Библиотека V1

Эпштейн М. Почему мы проиграли?

Раздел: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры
Автор: Михаил Маркович Эпштейн
Дата: 2015/12/29
В данной статье автор рассуждает о вине за сложившуюся в современной России общественно-политическую ситуацию. Автор приходит к выводу, что только принимая на себя лично часть такой вины, можно по мере сил пытаться изменить ситуацию. В статье поднимаются вопросы альтернативного образования, свободы личности, идеологии и открытости.
Аннотация: В данной статье автор рассуждает о вине за сложившуюся в современной России общественно-политическую ситуацию. Автор приходит к выводу, что только принимая на себя лично часть такой вины, можно по мере сил пытаться изменить ситуацию. В статье поднимаются вопросы альтернативного образования, свободы личности, идеологии и открытости.


 …Одна из линий разговора на нашей летней XI конференции по альтернативному образованию развернулась вокруг такой темы: виноват ли учитель в том, что происходит сейчас в стране в целом - и, в частности, в поведении наших учеников в новой общественной ситуации.

Я считаю, что я, в том числе, виноват.

Оснований для такого заявления есть несколько.

Но дело еще и в том, что только такой ответ на вопрос «кто виноват?» позволяет мне что-то предпринимать по изменению ситуации. Все иные варианты ответа - устраняют меня от активной деятельности.

Попробую пояснить.



Кто виноват?

Если считать, что в сложившейся ситуации виноваты кто угодно (депутаты, народ, интересы других государств и пр.), кроме меня, то такая позиция не позволяет мне самому что-либо предпринимать для изменения ситуации. Ведь, силы все эти действуют помимо меня…

Только если принять решение, что в ситуации виноват, в том числе, и я, можно попробовать действовать самостоятельно, взять на себя какую-то долю ответственности за происходящее и попытаться хоть как-то (хотя бы в моей зоне ответственности) менять ситуацию…

Можно пытаться понять - что происходит, что было не сделано или сделано не так (в том числе мной) и что нужно делать сейчас… и попробовать это реализовать…



*  *  *


Думать же о том, что все, что сейчас происходит - это и есть, наконец, правильный путь к счастливому развитию страны - у меня не получается.

Новая затяжная война; активная пропаганда ксенофобии, возврат идеологических схем сталинской эпохи; тотальный контроль и недоверие к людям в качестве главного механизм развития образования и других сфер жизни общества; возврат страха как важной составной части атмосферы, в которой мы вынуждены жить и работать… - это не то, о чем мечталось…

Понятно, что в российском обществе и любители сталинских методов управления, и ксенофобы, и люди, желающие контролировать мою личную жизнь, были всегда. Но, в общем, такое мировоззрение в течение некоторого времени удерживалось на периферии общественной жизни… Теперь же эти люди стали основными героями и начинают определять нашу жизнь.

В советских литературных и пр. произведениях о постреволюционных годах был такой сюжет: герой, участвовавший в революции, мечтавший о новой жизни, заметив, что в управление страной опять возвращаются старые люди и идеи, восклицал: «Зачем мы революцию делали, если всякая контра опять может мне указывать как жить?»

Ну, революцию конца 1980-х делал не я, но активно надеялся и в меру своих сил старался помогать становиться стране более свободной, людям более инициативными, самостоятельными, и в этом смысле - более европейскими.

В этой логике я воспринимаю происходящее сейчас в стране как поражение, может быть (хочется надеяться) временное, но все-таки поражение. Наше общее и мое личное.

Потому что я надеялся, что мои дети и я будем жить и работать в стране с другой атмосферой. Пока не получилось. Мы проиграли. Наши дети опять живут в стране, в которой снова меряют ее силу и мощь количеством оружия, а не уровнем жизни пенсионеров; в которой снова любые контакты с иностранцами подозрительны; в которой снова в политической сфере начинает преобладать лишь одна партия… Отчего уходили - туда и постепенно возвращаемся…

Я понимаю, что может быть иная точка зрения на происходящее в стране. И очень многие мои знакомые и коллеги с моей оценкой ситуации не согласны.

Я готов говорить и от своего имени. Это у меня сложилось такое ощущение от происходящего в стране. Это у меня ощущение поражения. Это у меня складывается впечатление, что то, от чего мы, как казалось, последние 30 лет пытались уйти, снова и активно возвращается.

