Библиотека V1

Кузьмина Т. Правильные неправильности

Раздел: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры
Подзаголовок: #0 "Шестилетняя" письменность на границе фонетики и морфологии
Автор: Dima Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Дата: 2007/5/8
Правила русского письма имеют несколько иерархических уровней. Базовые уровни правил дети обычно осваивают легко, иногда спонтанно, без помощи взрослых. Освоение же морфологического уровня требует больших усилий со стороны ребенка, и без помощи взрослых с этой задачей ему не справиться.
Ключевые слова: старший дошкольный, начальная школа

Аннотация: Правила русского письма имеют несколько иерархических уровней. Базовые уровни правил дети обычно осваивают легко, иногда спонтанно, без помощи взрослых. Освоение же морфологического уровня требует больших усилий со стороны ребенка, и без помощи взрослых с этой задачей ему не справиться.

 


 


 


 


 


Королевство разумных ошибок


Когда дети перекодируют звучащий текст в письменную форму, им приходится выделять минимальные единицы звучания, сопоставлять графические и звуковые единицы, фиксировать графические единицы на бумаге, соблюдая строгую последовательность. Иными словами - проделывать непростые для ребёнка операции анализа, сравнения.

Однако, с этой задачей в состоянии справиться большинство старших дошкольников. Но когда звучащее слово переведено в графический код, оказывается, что оно записано НЕПРАВИЛЬНО. Тем не менее, детские записи мы почти всегда можем прочесть. Следовательно, в значительной степени дети владеют письменным языком. Каким же правилам отвечает их письмо? Детское письмо почти всегда соответствует правилам алфавита, зачастую - и правилам графики, поэтому мы в состоянии прочесть детские писания и узнать в них закодированные слова: ЖЫЛИ БЫЛИ ТРИ СЕСТРЫ АНИ ЖЫЛИ В КОРОЛЕВСТВИ ОДНА ЛЮБИЛА АЦА (отца) КАК ЖЕМЧЮЖЕНУ В ТАРУЮ (вторая) ЛЮБИЛА КАК ИЗУМРУТ А ТРЕТИЯ КАК СОЛЬ.

Мы видим, что детские письменные тексты не такие уж неправильные: базовым правилам письма (правилам первого и второго уровней) они зачастую соответствуют.


Сложности со звуковыми упражнениями


Старшие дошкольники уже освоили произносительную сторону языка; они научились произносить звуки, и, в отличие от малышей двух трех лет, их не очень занимает эта сторона речи. Им гораздо интересней значения слов и выражений. Подавляющее большинство вопросов о языке, детских рассуждений, догадок касается смысловой стороны речи. Поэтому, если не использовать игровые приемы в работе, детям после двух-трех упражнений, посвященных звуковому анализу слов, становится скучно.

Чтобы сформировать какое-либо умение, а тем более навык, необходимо многократное повторение действий. Многократно повторять действие и при этом не потерять к нему интерес можно только при острой заинтересованности в этом действии. Такую заинтересованность мы приобретаем в игре, причем в игре азартной.

Взрослым кажется, что, если мы посадим на стол Петрушку, дети смогут длительное время выделять ударный слог в слове, не теряя к этому интереса и внимания. Вряд ли.

Но дети с большей охотой будут проделывать это действие, например, играя в лото. Ребятам показывают карточку с написанным слогом, воспитатель его читает вслух, а ребята находят на больших карточках, лежащих перед ними, картинки с изображениями слов, в звучании которых представленный слог будет включать ударный гласный звук (скажем, телевизор - ВИ).


Перевал третьего уровня


Русское письмо относят к звукобуквенному типу письма. Но, несмотря на это, главный его принцип - морфологический. При письме мы должны ориентироваться не на звуковой состав слова, а на его морфемный состав: должны передавать не звуки речи, а морфемы (части слова): корни, приставки, суффиксы.

В этом состоит как бы третий уровень правил письма.

Морфологический принцип требует единообразного написания морфем, поэтому нормативные написания не всегда соответствуют звучанию слова. Взрослые давно усвоили этот принцип и не обращают внимания на то, как слова звучат. Одна мама удивлялась, что ее семилетняя дочь написала букву Ц в слове «смеяться»: СМЕЯЦА. Девочка передаёт на письме последовательность звуков, а мама представляет себе это слово написанным и звука «ц» в нем не слышит.

Чтобы следовать морфологическому принципу русского письма, т.е. всегда единообразно передавать в письменной форме морфемы, надо, во-первых, научиться узнавать морфемы, во-вторых, запомнить, как их правильно записывать. Вторую задачу дети будут решать в школе, а над первой можно работать уже в детском саду. Чтобы организовать такую работу, надо ответить на ряд вопросов. Знакомы ли дети с такой языковой единицей как морфема?

