Библиотека V1

Свирская Л. Почему у трактора большие колеса?

Раздел: Организация детской жизни и модели учебного процесса
Автор: Dima Газета "детский сад со всех сторон" № 28, июль 2004 года
Дата: 2007/5/9
Развитие ребенка в огромной мере зависит от того, как складывается его личный опыт, как и с чем идут к нему другие люди - и дети и взрослые, от того, что ему самому важно и интересно. Так считают педагоги программы «Сообщество».
Ключевые слова: старший дошкольный, step by step

Аннотация: Развитие ребенка в огромной мере зависит от того, как складывается его личный опыт, как и с чем идут к нему другие люди - и дети и взрослые, от того, что ему самому важно и интересно. Так считают педагоги программы «Сообщество».

 


 


 


Заметки о разговоре


УТРОМ. А вот у меня сегодня две машинки новые - одну папа подарил, а вторую мама. Папина лучше, она мне больше нравится, потому что она гоночная. Она красивая, только у нее колесики маленькие очень. Почему маленькие? Не знаю, наверное, их такими сделали на игрушечном заводе. У трактора большие, а у этой машинки маленькие.

Почему разные колеса у гоночной и трактора? Так трактор большой, а гоночная машинка маленькая. А вот смотрите, как моя машинка может проехать (сильно толкает ее, машинка катится под столами). А трактор так не может, он же тяжелый. Вот смотрите.

ВЕЧЕРОМ. А я догадался, почему у трактора и гоночной машинки колеса разные! Трактору нужны большие колеса, потому что он ездит по грязи и тащит тяжелые бревна, а гоночная ничего не возит, только быстро ездит, а на грязной дороге она просто застрянет.

Что помогло ребенку сделать это неполное, но самостоятельное умозаключение? Многократное прокатывание игрушечных машинок в играх в течение дня то по паркету, то по ворсистому ковру, то по песку; наблюдение за проезжавшими мимо детского сада тракторами и легковыми машинами, разговоры с «опытными» мальчиками.

Чем я могу помочь в «развитии» его понимания особенностей этой автотранспортной механики и нужно ли это делать, все-таки ребенку всего 4 года?

Пожалуй, нужно, иначе бы его глаза не были так внимательны, а обращения ко мне так часты:«вот смотрите», «а теперь как она поехала».

Но как? На картинках? На словах? Попробуем так. Смотри, вот моя рука (от локтя до кончиков пальцев) - будет дорогой. Трактор едет по дороге сначала по ровной, а теперь на дороге яма (выгибаю кисть немного вверх). Смотри как трактор проедет - колеса такие большие, что дно (днище) трактора и бампер не задели за дорогу. Мальчики заглядывают в просвет между игрушкой и рукой. А теперь горка будет (слегка сжимаю ладонь, выгибая ее вверх). Трактор опять едет и не задевает днищем за дорогу. Почему?

Колеса большие, и днище трактора высоко над землей и дорогой. А если гоночная машина поедет? Попробуем?

Мальчики прокатывают по моей руке то одну, то другую машину. Сгибают мою руку и стараются рассмотреть, что же происходит между рукой и машинами. И, наконец, сами догадываются - у гоночной машинки колеса маленькие, она может ездить только по гладкой, ровной дороге, потому что она гоночная - скоростная, для нее нужна очень хорошая дорога. Трактору нужны колеса большие, потому что его задача ездить по неровной (плохой) дороге.


Интерес + окружающие условия = развитие


Для чего я описывала этот незатейливый сюжет?

Для того, чтобы дать нам, взрослым, еще раз возможность понять - развитие ребенка зависит в огромной мере от того, как складывается его личный опыт, как (с чем) к нему идут другие люди - и дети, и взрослые, от того, что ему самому нужно, важно, интересно. Не столько паспортный возраст, сколько окружающие ребенка условия и взаимная заинтересованность окружающих в том, чтобы хотеть и иметь возможность познавать, общаться, играть.