Но при этом, все же думаю, что есть некоторое количество людей, ощущающих нынешнюю ситуацию также, и в этом смысле есть некоторое «мы»:


  • - те, кто верит, что и правда - свобода лучше, чем не свобода,

  • - те, для кого «коллективный одобрямс» - четкий признак того, что что-то здесь не так,

  • - те, для кого человеческая жизнь важнее геополитических амбиций,

  • - те, для кого многообразие и сложность - источники развития, а не преграда.


И эти «мы» - проиграли. В данный момент - проиграли. Но это означает, что нужно думать - как жить сейчас, и что можно и нужно будет делать, когда маятник снова качнется в иную сторону. И как можно этому поспособствовать.



*  *  *


Я в силу своей специальности (педагог) и собственной убежденности, считаю, что важнейшие «поля битвы» за «жизнь после того, как»… (А. Архангельский предложил образ «в 6 часов вечера после войны» - см. на сайте Meduza.io) - это подрастающее поколение и учителя, которые помогают этому поколению подрастать.

Во многом мы проиграли именно в битве за них. Молодежь, не жившая в Советском Союзе и не знающая - как это было, является основной целью массовой пропаганды сегодня. И учителя, жившие в то время, но так и научившиеся получать удовольствие от общения со свободными людьми, - являются мощной силой, транслирующей возвращающиеся идеалы новым поколениям. И тем и другим нужно помогать сопротивляться массированному оболваниванию. Не поможем молодым людям - потеряем завтра, не поможем учителям - потеряем шанс изменить наше общее послезавтра.

И так цикл за циклом.

Понимая это, я со своими друзьями и коллегами последние 25 лет в общем-то и пытался делать что-то в этом направлении. Что-то получилось. Что-то - нет. Очевидно - могли сделать больше. В этом есть и часть моей вины. И часть причин нашего проигрыша.

Когда мы проиграли? В чем здесь и моя вина?



…Видимо, когда я решил что свобода - это ценность, уже принимаемая всеми; успокоился, что теперь свобода - навсегда, и нужно не агитировать за нее, а спокойно делать свое дело, учиться жить в этой свободе, давать возможность детям и взрослым быть самим собой, принимая их такими, как они есть… Видимо нужно было активнее информировать и разъяснять, создавать и предъявлять прецеденты свободы в образовании…



…Наверное, мы проиграли тогда, когда не смогли сделать финансово устойчивыми средства массовой информации (журналы и газеты) для педагогов и родителей, которые публиковали тесты о реальном педагогическом опыте выращивания свободы в образовании, поддерживали педагогические сообщества, своей практикой выращивающие новое поколение свободных и самостоятельных людей.

Журнал «На стороне подростка», газета «Сельская школа со всех сторон», «Газета для родителей»… умерли. Газета «Детский сад со всех сторон» еще теплится, но тираж ее и число читателей не велики. То, что постепенно умирают все независимые педагогические издания - не успокаивает. Опыт показал:

- такие издания нужны людям, они, в том числе, позволяют им чувствовать себя не одинокими, знать, что так же как ты думают еще очень многие;

- мы можем их делать качественными, важно научиться делать их устойчивыми…



… Вероятно, я проиграл, когда в 90-е годы не смог убедить демократические партии в Санкт-Петербурге (Яблоко и СПС) вложить силы и ресурсы в работу по педагогизации общества, по информированию граждан - что есть свобода, и, в том числе, свобода в образовании, в программы по поддержке учителей, в образовательные программы для подростков…



…Понимая необходимость исследования, разработки и продвижения идей и практики альтернативного образования в России, мы сделали для этого ряд шагов - инициировали проект «Институт альтернативного образования им. Я.Корчака», в течение последних 10 лет ежегодно собираем теперь уже международную конференцию по альтернативному образованию, организовали ряд публикаций… Но привлечь партнеров и спонсоров к этой работе мы не смогли, и тем самым, не смогли развернуть ее более массово… Надеюсь - пока - не смогли…



…Свою роль в сегодняшней ситуации сыграло и то, что мы не смогли вовремя убедить бизнес выделить ресурсы на инфраструктурные программы для поддержки педагогических сообществ. В частности, я не смог объяснить предпринимателям важность, эффективность для нашего общего развития инфраструктурных социально-педагогических проектов. Примеры таких больших проектов были - опыт фондов Сороса и Ходорковского как раз показывал значимость таких вложений.

Но дальше… после того, как их обоих выдавили из России, это «поле» осталось пустым. В результате не выстроена общественная инфраструктура поддержки независимых инициатив в образовании. Вот все и привыкли зависеть от государства.



