Библиотека V1

Крылова Н., Иванова В. Портрет старшего дошкольника

Раздел: Организация детской жизни и модели учебного процесса
Автор: Dima Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г.
Дата: 2007/5/7
Сегодня многие взрослые убеждены: чем больше знают дети, чем раньше они встают на путь обучения, тем лучше. Но сможем ли мы с той же убежденностью утверждать, что знания, которые мы так усердно даем сегодня, останутся у детей на всю жизнь?
Ключевые слова: старший дошкольный

Аннотация: Сегодня многие взрослые убеждены: чем больше знают дети, чем раньше они встают на путь обучения, тем лучше. Но сможем ли мы с той же убежденностью утверждать, что знания, которые мы так усердно даем сегодня, останутся у детей на всю жизнь?

 


 


Три способа обобщения


Известно, что основополагающая особенность детей шестого года жизни состоит в возможности овладения под руководством взрослого тремя способами обобщения эмпирическим, анализом через синтез, восхождением к конкретному, при котором частное, единичное рассматривается как проявление всеобщего. Третий тип обобщения относится к теоретическому обобщению и является продуктом умозаключения, полученного опосредованным, путем через систему рассуждений. Освоить такое обобщение - значит перейти к увязыванию внешне весьма различных явлений в едином процессе их происхождения из общего «начала», используя при лом всю совокупность эмпирических данных о реальном процессе развития предмета (В. В. Давыдов). Овладение умозаключающим обобщением показывает, что содержание объективного мира раскрылось человеку в связях и зависимостях (С. Л. Рубинштейн). Мозг пятилетнего ребенка, освоившего все три способа обобщения, становится «органом свободы» (А. Р. Лурия, Е. В. Субботский), позволяет старшему дошкольнику выстраивать свое личностное поведение, заранее прогнозируя последствия своих поступков и посредством механизма рефлексии осуществлять самопознание и самоотношение, т. е. обогащать свое самосознание.


Ступеньки возрастных возможностей


Старший дошкольник в детском саду чувствует себя комфорте, все знакомо и привычно как в группе, так и в других помещениях детского суда. Знакомыми стали все взрослые сотрудники учреждения; понятны и близки воспитатели. Сроднились дети и между собой. Установились прочные дружеские взаимоотношения между двумя-тремя детьми и их семьями. Эта дружба часто сохраняется и в школьные годы.

В сравнении с детьми младшей и средней групп, психологическое отличие между которыми не столь уж значительное, пятилетний дошкольник переходит в старшую группу, как бы перешагивая сразу через две ступеньки в своих возрастающих возможностях; уходит несдержанность, незащищенность, и появляются чувство собственного достоинства, индивидуальный стиль освоенных видов деятельностей, своеобразие .творческих дарований.

Дети шестого года жизни имеют собственное мнение и о других детях, и о взрослых, а главное - о себе. Два предшествующих года не прошли даром: дети узнали сами себя, влюбились в себя, открыли свою неповторимость как индивидуальностей. Однако эти открытия не только не мешают, а наоборот становится основой для признания достоинств, уникальности дарований своих товарищей: так, Ринат, лучше всех умеет лепить лошадей; Алеша-лучший рисовальщик в группе, Вика - умело вырезает; Костя-самый справедливый арбитр в разрешении ссор, споров; Света-красиво танцует; Алена быстрее всех бегает. Так можно продолжать, характеризуя каждого ребенка группы. Вместе с тем, конечно, задачей воспитателей является не только поддержка завоеванного статуса в глазах товарищей, но и содействие обогащению возможностей развития открытой одаренности, чтобы самооценки и оценки результатов были адекватными.

Пятилетний дошкольник очень дорожит своей самостоятельностью. Он, правда, не всегда объективно оценивает свои возможности, «замахивается» на объем дела, явно превышающий резервы его физического развития. Поэтому, чтобы сохранить его уверенность в самостоятельности, защитить самолюбие, воспитателю надо предупредить воспитанника, дав ему варианты выбора: сначала можно сделать это, а потом, если время останется, - это. Если же совет не будет им услышан, то последствия убедят его в необходимости прислушиваться к опыту старших.