Способны ли дошкольники увидеть морфему в слове? Могут ли дети узнать одну и ту же морфему в разных словах?

О том, что дошкольники уже активно осваивают инвентарь русских морфем, говорят факты конструирования детьми слов. Если анализировать факты детского словообразования, можно убедиться, что в детских словах мы не встретим случаев «неудачного» употребления приставок или суффиксов. Детские слова всегда отвечают коммуникативным намерениям ребёнка, мы всегда понимаем, что он хотел сказать.

А вот выделить морфему в слове ребёнок скорее всего не сможет.

Однако, подавляющее большинство старших дошкольников справится с объединением однокоренных слов в группы. Могут дети и объединить в группы слова, имеющие в своем составе один и тот же суффикс. (Это показали в своих исследованиях студенты факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И.Герцена Т.Степанова, А.Вязовова и С.Ляшева). Факты наталкивают на размышления по поводу необходимости расширения содержания работы, направленной на подготовку детей к освоению русского письма.


Татьяна КУЗЬМИНА, Санкт-Петербург


Упражнения на работу с частями слова


1. Убери лишнее.


("Лишним", т.е. словом, образованным от другого корня, является последнее, четвертое слово в списке).

Это упражнение поможет детям научиться объединять однокоренные слова в группу, увидеть единство формы и значения корневых морфем. «Лишние» слова сходны по звучанию с словами основной группы.

Упражнение можно использовать следующим образом: первый вариант - слова написаны на карточках, взрослый раскладывает карточки перед ребенком и читает слова, ребенок откладывает карточку с «лишним» словом в сторону; второй вариант - слова вписаны в прямоугольники (круги, квадраты, ромбы и т.п.), начерченные на листе бумаги; взрослый читает слова детям, дети заштриховывают слова основной группы или «лишнее» слово. Расположить фигуры с «лишними» словами можно так, чтобы получался какой-нибудь узор, после того, как ребенок заштрихует часть из них.

Безусловно, действия ребенка нуждаются в комментарии, его может делать сам ребенок. В случаях, когда это ему не удается, комментарий дает взрослый.

При отборе слов для упражнений подобного рода можно пользоваться словообразовательным словарем.

Приведенные ниже группы слов не обязательно предъявлять детям за один раз.


Подбор слов

А) «Лишнее» слово созвучно основной группе слов:

Гусь, гусята, гусыня, гусеница.

Смех, смешить, смешной, мех.

Двор, дворник, дворик, дрова.

Печь, печка, печенье, печаль.

Колкий, колоть, колючий, скрипучий.

Пловец, плавать, плыть, борец.

Лес, лесной, лесник, лестница.

Вода, водоем, водный, водить.

Боль, больница, болеть, большой.

Б) Одно из слов основной группы имеет в своем составе приставку:

Запутать, путаница, путаный, несуразица.

Гора, горный, пригорок, горе.

Строить, строитель, постройка, стоять.

Море, морской, приморский, морж.

Ледник, обледенеть, ледышка, следить.

Круг, кружок, покружить, подружка.


2. Разложи по группам.


Материал: 8 карточек с картинками, карточки с написанными на них словами.

Взрослый раскладывает картинки на столе: «Эта картинка обозначает слово «вода», эта - слово «лес» и т.д., затем объясняет детям правила игры: «Я буду читать слова, написанные на карточках, а ты должен положить карточку к той картинке, к которой относятся эти слова. Еще есть карточки с «лишними» словами, которые не относятся ни к одной картинке. Эти карточки надо класть отдельно» (Можно обойтись и без «лишних» слов.)

В предложенной ниже подборке слов есть слово, относящееся сразу к двум базовым словам (цветоножка), об этом обстоятельстве детей можно не предупреждать, но обязательно надо прокомментировать их выбор. Хорошо иметь две карточки с этим словом.


Подбор слов

А) Картинки:

вода, лес, лиса, лист, дом, двор, цветок;

Б) Карточки:

водный, водяной, водоем, водичка; лесной, лесок, лесник, (лестница), лесовоз, пролесок; лисенок, лисичка, лисий; листик, листопад, листоед, листопад; домик, домашний, домище, домосед, бездомный; дворик, дворовый, дворник, задворье, (дрова); цветочек, цветочный, цветочница, первоцвет; ножка, ножной, ножища, подножка, цветоножка, (ножницы).


Материал для упражнений разработан С.ЛЯШЕВОЙ


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c2/55