То есть успешные локальные проекты и у нас, и у наших друзей и коллег по стране были и есть, но сделать этот опыт более массовым, охватывающим большее число людей, более устойчивым не получились. И то, скорее об успешных проектах можно говорить в отношении работы с детьми, а вот работы с педагогами - очень мало. Со времен упомянутых программ Сороса и Ходорковского столь масштабных проектов не было (сомасштабным можно было, пожалуй, считать проект фонда «Династия» - но он лишь отчасти затрагивал школьное образование).

Кое-что нам и нашим коллегам, конечно же, удалось сделать. Так, скажем, пример программы «Школьная лига РОСНАНО» (см. сайт http://www.schoolnano.ru/) показал, что мы можем реализовывать крупные проекты, помогающие большому числу людей увидеть образ другой школы, других отношений между взрослыми и детьми; позволяющие создавать сообщества педагогов, которые увлекаются новыми идеями и включаются в работу по их реализации в своих школах, и уже начинают влиять на улучшение жизни в своем регионе.

И это хорошо.

Но мало для большой страны и, боюсь, поздновато…

Хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда.

И дальнейшие шаги можно пытаться делать, опираясь на имеющийся уже опыт.



Что делать?

Что делать дальше.

Вероятно, нужна большая коллективная работа по осмыслению создавшейся ситуации, по поиску возможных социо-культурных решений, конечно же, выходящих за рамки сугубо педагогической работы.

Здесь же я, в качестве возможного вклада в общее дело, буду говорить о своем видении; о том, что уже происходит и, на мой взгляд, требует всяческой поддержки; о том, что я считаю делать важным, и что буду стараться делать в меру своих сил…

1. Видимо, нужно по возможности не молчать, а высказываться о происходящем, если и когда будут для этого условия. Думаю, что многим детям и коллегам-педагогам важно слышать, что может быть иная точка зрения на происходящее.



2. Продолжать попытки убедить независимый бизнес поддерживать общественные инициативы в образовании, в том числе, инфраструктурные проекты в поддержку педагогических сообществ.



3. Исследовать и поддерживать существующие педагогические практики человеческого измерения в образовании:

- описывая опыт педагогов и представляя его другим,

- содействуя соорганизации педагогических сообществ,

- организуя разработку образовательных технологий, пособий,

- и обучение им других коллег, в том числе молодых педагогов.



4. Создавать образовательные пространства - пусть кратковременные (каникулярные школы, конференции, учебные программы) - для детей и взрослых, находясь в которых люди будут хотя бы на время оказываться в атмосфере нормальных человеческих отношений, что позволит им верить и видеть, что такое в принцип возможно в образовании. Участвуя в жизни таких проектов, дети и взрослые смогут увидеть образ будущего (школы, общества), к приближению которого им хотелось бы приложить свои силы.

Повторюсь, такие проекты есть сейчас по стране. И это хорошо! Но, во-первых, они достаточно локальны, и в этом смысле в идеале требуется их поддержка, для того, чтобы большее количество людей могли получить это опыт. А во-вторых, в большинстве своем они ориентированы скорее на детей, а вот для педагогов таких системно организуемых пространств - мало.



5. Изыскивать возможности организации международного сотрудничества.

Убежден, что это жизненно необходимо. И потому что у нас с зарубежными коллегами в педагогической сфере много общих проблем и взаимных интересов. И потому, что опыт диалога с коллегами из других культур принципиально важен для педагогов, которые должны будут научить такому диалогу своих учеников. И потому, что только личные дружеские связи и личный опыт совместных проектов смогут удержать от окончательного развала отношений между странами, который неминуемо может привести к весьма печальным событиям.

Что можно и нужно делать в этом направлении?

Развернуть работы по представлению имеющегося интересного, часто уникального опыта российских педагогов за рубежом. Он практически не известен, но весьма актуален и интересен для наших иностранных коллег. (Для этого важно осуществлять поиск и отбор имеющихся текстов, их перевод, организацию семинаров и конференций, международных летних школ и другую подобную деятельность. В том числе, эта работа позволит поддержать и многих еще действующих в России исследователей, педагогов, авторов оригинальных педагогических практик, оплачивая им работу по описанию и представлению своего опыта.)

Проводить поиск интересного зарубежного опыта, пособий, учебных материалов, подготовленных нашими иностранными коллегами, переводить их на русский язык, обеспечивать свободный доступ к ним для российских педагогов.

Организовывать дистанционное обучение, методическую и иную поддержку российских педагогов через систему вебинаров, дистанционных курсов, сетевых лабораторий, библиотек и иных форматов сетевого взаимодействия.

Проводить очные форматы обучения и сопровождения учителей, международные программы повышения квалификации и обмена опытом.



