Библиотека V1

Гурина О. Значимость архитектуры школы для хода и результатов образования

Раздел: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры
Автор: Egor материалы Конференции по школьному дизайну, 2004 год
Дата: 2007/5/27
Принцип архитектурных построек универсален для разных по своему назначению зданий - прямая линия и угол 90 градусов. Естественно, что такая школьная среда «жестокая», невариативная. Она «навязывает свою логику» тем детям, которые впервые пришли в школу и которые ещё обособлены друг от друга. В таких условиях дети утрачивают свою самобытность и индивидуальность. Подобная среда не позволяет преобразовывать саму себя, а требует лишь подчинения и приспособления к ней.

Не попробовать ли по-другому?
Ключевые слова: Начальная школа, Пятый класс, Школа для подростка, Художественное образование

Аннотация: Принцип архитектурных построек универсален для разных по своему назначению зданий - прямая линия и угол 90 градусов. Естественно, что такая школьная среда «жестокая», невариативная. Она «навязывает свою логику» тем детям, которые впервые пришли в школу и которые ещё обособлены друг от друга. В таких условиях дети утрачивают свою самобытность и индивидуальность. Подобная среда не позволяет преобразовывать саму себя, а требует лишь подчинения и приспособления к ней.

Не попробовать ли по-другому?

1. Метаморфозы архитектуры

 

С развитием человечества архитектура как человеческая практика проходит путь от созданий утилитарных обиталищ (пещеры, шалаша), через появление хижин как наиболее сложных конструктивных произведений с их пафосом пользы и прочности, - к искусству. Это становится возможным с момента появления третьей составляющей этой практики, наряду с «пользой» и «прочностью» - красотой.

 

С этого момента в архитектуре воплощается мировоззрение, идеология и стремление к мифотворчеству. В постройке возникает информационное начало - главное свойство архитектуры. Древний Рим «предложил» понимание архитектуры как воплощение триады требований - пользы, прочности и красоты.

 

При этом архитектурное произведение оставалось цельным средовым объектом, где красоте уделялось внимание едва ли не больше, чем пользе утилитарной. В понятия - красота и польза - вкладывалось гораздо больше смысла, чем принято считать в наше время. Красота тесно смыкалась с пользой, пользой для физического, душевного и духовного здоровья.

 

Конструктивизм первой половины 20 века с его тягой к индустриализации и, наконец сама индустриализация строительства начинают вытеснять из строительного процесса само архитектурное художество как продукт творческого сверхчувственного опыта.

 

Лозунг французского архитектора Ле Корбюзье «Дом - машина для жилья» превращает то, что было произведением искусства и вместилищем души автора, в структурную, упрощенную, примитивную строительную продукцию. Наступает эра механического подхода к организации среды обитания. Глубинные противоречия техногенной цивилизации - создание машин для производства еще более совершенных машин, переносятся и на архитектуру.

 

Возникает поколение архитектурных произведений, ориентированных на оптимизацию жизнедеятельности как производственного процесса. Порождая, при этом агрессивную среду по отношению к человеку; среду гомогенную, скучную и однообразную, вызывающую у человека состояние информационного голода, отвращения к жизни, агрессивности к окружающим.

 

2. Семиотика пространства

 

Ю.М. Лотман указывает: «Погруженный в культурное пространство человек неизбежно создает вокруг себя организованную пространственную сферу. Сфера эта, с одной стороны, включает в себя идейные представления, а сдругой - воссоздающую деятельность человека, т.к. мир, искусственно создаваемый людьми агрокультурный, архитектурный и технический - коррелирует с их семиотическими моделями. Связь здесь взаимная: с одной стороны, архитектурные сооружения копируют пространственный образ универсума, а с другой, этот образ универсума строится по аналогии с созданным человеком миром культурных сооружений.

 

Отношения человека и пространственного образа мира не однонаправлены. С одной стороны, образ этот создается человеком, а с другой - он активно формирует погруженного в него человека.

