Оглянувшись на детей 70-х годов прошлого века, можно говорить о многих детских качествах, называя их проявленными или наоборот, утраченными. К таким явлениям можно отнести совершенно неожиданные стороны, проявляющиеся у детей, которым было подарено счастье - вырасти в детско-взрослом сообществе столь характерном для 70-х 80-х годов прошлого века. Угасание жизни таких сообществ, к сожалению, приводит к сужению тех поразительных вне возрастных проявлений, которые украшают детей живущих вместе со взрослыми.
Для начала нужно обозначить, что такое детско-взрослое сообщество. По Курту Воннегуту это содружество узнающих друг друга по первому взгляду взрослых и растущих людей, которым дано одно поручение на одной земле. По житейским меркам это разновеликая группа взрослых людей, которые считают своих детей уже единомышленниками, и, не смотря на возраст, вводят их в круг самых разнообразных социальных и практических задач. В таких детях открываются совершенно удивительные стороны, на которых бы хотелось остановиться.
Многие взрослые и дети, разделившие совместность похода на Поляны смыслов, по-разному устроены. Говорят, что они совершенно не чувствуют возрастной разницы и всем им кажется, что они ровесники. Полагаю, это происходит благодаря счастливой возможности общаться не только в нишах возрастной горизонтали, но и вовлечь в разговор любого понравившегося тебе человека. Взрослые рядом с детьми на таких собраниях присутствуют как бы в двух качествах: уже выросшие и еще в детских своих воспоминаниях... С кем из них - со взрослым родителем или родителем, присутствующим в детской памяти общается ребенок - до конца не известно.
И самое главное здесь - в атмосфере взаимообщения, проявляется чувство рода, когда дети общие, и идет будто бы замена недостающих родственных связей (чаще при одном ребенке в семье) мгновенным духовным родственничеством.
На большой общей фотографии вы видите уникальный кадр. Это содружество больших и маленьких, взрослых и детей, которое чудом существовало при одном из московских ДК. В кадр попали не все - на самом деле это около ста семей. Самому младшему из участников полтора года. Самой старшей Ольге Николаевне - 84 года. Эти люди понимали как важно взрослым и детям жить в сообществе встреч и общих дел. В пятницу вечером стадо икарусов потянется из вечерней Москвы в место с удивительным названием Пущино - на - Оке... Там несколько дней, под перебор гитары, будут звучать песни, и обсуждаться серьезные педагогические проблемы. Всем участникам уникального загородного пикника он, наверняка, запомнится на долгую вереницу лет.
Встречи проведения какого-то удивительного времени совместного проживания, требуют определенных бытовых усилий. И удивительно наблюдать, что отсутствие раздражения столь характерно для каждодневного бытового проживания взрослых и детей. Возможно, это происходит оттого, что насыщенность высокого общения, позволяет радостно каким-то другим способом распределять роли и ответственность за порученные дела.
Говорят о том, что дети 5-6-ти лет, попадающие в подобное испытание, проявляют поразительную выносливость, чувствуя, что им позволяют разделить не только взгляды, но и те сложности, без которых нельзя организовать их обсуждение. Нужно сказать, что некоторые вещи дети делают лучше, чем родители. Это рождает самостоятельность и укрепляет самоуважение, столь важное в наше время. Благодаря нажитому житейскому опыту, дети в таких сообществах становятся прекрасными друзьями и со-трудниками.
Совсем недавно совершенно удивительный человек, заступник, хранитель исторического заповедника «Танаис» - Валерий Федорович Чеснок, высказал удивительную мысль, что потеря ответственности рождает агрессию. Возможно, в этом и стоит причина тайны заповедника детства: человек 5-6-ти лет, попадая на временной пространственный остров, где хранится клад смыслов, впервые получает поручение, которое сопровождено ответственностью. Он это чувствует и уходит раздраженность, и любые агрессивные или капризные проявления, столь характерные современным детям.
