Проектные предложения подготовлены на основе 23-летней работы в составе неформального педагогического коллектива, в основном на базе московских школ №№ 734, 1306, 71, 535, красногорской (Московская область) гимназии № 2, Московского социально-педагогического колледжа, Московского центра образования по экономике, менеджменту и праву.
Автор заинтересован в сотрудничестве с государственной общеобразовательной школой на основе следующих проектных предложений, с целью их конкретной разработки совместно с коллективом школы и коллективной реализации.
Проект «Импульс» представляет собой социопедагогическую проектную инициативу. Его задача – инициирование освоения общеобразовательной школой семейно-педагогического режима работы с перспективой реализации долговременного проекта «Школа-Семья».
В январе–мае 2011 г. пройден очередной (5-й) цикл инициирования (на базе школы № 535 г. Москвы).
(2-й) 1989–91 г.: школа № 1306 («Школа Сотрудничества», Москва).
(3-й) 2002-03 г.: Красногорск (Моск. обл.), гимназия № 2.
(4-й) 2004–06 г.: школа № 71 (Москва).
Учителя. В цикле (4) выдвигаемая социально-семейно-педагогическая инициатива вызвала отторжение у большинства учителей. В цикле (5) инициативу поддержали около половины из тех учителей, с которыми она предварительно обсуждалась. Со стороны некоторой части учителей поддержка сохранялась и в ходе реализации инициативы. Другие отказывались продолжать сотрудничество в момент начала практической работы (хотя до тех пор на словах инициативу поддерживали). Директор школы, объясняя невозможность продолжения работы по проекту «Школа-Семья», ссылалась на «усталость» учителей (вызванную общей ситуацией в школьной системе). Этот «диагноз», видимо, адекватен и, кроме того, может быть отнесён также к учителям школы № 71 в 2004–6 гг. и практически любой современной школы. Однако в цикле (5), по сравнению с циклом (4), эта усталость окрашена большей готовностью к поддержке содержательных (не словесных) инноваций и даже к участию в них. Общая тенденция – положительная.
Ученики. В цикле (4) в реализацию инициативы включились 5 учащихся 7 класса, в цикле (5) – 5 учащихся 5 класса (во всех случаях – благодаря минимальному организационному содействию классных руководителей); также в цикле (5) удалось привлечь к работе 1 ученицу 1 класса (первоначально – на основе ситуативно возникшего интереса). Отклик на инициативу в обоих циклах достаточен для начала реализации проекта «Школа-Семья».
Семьи учеников. В цикле (5), по сравнению с циклом (4), возросла эффективность переговоров с родителями учащихся об их включении в реализацию проекта «Школа-Семья». Это изменение вряд ли связано с различиями между школами № 71 (цикл 4) и № 535 (цикл 5): обе школы принципиально ничем не выделяются на общем фоне. По-видимому, здесь проявляется социальная тенденция – рост обеспокоенности взрослых текущим состоянием и перспективами образовательного процесса в школе, где учатся их дети.
Последовательное прохождение циклов инициирования (4) и (5) выявляет устойчивые локально-исторические характеристики начала ХХI века в российском обществе и, в частности, в системе образования. Эти характеристики указывают на возможность социально-семейно-педагогической реорганизации школьной системы и на ключевую роль, которую должна сыграть эта реорганизация для общесоциального оживления.
Автор (инициатор и разработчик проекта «Школа-Семья»), в силу специфики принятых на себя задач, не стремится работать в том или ином образовательном учреждении в обычном (профессионально-должностном) режиме: его работа обусловлена договорённостью с руководителем учреждения о подготовке и реализации социально-семейно-педагогического проекта «Школа-Семья», и выявление непреодолимых препятствий к реализации этой инициативы на базе данного учреждения ведёт к прекращению сотрудничества. Как следствие, неизбежны перерывы в работе автора в школах. Поэтому представляется особенно ценным прохождение цикла (5) после 4-летнего перерыва, подтвердившее предположения автора о принципиальной возможности предлагаемых им преобразований и конкретизировавшее методологию подготовки к ним.