И - важно - создавать те самые образовательные пространства, программы для взрослых и детей, участвуя в которых они смогут увидеть образ другого образования, другой школы, другой жизни, пожить в иной атмосфере… Возвращаясь с таких программ к своей повседневной жизни, их участники, может быть, смогут что-то частично реализовывать в своей практике… Но, как минимум, такие программы станут отдушиной для людей, глотком чистого воздуха, так важного для жизни в спертой атмосфере.

Для такой деятельности, конечно же, нужны ресурсы и партнеры. И их нужно искать. Но об этом я уже писал выше.



*  *  *


Понятно, что такая деятельность может войти в противоречие с существующей политикой: независимые инициативы - это не то, что нравится властям сегодня. Но пока есть такая возможность, в этом направлении важно действовать.

Повторюсь - эти мои размышления базируются лишь на моей оценке сегодняшней ситуации. И она весьма пессимистична. При этом многие мои коллеги такую мою оценку совсем не разделяют. И я очень, очень, очень хочу, чтобы я оказался не прав! И тогда все, что я выше описал, можно будет реализовывать в атмосфере поддержки и принятия. На общее благо.

Если все же я, к сожалению, окажусь прав, и в ближайшее время попытки независимой мысли и действия, будут тормозиться, ограничиваться, то нужно будет искать способ действия в этой ситуации.

Я убежден, что нужно искать возможность делать эту работу в партнерстве с нашими зарубежными коллегами.

Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда во многих зарубежных странах, как и в России, ведутся дискуссии об обновлении образования, эти попытки во многом схожи в своих основных линиях. Российским и зарубежным коллегам есть чем делиться друг с другом.

Для поддержки российских учителей и организации их сотрудничества с зарубежными коллегами важно будет организовать деятельность международных учебных программ, в рамках которых и можно будет заняться решением всех тех задач, что были описаны выше.

Пока в России не запретили частным лицам выезжать за границу, пока не запрещают частным лицам контактировать с иностранными коллегами - это будет действенная помощь. Можно будет предлагать и помогать учителям, которые участвуют в программах, приезжать на семинары, погружения, конференции, для того чтобы можно было встречаться с партнерами и представлять свой опыт, знакомясь с опытом коллег.

Если ситуация будет совсем сложная - можно будет действовать через интернет. Если и его отключат, что-нибудь придумаем.



*  *  *


Вернусь еще раз к смыслу того, зачем все эти действия нужны.

Мне представляется, что тот радостный «одобрямс», которым в большой своей массе российский народ встречает инициативы по возврату в Советский Союз, во многом (не только, но значимо) связан с тем образованием, которое мы все получаем в детском саду и школе. Образование это, в серьезной степени, пронизано несвободой и отсутствием уважения, не приучает критически мыслить и инициативно действовать, кооперироваться и вместе искать способы улучшения нашей жизни.

В существенной мере это связано, на мой взгляд, с непопулярностью идей свободы и уважения личности в среде педагогов. С их незнанием иных идей и способов организации образовательного процесса, невладением соответствующими технологиями. С тем, что часто они не знакомы не только с зарубежным опытом, но и с российскими находками. С отсутствием механизмов поддержки (методической, информационной, организационно-финансовой) в их поисках и экспериментах.

Так, из поколения в поколение, передается один и тот же стиль организации жизни…

В этом смысле я убежден, что если мы хотим постепенно воспитать новую Россию, разорвать этот бесконечный круг несвободы, то начинать надо с педагогов.

Вернее так - я, конечно, понимаю, что это очень долгий путь, что кроме этого нужны и какие-то более краткосрочные меры. Но без этого «постепенного перевоспитания», уверен, все остальные меры не укоренятся. (И та легкость, с которой страна, несмотря на активные попытки перестройки последние 20-30 лет, активно возвращается в СССР - тому свидетельство.)

Я думаю, что в ближайшее время ситуация в стране с возможностью реализации более-менее независимых инициатив будет ухудшаться. Но пока существует какая-то возможность поддерживать учительство и способствовать появлению нового поколения молодых педагогов, желающих работать с детьми - это стоит делать.

В конце концов, когда-нибудь страна снова вырулит на новый виток возвращения свободы (она всегда туда выруливает - но на короткий промежуток). И чем больше будет людей, которые смогут противопоставить действенную практику прошлым методам, чем больше будет людей, которые, поддержанные нами, продолжат уже сейчас в меру своих сил пытаться школьникам предлагать иной взгляд на жизнь - тем вероятнее, что новый виток свободы будет более долгим.

Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c2/294