 

Таким образом, в данной цитате указывается существеннейшее влияние культурно оформленного физического пространства на семиотические модели и, таким образом, на создание человека. И наоборот.

 

Понятно, что если в жизни у человека отсутствует возможность активно осваивать и присваивать культурные коды, упакованные в семиотически оформленном физическом пространстве, его картина мира и само сознание имеет искаженный характер относительно того пространства в котором он живет. С другой стороны, консервативная семиотика пространства (например, архитектура традиционной школы) может навязывать свои смыслы новому поколению, лишая его тем самым, возможности к саморазвитию.

 

3. Архитектура и архитектоника школы

 

Именно об этом писал французский педагог С.Френе: «Она (т.е. архитектура класса) не отвечает требованиям школы. Она исключает всякую работу, кроме письма и пассивного восприятия слов учителя, всякое сотрудничество между учениками и между классом и учителем…»

 

Одним из центральных тезисов концепции этого же автора является утверждение о том, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменения организационных форм учебного процесса и методов учебной работы. С.Френе писал, что необходимо создавать систему особых пространств («детские заповедники» как синтез естественной и искусственной среды, учебные классы, обеспечивающие возможность непосредственных контактов детей и взрослых и т.д.) и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания». А вместе стем архитектура современного школьного здания построена, в основном по принципам промышленных (индустриальных) сооружений. Школа мало чем отличается от солдатских казарм или производственных зданий - те же прямые коридоры, прямоугольные безликие классы и т.д.

 

Принцип архитектурных построек универсален для разных по своему назначению зданий - прямая линия и угол 90 градусов. Естественно, что такая школьная среда «жестокая», невариативная. Она «навязывает свою логику» в первую очередь тем детям, которые впервые пришли в школу и которые представляют собой еще не оформленную, обособленную друг от друга, группу. В таких условиях дети быстро теряют свою собственную самобытность и индивидуальность.

 

Такая среда не позволяет преобразовывать саму себя, а требует лишь подчинения и приспособления к ней.

 

4. Требования к пространству школы

 

Тем не менее, существует тенденция, которая характеризует особенности современной отечественной педагогики - создание психолого-педагогических условий, в которых возможно разворачивание фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. При этом умение не только осваивать, но и самостоятельно конструировать пространство среды становится одной из наиболее актуальных и значимых отличительных характеристик субъектности. Только при условии самостоятельного проектирования мира, в котором человек и начинает жить, можно говорить о его реальной субъектности. Следовательно, активная жизнь характеризуется выстраиванием все новых и новых пространств и их осознанной сменой.

 

Перед нами класс начальной школы; он построен по принципу таинственности, волшебности - в нём пять углов, одна стена круглая. Все это приглашает зайти и посмотреть: «А что там…» В плане он, (класс), напоминает квадрат с вырезанным по кругу углом. В нем стоит школьная мебель, за ней сидят ученики, только парты стоят не одна за другой, да и ученики не сидят «затылок в затылок», а группами по пять - шесть человек. Идёт урок. В классе создана атмосфера творчества, эмпатии, где каждый слышит другого и имеет свое мнение, а отношения строятся на доверии, открытости и взаимопонимании. Учитель задал тон группового сотрудничества, личного отношения ко всему происходящему.

 

Мы фиксируем, что дети легко осваивают новые архитектурные формы, соответствующие детской картине мира (таинственность - волшебность - познаваемость - созидаемость), для них это дополнительная возможность продуктивного взаимодействия друг с другом.

 

Измененная архитектура школы, базирующаяся на применении культурно - исторического опыта поколений и учитывающая психологические особенности детей младшего школьного возраста (арочные переходы, камерные и большие пространства, причудливая лестница, таинственные уголки и т.д.) позитивно воздействует на образовательные процессы и жизнедеятельность детей и взрослых и является дополнительным фактором развития.

 

 

Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c2/192