Воспитанники старшей группы охотно, по собственной инициативе идут на индивидуальное общение с воспитателем. Они любят порассуждать: мальчики размышляют на темы «Почему пароход не тонет.., лев сильнее слона?». Девочки щебечут на темы: «Какая Снежная королева злая, а платье у нее красивое.., Золушка добрая.., Золотая рыбка...?

Аня: Если бы была совсем добрая, корыто бы новое оставила.

Вика: Баба рыбку ведь обидела?!

Алена: Дед тоже обидел рыбку. Зачем бабу слушался?!

Дети просят задать им вопрос трудный-претрудный, например, с удовольствием решают такие: Какой камень в воде бывает? Без чего нельзя хлеб испечь? Ты да я, да мы с тобой, сколько будет человек?. А и Б сидели на трубе...

В старшей группе должен быть создан особый интеллектуальный фон. Всяческую поддержку должны получать разговоры детей между собой на темы, связанные с их опытом, приобретенным через разнообразные каналы познания. Еженедельные встречи с родителями, с людьми разных профессий обогащают содержательность личных контактов между детьми.


Душа обязана трудиться


Характерной особенностью детей, воспитанных в «Детском саду - доме радости», является их потребность быть постоянно занятыми деятельностями, в которых они получают значимые для них результаты. Старшие дошкольники-«прагматики» (Я. 3. Неверович, О. Г. Князева, Н. Н. Поддъяков). Но все-таки, они еще дети, поэтому воспитатель постоянно наблюдает за каждым из воспитанников и продумывает, какую задачу, интересную и посильную поставить перед ним, в каком виде деятельности, чтобы осваивалась «обязанность души трудиться» {С. Я. Маршак). Затем необходим совместный с ребенком индивидуальный интимный анализ результатов его деятельности, совершенных им поступков. По отношению к детям шестого года жизни публичные критические выступления воспитателя, обвинения в провинностях недопустимы. Такт, деликатность, уважительность поддерживают чувство собственного достоинства. Даже если провинность очевидна, воспитатель спокойно выслушивает обиженную сторону и говорит: «В этом надо разобраться.., мы разберемся...» Многозначительным обещанием «разберемся» для провинившегося снимается острота ситуации, дается возможность в отсроченное время самому ребенку проанализировать совершенный поступок, пережить чувство стыда, неловкости или, наоборот, найти аргументы для своей защиты.

Поведение девочек и мальчиков этой группы в конфликтных ситуациях имеет существенные отличия, учет которых поможет воспитателю грамотно вести каждого участника конфликта к справедливому решению. Для мальчика самое главное-справедливость. Для девочки с ее повышенной эмоциональной реакцией главное ответить на вопрос: «Кто кого обидел?» Своеобразны взаимоотношения мальчика и девочки в конфликтной ситуации, при ее разборе. Часто инициатором ссоры бывает девочка, но она же и громче плачет, считая себя обиженной. Именно тон разговора воспитателя с мальчиком помогает ему, во-первых, убедиться в справедливости разрешения им конфликта, а во-вторых (и это тоже важно), найти правильную форму взаимоотношений с девочкой.

В.: Очень неприятно делать ошибки. Сам на себя обижаешься. И виноватых нет (обращает монолог к мальчику). Такое обращение вызывает у него сочувствие к девочке: ведь обида-то у нее на себя саму. И тогда он проявляет уступчивость, свойственную поведению истинного мужчины. Но не надо думать, что он бросится ее обнимать, целовать или словами выражать ей сочувствие. Нет, большинство мальчиков повернутся и, ничего не говоря, уйдут, но по действиям, жестам будет понятно, что он больше не сердится на обидчицу: «Что с нее возьмешь-думает мальчик,-что с ней поделаешь, ...девочка...».