Во время Стоянок Детства, которые мы проводили в музее-заповеднике «Танаис» под крылом заступничества В. Ф. Чеснока, можно было наблюдать такую картинку: Валерий Федорович пошел с экскурсией на городище. У открытых дверей заповедника на солнцепеке стоит 6-ти летняя Полина - его дочь, - стоит долго, направляя идущий поток людей к кассам, в сам музей, к глиняным мастерским. Ее спрашивают, почему она так долго находится здесь, и не устала ли она. Поля отвечает, что папа поручил ей охранять весь музей. Спрашиваем, от кого охранять? Она отвечает так: «Охранять от неправильности, что бы все-все увидели. Поэтому я здесь стою, как папа, и помогаю ему направлять людей так, чтобы они везде попали и все увидели. Я охраняю музей тем, что я его показываю. А музей, который не посмотрят - он беззащитный…»
Они невероятно гостеприимны - не только в самом желании и радости видения гостя, а в проявлениях гостеприимства. Ведь они со своими взрослыми единомышленниками уже участвовали в житейском опыте принятия людей в затрудненных походных условиях. Они с радостью могут не только принять гостя, но и занять его со всей экскурсионной щедростью. А это невероятное количество событий на единицу пространства, поскольку оно умножено теми дорогими людьми и событиями, которые дарует человеку сообщество.
Весна, Танаис, все цветет, к Валерию Чесноку приехали студенты. Поля подхватывает несколько из них и - с желанием поделится невероятными сокровищами окружающего - начинает водить, читать и бегать по нескончаемым просторам заповедника, выискивая места с дикорастущими тюльпанами, предлагая понюхать не просто тюльпаны, а каждый из них, поскольку он своим цветом и формой абсолютно не повторим для неё… В конце все обозревают друг друга с желто сиреневыми, черными кончиками носов от несметного количества понюханных тюльпанов. Поля же утверждает, что даже пахнут они неповторимо.
Дети 5-6-ти лет, выросшие в сообществе, поражают своей заботливостью по отношению к взрослым и часто какой-то педагогической бережностью. Моя дочь, которая тоже разделила эту участь, прогуливая группу гостей по окрестностям «Танаиса» и, желая их развлечь, не только показывает достопримечательности, но на каком-то скучном участке, где их нет, читает им вслух наизусть «Муху - Цокотуху». Постепенно Наташа доходит до места, где паук поволок муху в уголок, вдруг останавливает идущих в сторону обсерватории гостей, присаживается и успокаивающим голосом говорит:
«Так, подождите, не спешите, не волнуйтесь, скоро все будет хорошо. С мухой ничего не случится…» Потом встает, спокойным шагом идет дальше и читает текст, в котором скоро уже разрешит все неприятности прилетевший комарик.
Дети, выросшие в сообществе, обладают феноменом общей памяти и укрепляют её с детства благодаря вечерним рассказам у костра, где чаще с юмором или художественными деталями подчеркиваются именно хорошие стороны в сокровищнице поступков каждого дня. Именно эта деталь - видеть в человеке, который живет рядом не раздражающее, хорошее, главное - поразительным образом сохраняется и накапливается в детско-взрослом сообществе.
…Поля бежит после домашнего концерта детско-взрослой конференции, в закатных лучах с охапкой осенней травы и кричит: «За то, что вы так чудесно выступили, я всем дам окунутся в запах осенней листвы!»
Дети, выросшие в сообществе взрослых и детей, обладают счастливой возможностью находиться в разных жизненных ипостасях. В природной среде, в походной среде, в среде философского, театрального, публицистического общения, в эстетической среде, созданной самими участниками. Поскольку в походах участвуют собаки, кошки, а у нас иногда и домашние крысы… И к ним присоединяются козлята, кролики, куры, остальные животные, из близ лежащих мест, где и происходит проживание, то возможность заключения в содружество не только людей разного возраста, но и животных разных размеров и мастей, дает ребенку то потрясающее чувство к жизни, доверие к миру, без которого человек не может нести за этот мир ту самую ответственность, о которой говорилось выше.
Дети, выросшие в сообществе, удивительно сочетают в себе органичность игры, общения на природе, посвященность в те темы, которые обсуждаются в собрании взрослых и детей. Это было давно, но я очень часто обращаюсь к словам своей дочери, сказанным на встрече взрослых и детей в Пущино - на - Оке, которое было посвящено проблеме «Что такое детство».
