Библиотека V1

Медреш Е. Что такое качественное образование?

Раздел: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры
Автор: Egor
Дата: 2007/5/27
Качественное образование - это ОБРАЗОВАНИЕ КАЧЕСТВ личности. И оно по сути своей отличается от всех форм КОЛИЧЕСТВЕННОГО образования, которые, конечно же, намного проще измерять, нормировать и контролировать, но которые от этого не становятся КАЧЕСТВЕННЫМИ.
Медреш Евгений Валентинович, директор гимназии «Очаг», учитель истории, член редакционного совета международного проекта «Активная школа», г. Харьков.
Ключевые слова: Школа для подростка

Аннотация: Качественное образование - это ОБРАЗОВАНИЕ КАЧЕСТВ личности. И оно по сути своей отличается от всех форм КОЛИЧЕСТВЕННОГО образования, которые, конечно же, намного проще измерять, нормировать и контролировать, но которые от этого не становятся КАЧЕСТВЕННЫМИ.
Медреш Евгений Валентинович, директор гимназии «Очаг», учитель истории, член редакционного совета международного проекта «Активная школа», г. Харьков.

Очевидно, что качественное образование - это такое, которое нужно каждому, кому вообще нужно образование. Но если попробовать определить его более конструктивно, то оказывается, что у каждого о нем своё собственное представление.

 

За последние годы отечественная школьная теория и практика достаточно далеко ушли от того, чтобы путать понятие «качество образования» с какими-нибудь смутно воображаемыми призраками вроде «всесторонней гармонически развитой личности», параметры которой нормативно определялись решениями партии и правительства. Но сильная традиция «единообразия-единомыслия-единоначалия» при оценке успешности работы учителя и школы в целом сохранилась и даже всячески процветает. Ответ же на любой вопрос полностью зависит от того, кому дано право на него отвечать.

 

У нашего понятия «качество образования» есть известный зарубежный аналог - SchoolEffectiveness. Но у них эта «effectiveness» определяется только для конкретной школы, в некоторых конкретных условиях и на какой-то конкретный срок или период развития. Причем определяется не каким-либо внешним контролирующим или управляющим органом, а местным School Воаrd - выборным школьным советом, состоящим из непосредственных потребителей образования. А у нас качество, эффективность и прочие подобные характеристики учебно-воспитательного процесса определяются государством, единообразно и для всех.

 

Есть четыре реальных субъекта общеобразовательного процесса: педагоги, ученики, родители учеников. А ещё - собственно общество, представленное вузами, предприятиями, фирма ми и фермами, улицами и дворами, парками и стадионами, дискотеками и библиотеками родных городов и сел, ежедневно и ежегодно формируемых (реформируемых, деформируемых) итоговым продуктом нашего базового образования. Но парадоксальным образом все эти субъекты отчуждены, отлучены от процесса определения параметров содержания, его целей, условий и результата, в том числе и от определения и оценки его качества. А принадлежат все эти права чиновнику государственного органа управления образованием.

 

Как он там оказался, оттеснив подлинных участников и субъектов учебных взаимоотношений? Мифом является расхожее утверждение, что государство контролирует образование, поскольку оно его оплачивает и содержит.

Государство не оплачивает образование!

Государство лишь перераспределяет деньги налогоплательщиков в соответствии с их - налогоплательщиков - интересами и поручениями. Может быть, каста госчиновников лучше знает, «чего людям надо», что на самом деле соответствует их интересам? Но тогда это просто рудимент совершенно тупиковой тоталитарной схемы государственного контроля приватных личностных прав и вообще приватной жизни.

 

Как бы там ни было, существенно лишь то, что существует. Прерогатива оценивания качества образования у нас принадлежит чиновникам. Их, словно средневековых схоластиков, можно разделить на две категории - реалистов и номиналистов. (Тем более что схоластика и школа - понятия предельно родственные, однокоренные).

 

Качественное образование чиновник-реалист формулирует примерно таким образом: во-первых, это когда ученики хорошо знают математику, физику, естественные науки, родной и иностранный язык, владеют предметами школьного цикла не только на репродуктивном, но и на конструктивном и творческом уровнях; во-вторых, это когда у учеников объективно хорошие оценки и они с минимальным количеством ошибок проходят стандартизированные государственные экзамены и тесты; в-третьих, это когда ученики активно и успешно принимают участие в предметных олимпиадах районного, городского и более высокого уровня, а также в работе различных кружков и секций.

 

Чиновник-номиналист более склонен отслеживать нормативно-инструктивные параметры организации учебного процесса. Для него качественное образование - это когда все классные журналы заполняются точно в соответствии с инструкция-, ми, вся учительская работа отражена в надлежащих приказах, справках, пояснительных, объяснительных и разъяснительных записках, а протоколы заседаний педсоветов оформлены в соответствии с утвержденным образцом; когда учителя с точностью придерживаются утвержденных министерством учебных программ, пособий, календарно-тематического планирования, учебный план учебного заведения строго воспроизводит типовой общегосударственный учебный план, либо в индивидуальном порядке разрешен опять же министерством, которым в обязательном порядке также должны быть разрешены все учебники, использующиеся в учебном процессе; когда работа пронумерованного, прошитого и пропечатанного печатью учебного заведения строится на директивах вышестоящих ведомственных и административных органов, а его директор, педагогический коллектив в целом и каждый педагогический работник в отдельности способны пояснить, на основании каких именно инструкций, приказов, распоряжений и нормативных документов ими спланировано и произведено то или иное действие.

 

Но образованию генетически присущи иные смыслы, и важнейший среди них - самораскрытие ученика, узнавание им подлинногосамого себя,творение во взаимодействии с учителем своего собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение сведений, правил и норм («знаний-умений-навыков») не может быть самоцелью. Это необходимые, но лишь промежуточные условия становления, самоосуществления личности. Поскольку в открытом гражданском обществе адресатом образования является именно индивидуальная целостная личность, а не те или иные её социальные функции и способы использования.

 

К тому же школой образование не заканчивается, школой оно в действительности только начинается. Подлинное завершение образования - это высшие учебные заведения и система послевузовского обучения. Не сами по себе знания являются целью школы, но ученик, почитающий ценностью знания, интеллект, духовное развитие. Ученик, подготовленный к дальнейшему обучению и нацеленный на него. И если исходить из интересов и приоритетов самой личности, то качественное образование: это образование, которое ощутимо присутствует в человеке и называется образованностью, соединяющей в единое целое все разрозненные итоги обучения по различным академическим предметам и воспитания по различным жизненным аспектам; это образование, к которому хочется обращаться и в дальнейшем, после которого существует живое желание продолжать учиться, а не переступить через него, как через тягостную повинность или законченный формальный этап, необходимый для получения профессии, ремесла. И, наконец, это образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, сформированной внутренней и внешней речью, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию, поступку

 

Качественное образование - это образование качеств личности. И оно по сути своей отличается от всех форм количественного образования, которые, конечно же, намного проще измерять, нормировать и контролировать, но которые от этого не становятся качественными.

 сайт гимназии "Очаг"

 

Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c2/193