После реакции мальчика можно вести разговор с девочкой. В.: Ну что же, бывает, что ошибешься... Обидно... Да, но ведь Костя не обиделся на тебя, хотя ты и ошиблась, не права была... В ответ на такой разговор, сугубо интимный, у девочки возникает чувство сожаления о своей ошибке и благодарность за то, что ее простили. Вот такое взаимное движение душ надо вызвать.


Объединение коллективом


Если в младшей группе мы учили детей любить себя, то теперь важно, чтоб и старшие дошкольники научились видеть своих товарищей, замечали в других то, чего им самим не хватает. Старшие дети утверждают себя через заботу о других. Поэтому только в старшей группе вводятся дежурства и лишь в тех видах трудовой деятельности, которые осваивались с младшей группы: сервировка стола, подготовка пособий к занятиям. Хорошо освоенные в предшествующих группах виды труда становятся формой организации коллективных взаимоотношений (стирка, мытье игрушек и других предметов, приведение игрушек в порядок). Такой же формой развития гармонических взаимоотношений становятся разнообразные виды игр, которые получают истинный расцвет и по содержанию, и по организации, а также многие виды продуктивной изобразительной и конструктивной деягельности, результаты которой создаются детьми целенаправленно, в хорошем смысле слова «прагматично».

По каким же признакам мы назовем объединение детей коллективом?

1. Добровольное объединение детей, воспринимающих друг друга как неповторимые индивидуальности, т. е. каждый имеет свое собственное мнение, но в то же время осознающих не только свои достоинства, но и то, в чем их возможности ограничены, но могут быть дополнены сотрудничеством с товарищем. Следовательно, объединение строится по закону гармонии, оркестра, «когда каждый инструмент своим звучанием обогащает музыкальное произведение.

2. Объединение образуется с целью выполнить совместными усилиями задачу, имеющую общечеловечески значимую ценность.

3. Каждый участник объединения - мастер деятельности, которую будет выполнять: сам определяет замысел; сам выбирает материал; сам отбирает в соответствии с материалом средства (орудия, инструменты); сам осуществляет действия, преобразующие предмет; сам добивается качества результата; сам оценивает и его, и себя как его создателя.

4. Между членами коллектива распределяются обязанности на основе закона гармонии - дополнительности, предполагающем учет максимальных возможностей каждого в обеспечении общего результата деятельности.

5. Выбор организующего органа «мозгового центра» самоуправления.

Следовательно, когда воспитатель будет планировать создание обстановки, побуждающей детей создавать коллективы, он будет ставить задачу: наблюдать, как на основе освоенной под ею руководством деятельности дети овладевают личностным поведением. Ведь каждый будет стремиться подтвердить и сохранить чувство собственного достоинства, но форму отстаивания своих позиций, в соответствии с этикетом общения в коллективе, еще надо открыть. «Теоретические» занятия в форме этических бесед (основы методики их разработать Л. Н. Князевой), могут оказать существенное влияние на осознание детьми норм взаимоотношений. Но от воспитателя требуется «ювелирное» освоение «технологии» ведения вербального общения. Иначе мы подучим именно в старшей группе резонеров, конформистов. Поэтому мы в основу нашей методики кладем организацию деятельности детей таким образом, чтобы именно самостоятельность в условиях проблемных ситуаций требовала бы от каждого участника согласования действий со своими товарищами без участия взрослого.

Успешность коллективного принятия решений для ребенка старшей группы определяется формой организации и его деятельности. Такой формой организации и коллективного труда, и коллективной лепки или рисования всегда становится игра. Почему игра, если дети уже в старшей группе? Потому что потребность в игре не имеет возрастных ограничений, она - ежеминутная потребность здорового человеческого организма, устремленного к идеалу.


Н.М. КРЫЛОВА

В.Т. ИВАНОВА

 


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/45