Таким образом, вновь можно повторить знакомые уже слова - они (дети среднего дошкольного возраста) разные. Такие, какими их сотворила Божественная природа, социальная среда и мы, заинтересованные в их счастье взрослые. Единственно, в отличие от малышей, к среднему дошкольному возрасту мы уже достаточно много сделали для того, чтобы сказать: «А вот и результаты!» И капризы, и двойственность в поведении, и успехи, и первые достижения, и неудачи - все результат развития заложенного природой и сознательных или не очень, правильных и не очень правильных, воздействий взрослых.


Портрет возраста


Какими видятся через призму программы «Сообщество» дети среднего дошкольного возраста, если вообще возможен такой взгляд через хорошую, но все же «бумагу»? Весьма и весьма активными, любопытными, готовыми делать множество самых разнообразных дел и открытий каждый день, только бы было что и с кем.

В средней группе дети с одинаковым энтузиазмом играют и по одиночке, и парами, и всей группой. Невероятно ценят внимание взрослых, если те не «играют» во внимание, а искренне заинтересованы в совместных действиях, не сюсюкают с детьми, а относятся к ним как равным, взрослым, серьезным, не умаляют их способностей, а позволяют им реализовываться.

На наш взгляд, диапазон интересов детей среднего дошкольного возраста значительно расширяется и превосходит то, что традиционно входит в содержание программ дошкольного образования.

Детей, к 4-5 годам вполне накопивших представления в ходе путешествий с родителями, многочасовых просмотров видео и рассматривания книг вместе со старшими братьями-сестрами, интересуют не только сезонные изменения в природе, не только предметы мебели или животные (традиционное содержание), но и море, жизнь разных людей, иномарки, фантастические супергерои и многое другое, иногда самое неожиданное.

Что с этим делать?

Учитывать интересы и потребности детей, следовать их желаниям, использовать по максимуму социальную среду. Например, те семьи, которые вернулись из путешествия, вполне могут прийти в группу с фотографиями, некоторыми интересными для детей приобретениями (раковинами, кораллами, сувенирами). Старшие братья и сестры, умеющие играть в детские игры, петь детские песни, и в то же время уже имеющие более серьезный социальный и учебный опыт, могут прийти, чтобы поиграть, почитать, порисовать с детьми, помочь им освоить буквы или цифры.

Мы приводим пример самого близкого социального круга - членов семей, так как семьи, в отличие от центров искусства или оздоровления, бассейнов, музеев и больших библиотек, есть везде, где живут дети.


Вывести за рамки обыденности


Группа детского сада, которую посещают дети 4-5 лет, на наш взгляд, должна соответствовать их насущным интересам и потребностям - предоставлять возможность для активного движения (лазание, подтягивание, перелезание, прыжки), для общих игр и игр «в укромном уголке», для рассматривания «одиночных» объектов и объектов, представляющих в определенном смысле «серию». Например, мы заметили, что детей невероятно интересует то, что выводит их восприятие и воображение за рамки обыденности - не только привычные современному взгляду корабли, но и старинные галеоны, бригантины, яхты; не только традиционно выглядящая посуда (мебель, одежда, здания и т.п.), но и старинные, коллекционные образцы.

Мы назвали это «от хижины дяди Тома до Лувра и дворца современного нувориша». Что может помочь?

Рекламные каталоги, различные журналы (авто, мода, ландшафтный дизайн и т.п.), которые дети могут рассматривать, а при желании и разрезать, выбирая то, что особенно по душе. Есть еще одно наблюдение - дети любят маленькие, правильнее даже очень маленькие необычные предметы или игрушки - не традиционного резинового или пластмассового пупса, а куколку, которую легко уместить в кармашке, ладошке, не лодку, а лодочку - секретик, сувенирчик. Возможно, это помогает ребенку создавать свой мир.


Лидия СВИРСКАЯ, г. Великий Новгород


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c17/64