Наташе было 6 лет, когда она сказала о детстве так (февраль 1979года): «Детство с самого начала радость, один человек рождается, а другой празднует. Детство это самая хорошая пора и для детей, и для тех взрослых, которые их родили. В детстве надо жить». И дальше - если взрослые слишком спешат, у них бывают дикие дети, но и они могут стать добрыми… Детство похоже на плавное облако, у него чистые губы и улыбка каждый миг меняется… Взрослые похожи на дерево, а дети на ветерок, который его развевает… В детстве нужно научиться мириться, иначе этому никогда не научишься… Ребенок хочет увидеть мир и хочет поехать в разные страны, и воображает даже самое невозможное… А вот я ни столько хочу поехать, сколько хочу у себя иметь кошку или собаку... Я хочу научить своих будущих детей тому, что если их ребенок просит достать кошку или собаку, чтобы достали; а то дети разочаруются в своих родителях, и тогда на земле наступит самое страшное… Детство - это волшебство, которое из взрослых вытекает, если они его забывают…
К месту проведения родительско-детской конференции пробирается брейгелевская группа людей с поклажей разного размера, с разным размахом шага. Идет разговор. Один из родителей с набоковскими точностями вспоминает кусочки из своего детства, как момента внезапно прерванного счастья… Один из малышей слушает, слушает, а потом и говорит: «Знаешь, у меня есть взрослый друг, он тоже большой и не молодой, и он пахнет твоим запахом». Растерянный папа засмеялся: «Что же это за запах?» Мишутка на полном серьезе отвечает: «Вкусный запах, как у тебя папа». Эта совместная включенность в разговор разрешает обратиться не только к своему родителю, а к любому взрослому человеку, который заинтересовал тебя. Или просто интересному собеседнику, который выявился во всеобщем разговоре. Свобода выбора растущим человеком собеседника - взрослого или равного тебе по годам - является одним из невероятных стимулов не только свободы высказывания, но и свободы выслушать мнение того человека, который тебе интересен.
Дети, имеющие опыт таких сообществ, это маленькие люди, обладающие очень ранним чувством юмора, потому как они слышат беседы большим удивительным веером речи. К ним как бы осыпаются слова... Это растут люди, которые умеют быть по-детски веселыми и тут же переключаться на взрослые серьезные философские проблемы. В таких сообществах нет дисциплины тишины, все умеют или учатся внимательно слушать и переключаться из диапазона веселья, бодрости, бегания, внешней работы - в диапазон работы внутренней. Дети, выросшие в сообществе, легко переходят с игрового настроения в серьезное, и с серьезно-философского - в игровую импровизацию.
Это дети, которые имеют опыт уважения не только к высказыванию, но уважение к способу высказывания. Вот, все сидят и слушают бардовскую песню. У мальчика лет 6-ти в ушах плеер и он слушает свою детскую мелодию. В это время мама постукивает его по плечу, вынимает у него наушники, говорит: «Послушай нас». А он надевает наушники обратно: «А ты послушай меня». Она говорит: «А ты послушай наше». А он говорит: «А ты послушай мое». Не подумайте, это не конфликт. Это опыт взаимоуважения. И то, что все вместе повторяют вечные вещи - разжигают костер, носят воду, пекут картошку, ходят по траве и протаптывают общие тропинки - помогает слышать и слушать, учит внутреннему пониманию.
Все это сопровождает разумность свободы поступка, слова, свободы пространства и свободы времени. Все это внезапное и на долгие годы запоминающееся.
Гармония требует больших усилий, а потом облегчает путь. Художественные родительские собрания не сводятся к разбору логических достижений или промахов детей. Это не посиделки родителей и детей. Как показывает опыт, если раз в полтора месяца - в то время когда ребенку 5-6 лет - собирать родителей и детей, они складываются в такие сообщества на долгие годы. И остаются в дружеском человеческом общении. Такие сообщества родителей и детей видятся мне как уникальный переходной мост из детского сада в школу… И как детско-взрослое сопровождение и поддержка в течение всех следующих лет.