Воспитатели во время утреннего сбора:
Сегодня нас с вами ждет интересная работа в разных центрах. В центре искусства мы приготовили шишки, камешки, каштаны и разноцветную фольгу. В центре математики есть карточки с заданиями и коробки, а в коробках ... тоже шишки, камешки, каштаны. В центр науки Наташа положила свою новую книгу о морских обитателях. В центре литературы вас ждет Олина мама Кира Павловна, она поможет научиться работать на пишущей машинке. Пожалуйста, подумайте и решите, какое дело вы выберите для себя (чем вы будете заниматься).
Я буду делать компьютер в центре строительства.
Я пойду в центр песка и воды, буду строить дорогу для своей новой машинки.
Я хочу рисовать принцессу, у моей сестры сегодня день рождения, я приготовлю для нее подарок.
…
Бывает и вот так.
Если дети раннего, младшего (и иногда в случае, если программа «Сообщество» начата только в этой группе, то и среднего и старшего дошкольного возраста) требуют организующего (поддерживающего) влияния взрослых – быть в подгруппах вместе с детьми, помогать, подсказывать, то, в случае, если программа начата еще с раннего возраста, дети старшей группы вполне самостоятельны, автономны, результативны.
Это уточнение важно для понимания того, что цели, а значит и результаты программы «Сообщество» как раз и выражаются в том, что ребенок старшего дошкольного возраста готов и способен сам организовать свою деятельность. Особенности ребенка старшего дошкольного возраста, прожившего несколько лет в программе в его инициативности, в ответственности, в осознанном отношении к выбору дела, к организации работы (игра тоже работа), к оценке результатов выбранного дела и к пониманию своих перспектив, достижений и причин неудач. Что очень важно, в умении, в готовности работать в команде (в группе, в подгруппе, в паре).
Это не значит, что все дети однозначно инициативны, рефлексивны, предельно ответственны, все - таки, они по-прежнему разные, так как люди не похожи друг на друга. Одни предпочитают придумывать и предлагать, другие принимать чужие идеи, третьи включаться в работу тогда, когда основная ее часть уже выполнена другими, четвертые в большинстве случаев работают в одиночку и для себя. Но это же дает представление о том, что в старшей группе, работающей по программе «Сообщество» важно, чтобы у детей была постоянная возможность выбора не только интересного, но и важного для других, полезного дела, чтобы взрослые подчеркивали значение и значимость дела, результат которого пригодится в отсроченной перспективе.
«Если сейчас побольше потренироваться и научиться нанизывать мелкие бусинки на нитку, то будешь терпеливым, а в школе лучше будут получаться буквы».
В старшей (иногда и в средней группе) для успешной реализации программы «Сообщество» изменяется роль и значимость ассистента воспитателя. Ассистент – второй педагог, работающий в группе одновременно с первым, основным. Итак, если дети вошли во вкус работы в Центрах активности, если дети научились планировать и достигать результатов, если в детском саду за несколько лет накоплен достаточный фонд разноуровневых учебных заданий и материалов, если создана хорошая развивающая среда, то старшая группа (иногда и средняя) не требуют наличия большого (дополнительного) количества взрослых. При правильно организованной ранее работе дети должны быть уже готовы работать в команде или самостоятельно, это должно стать культурой группы. Индивидуализация образования, разность личных достижений вполне может проявляться в том, что одни дети готовы работать самостоятельно в большей мере, другие в меньшей, в одном виде деятельности или практически во всех – это программе не мешает. Дети помогают друг другу, учат друг друга не менее, а более успешно.
В основе работы по программе в этой возрастной группе понимание того, что дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно сформированный субъективный опыт во многих сферах жизнедеятельности. Субъективность опыта основана на том, что дети находятся в разных социальных ситуациях (различны состав, культура семей, информационные потоки), избирательно внимание самого ребенка и различны психологические возможности (особенности восприятия, объем памяти, уровень воображения). На первый взгляд, это создает дополнительные трудности для организации образовательной работы. На самом же деле, более важны достоинства таких различий, чем трудности. Дело в том, что к старшему дошкольному возрасту можно говорить о том, что у ребенка сформировался не только некий запас представлений об окружающем мире, но и познавательные умения – наблюдать, сравнивать, обобщать, прогнозировать. Ребенок готов к работе с различными источниками информации. Для удовлетворения своих потребностей он может обратиться к книге, к воспитателю, другому взрослому или сверстнику, к телевизионной передаче и т.п. Это позволяет наполнить тематические проекты более широким содержанием и разнообразными видами деятельности. Если младшим были доступны в основном деятельности связанные с играми и предметно-практическими действиями, то старшие с удовольствием экспериментируют, работают со сложной техникой (пишущая машинка, диктофон, компьютер, тостер), читают, считают, пишут (копирую) слова, и по-прежнему, играют. Т.е. они достаточно легко находят интересное и полезное дело. Если младшие, в основном работали по одному, то старшие дети объединяются в подгруппы по интересам, поддерживают друг друга, оказывают друг на друга большое обучающее и воспитывающее влияние. Т. е. дети способствуют обучению и развитию друг друга.
К этому возрасту можно наблюдать как дифференцируется, становится все более индивидуальной инициативность – кто-то из детей чаще всего предлагает идеи дел и действий, но не стремится к участию в них; кто-то принимает инициативы других детей и успешно разворачивает деятельность; кто-то берется подвести итоги общей деятельности, рассказать как все вместе достигали успеха; кто-то всегда остается «в тени» лидера; кто-то стремится общаться со всеми, кто-то всегда выбирает партнером одного и того же ребенка; кто-то направлен на познание нового, кто-то с удовольствием многократно повторяет усвоенные ранее действия. В любом случае, если в старшей группе у детей есть право выбора, если воспитатели серьезно относятся к достижениям детей, если полученные знания обсуждаются и «окультуриваются», то дети и взрослые способны достигать значительных результатов.
В старшей группе тематические проекты могут иметь самое неожиданное содержание и включать разнообразные виды деятельности, вполне серьезной, учебной. Например, в проекте «Отделение» дети исследовали все, что может быть отделено – белок от желтка, часть от целого в механизмах, в камешках, в песке и т.п. В проекте «Пауки» исследовали в своих собственных квартирах где, как селятся, как живут эти насекомые. И что еще более важно для нашего ориентированного на обучение педагогического сознания – во всех проектах дети весьма успешно и самостоятельно выполняют разнообразнейшие учебные действия – считают, читают, списывают и так далее. НО, эти учебные умения ФУНКЦИОНАЛЬНЫ, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения. Ребенок не просто умеет читать или писать, а читает и записывает рецепты при приготовлении пищи, не просто считает, а ведет счет ингредиентов.
Что в итоге?
А в итоге мы считаем ребенок, проживший свои дошкольные годы в программе «Сообщество» избирательно инициативен в познании, в установлении и поддержании социальных контактов, в организации и реализации деятельности. Избирательность обусловлена и окрашена внутренними социально-направленными мотивами (узнать, понять, позаботиться и т.п.), личными ценностями ребенка и ценностями социального окружения (прежде всего семьи). Ребенок осознает свои достижения (прежде всего, так как они придают ребенку уверенность в собственных силах и возможностях), затруднений и открывающиеся перспективы. Это прекрасный ученик, и хороший человек.
Лидия СВИРСКАЯ