Маленьким школам плохо. Нет новых учебников, книжек в библиотеке, преподавателя иностранного языка, физкультуры, нет краски для ремонта. Над многими из них висит постоянная угроза закрытия. И каждая выбирает свой путь томительного ожидания свершения неизвестной судьбы или (все-таки!) сотворения своей жизни по своему плану.
Можно бесконечно жаловаться, а можно потихонечку придумывать что-то самому, не ожидая помощи, как это делают учителя сельских малочисленных школ, расположенных вокруг тихого старинного Углича. Местное управление образования с радостью поддерживает учительскую инициативу. Вот издали недавно сборник авторских разработок разноуровневых и разновозрастных уроков из опыта нескольких маленьких деревенских школ. И нет у них ощущения беспомощности и безвыходности, напротив, чувства возникают самые замечательные интерес, радость, восторг.
Безударные гласные в корне слова одна из самых трудных тем в начальной школе, требующая постоянного повторения. Дети ошибаются и не любят безударных гласных. Гораздо интереснее смотреть на проселочную дорогу за окном, полную жизни, чем писать бесконечные упражнения. И учительница Клементьевской средней школы Татьяна Волкова решила не уводить детей с дороги, загоняя в класс, а превратить урок русского языка в путешествие по окрестным деревням. В классе вместе занимаются второклассники и третьеклассники, перед ними на столе разложена карта Ярославской области, карточки с заданиями, картинки, тексты.
Ребята! Посмотрите на карту нашей Ярославской области. На что похожа наша земля? На сердце! Это место, где наше сердце радуется, живет, потому что это наша родина. Давайте отправимся в путешествие по нашей области, по деревням нашего хозяйства.
Ребятам нравится такое неожиданное начало урока, они с интересом рассматривают карту района (кстати, ученики четвертого класса уже вполне смогут изготовить такую карту сами), где большими буквами выделены названия окрестных деревень. В каждом из них пропущены безударные гласные. Ребята ищут проверочные слова, а заодно рассуждают об этимологии названий мест: Добрилово - наверное, там добрые люди живут! Ученики третьего класса проверяют работу у второклассников, исправляют ошибки, нарочно допущенные учителем в диктанте, который они ему диктуют. Вроде бы обычный урок с упражнениями и проверкой, но все время идет разговор о жизни конкретных людей, соседей: чем они заняты, какие у них проблемы? Одна из деревень, Плоховка, нежилая.
Да, есть такие деревни в нашей округе, с грустью говорит учительница. Одни печные трубы да одинокие деревья напоминают о том, что здесь когда-то жили люди. Может быть, вы знаете еще такие деревни?
И неожиданно притихшие дети называют еще несколько таких деревень: Михали, Митьково, Саулино, Рыжницы...
Еще более удивительный случай урок математики в середине февраля, в котором участвуют одновременно ученики 4 классов Терютинской средней школы. Толстой говорил: Уберите предметное знание и поговорите с ребенком о том, что случилось сегодня утром. В Терютинской школе математика связана с живой жизнью сегодня утром начал таять снег, и невозможно оторваться, хочется сбивать сосульки с крыльца. И считать их заодно, например.
Урок про уравнения; попытка совместить интересующие события и программные требования. Учитель говорит с детьми о сугробах под окнами, ярком солнце, приближающейся весне. А потом шестилетки рисуют солнышки в тетрадях и считают лучики, а второклассники - четвероклассники тем временем заняты устным счетом, вытаскивая из сугробов, нарисованных на доске, примеры на сложение и вычитание. Потом малыши-первоклашки предлагают старшим ребятам простые задачи, по условию которых они должны составить уравнения, а четвероклассники объясняют младшим ребятам принцип решения уравнений. Потом все вместе мастерят картонные кормушки для птиц, рассчитывая периметр и площадь (первоклассники измеряют длину стенок кормушки). Все работают вместе, помогая друг другу, и при этом каждый делает то, что ему по силам. И наступающая за окном весна мимо не проходит. А это очень важно для деревенского ребенка.
Мне кажется отличной идеей в маленькой сельской школе, где все друг друга знают, проводить совместные уроки не только для начальных классов, но и для классов, где учатся подростки 11-13 лет. Для них особенно важно в этом возрасте получать те знания, которые они могут тут же применить в жизни. Хотя бы, например, на общем уроке по биологии, где старшие и младшие учат друг друга. Один из вариантов такой деятельности предложен учительницей Ординской основной школы Натальей Кашиновой.
Вы учитесь в разных классах, но на уроках природоведения и биологии изучали похожие темы, говорит она в начале урока. И предлагает продемонстрировать друг другу имеющиеся уже знания о млекопитающих и их классификации. Пятиклассники вразнобой называют самых невероятных животных (почему-то особенно популярны дикий як, индийский буйвол и синий кит). А восьмиклассники щеголяют перед младшими знанием красивых слов названий отрядов млекопитающих: парнокопытные, ластоногие, грызуны. Затем восьмиклассники подбирают подходящие пары. Следующее задание вполне доступно пятиклассникам: подумать о значении слова млекопитающие и поговорить о роли некоторых млекопитающих в природе. Затем все вместе составляют цепи питания, учитель проверяет работу восьмиклассников, восьмиклассники - пятиклассников. Потом непринужденный разговор о знакомом деревенским детям - пользе домашних и диких животных для человека. Такой диалог ребята проводят совершенно спокойно, без вмешательства учителя. Он только слушает и записывает на доске наиболее интересные реплики. И развивает тему дальше, предлагая поговорить об охране особо ценных видов, рассказывая о заповедниках в Ярославской области. Но слишком долгие разговоры утомительны. Поэтому следующая часть занятия посвящается индивидуальной и парной работе пятиклассников по освоению новой информации об охране природы при помощи учебников и немногочисленной, правда, справочной литературы. В это же время восьмиклассники записывают основные признаки млекопитающих. В конце урока - выводы по кругу и раздача домашнего задания.
Таких уроков в сборнике описано множество. Это всего лишь три примера. Может быть, недостаточно замысловатые, яркие, эффектные. Но мне почему-то кажется, что именно они позволяют сельским ученикам достигать сразу многого - чувствовать себя одной большой семьей, делиться имеющимися знаниями с теми, кому они могут пригодиться, и главное - само знание получается живым, настоящим, не оторванным от личного опыта ребенка и здорово расширяющим его.
По материалам сборника "Из опыта работы сельской малочисленной школы",
подготовленного информационно-методическим центром Управления образования