог впервые может опираться на
самостоятельность и опыт ребенка.




Договор на условиях педагога


Данная форма договора выбирается
тогда, когда ребенок затрудняется в самостоятельном выборе варианта. Он пока не
готов к самостоятельным действиям по выдвижению и выбору условий. Педагог
выступает в роли предлагающего варианты, но не настаивающего на них. Варианты в
данном случае являются предметом критического отношения и познания ребенка.
Педагог поддерживает критическое отношение ребенка к происходящему.


Он как бы все время запрашивает
совет ребенка, относительно каждого варианта: «Не знаю, какой из вариантов
лучше. Что ты думаешь по этому поводу? Выбор, в конечном счете, будет только за
тобой ». Также педагог поступает и на этапе согласования норм взаимодействия и
осуществления планов.


По-существу, данная форма договора
раскрывает перед ребенком различные возможности в решении его проблемы, которые
он не видел. Но предлагаемые педагогом условия должны быть понятны ребенку,
принимаемы им, а самое главное – ребенок должен быть успешен в их претворении.
Таким образом, ребенок как бы заранее «примеривает на себя» то, что ему
предлагается и выбирает то, что ему кажется необходимым или более приемлемым.


Ребенок приобретает уверенность в
себе, которая стимулирует его желание разрешать собственные проблемы. А для
этого ребенку необходимо стать решительным, чтобы выбрать, а затем решительным,
чтобы успешно воплотить. На это и направлены, в первую очередь, выдвигаемые
педагогом условия.


В этом договоре ребенок учится у педагога
конструировать варианты, но при этом обучает педагога относиться к себе как к
человеку, свободно принимающему или отвергающему чужие предложения. А по
существу, ребенок и учит и обучается одновременно.



Договор-компромисс


Он появляется, как правило, после
предыдущих договоров (заключенных и реализованных на условиях одной стороны,
которая как бы вела в договоре). Ребенок, получив опыт совместного
взаимодействия по разрешению проблемы, и удостоверившись, что он может быть
успешным, относится к новым договорным обязательствам уже более спокойно и
уверенно. Поскольку педагог стимулирует его активность, то ребенок сам начинает
движение по соотнесению целей и интересов, условий и обязательств – своих и
педагога.



На этапе согласования целей и
интересов, как правило, никаких трений между педагогом и ребенком не должно
возникать: оба хотят, чтобы проблема была разрешена. Однако на втором этапе –
согласования средств деятельности и проектирования программы возникают
трудности, поскольку ребенок предлагает варианты деятельности для других, т.е.
выступает в роли «заказчика», видя в педагоге «исполнителя».


Педагог критикует такой подход, выбирая для
себя только то, что ребенку действительно невозможно или очень трудно без
взрослого сделать. Таким образом, перед ребенком возникает проблема выбора: или
он должен согласиться с вариантом педагога, но это означает, что ребенок сам
активно подключается к деятельности; или отказаться, но при этом остаться с
неразрешенной проблемой. Поскольку ни одно из этих решений ребенка не
устраивает, он будет искать для себя приемлемый выход. Педагог, понимая это,
помогает ребенку осваивать культуру компромисса, заключая с ребенком договор в
тех пределах, в которых сам ребенок может учитывать интересы педагога (интересы
Другого).


Через
договор-компромисс педагог содействует разрешению проблемы ребенка, но главное
– он предоставляет ребенку возможность развивать способности восприятия как
другого человека, так и себя как его партнера. Ребенок учится и привыкает быть для Другого равным в праве и равным в
ответственности.



Договор-сотрудничество


Характеризуется тем, что ребенок
испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет на
риск взять полную ответственность за ее разрешение и за то, что может
последовать. Он готов предпринять, а возможно уже и предпринимает в этом направлении
самостоятельные действия, не согласованные с педагогом. Однако, его попытки не
приводят к желаемым результатам.


Причины этого могут быть самые
разные, но все они лежат в диапазоне «НЕ МОГУ» ребенка (не может
проанализировать проблему в целом, поскольку видит только ее часть, у него не
хватает каких-то конкретных знаний и умений, т.е. проблема объективно
превышает наличные МОГУ ребенка
).



В этом случае педагог, исследует
ситуацию через диагностику, которую представляют собой все описанные выше формы
«образовательного договора». И убедившись, что ребенок действительно оказался
на пределе своих возможностей, активно включается в эту проблему, действуя в
ней как равноправный субъект с равноправным субъектом, в зоне складывания своих
индивидуальных усилий в одно общее, необходимое и ребенку, и педагогу дело.


Заинтересованность в такого вида
ДЕЛЕ у ребенка и педагога объективно разные. Ребенок решает свою реальную,
жизненную проблему, преобразуя с помощью педагога имеющуюся ситуацию. А педагог
решает личностно-профессиональную проблему. Личностную – доверительные, добрые,
открытые, поддерживающие ребенка отношения. А профессиональную – создает
условия для выращивания ребенком «из самого себя» субъекта собственной
жизнедеятельности – человека, которого не
только все учат, но и который способен обучать себя и других.



Наталья МИХАЙЛОВА, Семен ЮСФИН


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/25