Начиная с 1999-2000 учебного
года в нашей школе создаются разновозрастные группы. В группы набирали учеников
из вторых и третьих классов. Такие группы формируются для осуществления
взаимопомощи и взаимоконтроля в учебном процессе.
На первых занятиях методобъединения учителей русского языка разработали четкий
план поэтапного введения новой педагогической технологии на уроках русского
языка.
Работу начали с изучения
программы и учебников нескольких авторов. Учебный план разделили на блоки. Один
блок изучается в течение 2-3 недель. Ученики работают по специально
подготовленному дидактическому материалу.
Занятия в классах ведутся с
помощью методических приемов КСО. Разумное комбинирование различных форм и
методик работы (индивидуальная и парная, групповая и коллективная формы,
методики КСО: Ривина, «Взаимообмен заданиями», «Взаимопередача тем», «Обратная методика Ривина»)
позволяет гибко строить учебные занятия.
После того, как учащиеся
познакомились с возможными приемами и методами работы, овладели навыками работы
с книгой, справочником, словарем стал возможен переход на взаимообмен темами
между учениками.
Такая организация обучения на
уроке позволяет каждому ученику осваивать материал и работать по своим
способностям. Для каждого ученика составляется индивидуальный план прохождения
программы. Учащиеся при изучении предмета продвигаются в соответствии с их
учебными возможностями. Тем самым у учащихся с более высокими учебными возможностями
появляется время для углубленного изучения предмета и более качественного
усвоения программного материала.
Теоретический
материал в большинстве блоков вводится через лекции учителя, через методику взаимопередачи тем, изучение темы в постоянных парах. На
первых уроках мы с ребятами составляем опорные конспекты, заносим основные
понятия в «Словари-помощники». Затем организуется взаимообучение
детей.
Приведу пример урока по
методике «Взаимопередача тем».
Тема делится на подтемы таким образом, чтобы ученики могли начать изучение
данной темы с любой подтемы.
Например, тему «Имя
существительное» я разделила на четыре подтемы:
1. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
2. Изменение имен существительных по родам.
3. Изменение имен существительных по числам.
4. Изменение имен существительных по падежам.
В соответствии с количеством подтем класс разделила на 4 малые группы.
Каждая группа получает
карточку с заданиями для изучения одной из подтем.
Задания в карточках не дублируются. Они с разными упражнениями. Каждая карточка
делится на 2 части: теоретическая и практические задания. Закончив работу по
карточке, ученик сдает тетрадь на проверку учителю. Потом обмениваются
карточками. Учащиеся, закончившие тему раньше других, сдают зачет и начинают
изучение другой темы. Зачет по теории дети сдают только на «4» и «5». На уроках
идет работа по изучению, закреплению и проверке нескольких тем.
1.
Ученик
слушал мое объяснение теории.
2.
Составлял
опорный конспект, учил самостоятельно по ОК.
3.
Приступал к
выполнению заданий.
4.
После этого
переходил к контрольным работам.
Мною используются такие формы
контроля как:
1.
Индивидуальная
сдача тем учителю.
2.
Контрольные
тесты.
3.
Контрольные
диктанты.
4.
Групповые
зачеты по контрольным карточкам-заданиям.
Обязательно ведется учет
знаний по мере изучения блоков, заполняются маршрутные листы. По итогам
четверти проводятся контрольные работы, проверка каллиграфии, беглости чтения,
скорописи, тестирование.
Для организации коллективных
занятий подготовила дидактические материалы по классам:
v
Блочно-тематические
планы на год.
v
Карточки-задания
по каждому блоку.
v
Вопросники.
v
Карточки по
ВОЗ.
v
Карточки по
ВПТ.
v
Тексты взаимодиктантов, изложений.
v
Карточки
для организации работы в парах сменного состава.
v
Составила
«Словарь трудных слов».
v
Сгруппировала
словарные слова.
По урокам чтения тоже
составляю блочно-тематическое планирование. По каждому блоку проводится вводный
урок, где объясняются незнакомые слова, выражения, проводится словарная работа.
На этих уроках использую методику Ривина (поабзацная проработка). Эта работа проходит в парах
сменного состава. Такой вид работы очень нравится ученикам. Они много
двигаются, не устают, работают с несколькими партнерами, много говорят. За
работу друг другу ставят оценки за чтение и за пересказ. Затем защищают свои
оценки учителю. Только после этого они имеют право принимать зачет у других
учащихся.
Осенью сразу дается перечень
всех стихотворений, которые дети за год должны выучить наизусть. По мере своих
возможностей и способностей учат их в течение года, сдают на оценку. На
обобщающих уроках проводим творческие работы: сочинения, письменные ответы на
вопросы, составляем мини-книжечки, сочиняем загадки, четверостишия.
На уроках
создается комфортный климат в коллективе и это способствует тому, что все
учащиеся на уроках работают, увеличился темп письма и объем выполняемых работ,
повысилась техника чтения.
В результате такой работы мои
дети научились самостоятельно добывать знания, приобрели навыки работы с
учебниками и дополнительной литературой, продвигаться в своем темпе. Становятся
самостоятельными, уверенными в себе. Занятия им стали в радость.
Главный
результат тесного сотрудничества учащихся 2-х и 3-х классов – сформированность коммуникативных умений, навыков
самоконтроля, самооценки, навыков организационно-управленческой деятельности.
КСО в
разновозрастных группах создает творческую атмосферу, доброжелательные
отношения между учащимися, а также между учащимися и учителем.
Обученность
учащихся по русскому языку.
2-3 рв (16 уч-ся)
– 100% успев., 100% качества.
3-4 рв (17 уч-ся)
– 100% успев., 100% качества.
на
«5» на «4» на «3»
2-3 рв (16 уч-ся) 8 уч. –
50% 8 уч.
– 50% -
3-4 рв (17 уч-ся) 11 уч. –
64,7% 6 уч. –
35,2% -
Итоги годовых контрольных работ по русскому языку.
2-3 рв (16 уч-ся)
– 100% -вып., 100% -кач.
3-4 рв (17 уч-ся)
– 100% -вып., 100% -кач.
Тихонова С.А.,
учительница начальных классов,
Тюнгюлюнская школа