Всем известно, что начальных классах закладывается
основа для дальнейшего обучения детей.
В 1997 году я взяла I класс. Два
года работы по новой педтехнологии дали мне очень
многое: учащимся было интересно на уроках, они почувствовали необходимость в
учении, радость школьной жизни, желание познать новое, стали дружески относится
друг к другу и с удовольствием помогать товарищам, появилась культура общения,
программный материал был качественно усвоен, увеличился темп чтения и т.д.
Я согласна с Л.С. Выготским в том, что «… ребенок
сможет самостоятельно сделать что-либо только после того, как осуществил это в
сотрудничестве со своими сверстниками или со взрослыми».
Практика показала, что в разновозрастной группе помощь и контроль со
стороны старших учащихся естественнее и не вызывает раздражения у обучаемого.
Это важное условие поддержания желания учиться.
С 1999 учебного года на базе моего класса открыли
разновозрастный экспериментальный 2-3 класс. Эта группа была открыта по
результатам тестирования, анкетирования и по желанию родителей. В группу
набрали 17 учащихся. Из них второклассников – 6, третьеклассников – 11. В
итоге: 3 ученика за год прошли программу 2-3 классов, успешно выполнили переводные-итоговые контрольные работы за 3 класс,
переведены в 4 класс; остальные дети учебную программу прошли с опережением.
Для организации занятий мною были подготовлены и
составлены дидактические
материалы: карточки по темам, карточки-задания по каждому блоку, вопросники,
тесты, индивидуальные планы, алгоритмы, блочно-тематические планирования, видеоуроки, учеты знаний, методические приемы совместной
работы III класса с учащимися II класса по математике.
Изучение программного
материала было организовано через методики коллективных занятий в группах.
Учебный процесс обеспечивается
коллективной организационной формой учебного процесса (пары сменного состава)
наряду и с другими формами: групповой, парной, индивидуальной. Умелое сочетание
методик коллективных занятий и других организационных форм дает хорошие
результаты. Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими
дозами.
Вводные в тему уроки я даю по
блокам. Ученики работают по специально подготовленному раздаточному материалу.
Каждый ученик проходит тему своим темпом с учетом психологических особенностей
развития. Ведется учет и координация учебного материала, маршрута для каждого
ученика. Овладев предыдущим учебным материалом на хорошем уровне, учащиеся
продвигаются из одной группы в другую. Наиболее подготовленным учащимся дается
большая самостоятельность, они изучают тему самостоятельно.
Сильных учащихся удерживать
нельзя, им необходимо самоутверждение и мотивация к учению. Опережающим
учащимся даю дополнительную работу из других учебников, задачников,
дидактических материалов, задачи олимпиадного характера.
Итоговый контроль по блоку
осуществляется в виде устного зачета. В конце каждого блока провожу обобщающие
уроки, уроки-зачеты, уроки радости «по опыту Говоровой А.И.» и т.д.
Учащиеся сами выпускают
математические газеты «Плюс-минус», выступают перед классом. После усвоения
учебного материала по блокам, темам я даю учащимся упражнения творческого
характера: дети сами составляют примеры, задачи, взаимодиктанты,
вопросники, примеры для устного счета (по темам и блокам), на уроках проводят
интеллектуальные разминки, составляют задачки для блиц-турнира.
Успешно сдавших зачеты
учащихся я привлекаю в качестве «учителей» помогать, изучать темы или принимать
зачеты у других, например, у отставших учеников параллельных классов.
Также несколько успевающих
третьеклассников по своей инициативе подготовили одноклассников к внутришкольной олимпиаде по математике.
При отсутствии учителя старшие
учащиеся с удовольствием ведут уроки, некоторые учащиеся дают консультации
отстающим учащимся в классе.
Обучаясь по новейшей
технологии, в разновозрастном классе, мои ученики стали более самостоятельными,
рассудительными, ответственными, уверенными. Положительно относятся к учению,
помогают друг другу, каждый участвует в самоуправлении. Развиваются навыки
самоконтроля, организаторские способности. А также дети стали более
общительными, класс в целом стал дружнее.
В
2000-01 уч.г. выпускники (третьеклассники) изучили
часть материала из программы по математике 5 класса. По итогам прошлого
учебного года две ученицы за два года прошли программу 2,3,4-классов по всем
предметам и переведены в 5 класс; остальные третьеклассники изучили всю
программу начальных классов по математике, а по остальным предметам – с
опережением.
Кузьмина А. А.,
учительница начальных классов,
Тюнгюлюнская школа, Якутия