Егорка (4 года):
- А мне уже миллион лет!
Саша (6 лет) не верит.
Егор:
- А я уже и на Земле и на небе жил, и теперь опять на Земле.
Люба (6 лет):
- Когда опять на Земле, тогда уже у другого поселяешься.
Егорка:
- Я не буду жить, когда перестану рождаться. А те, что рождаются, будут жить.
Егорка (4 года):
- А потом дождик перестал: посветлело и потишело.
Глафира (4 года) рисует мелками - весь лист синим закрасила - будто сама в синеву окунулась. Хорошо! И солнышку захотелось. Заглянуло в оконце, подкралось неслышно и. окунулось солнечными зайчиками в Глафирину синеву. Восхищенно - радостный взгляд - слово ко мне:
- Света, смотри, солнышко купается!..
Ванюшка (4 года) нашел маленькую золотую! звездочку, что помещается на подушечке пальчика (это после дня рождения Наташи). Потом ползал-искал еще звездочки - нашел четыре - так все маленькие растопыренные пальчики засияли звездочками. Стал бродить по комнате в поисках темноты - ведь «звездочки сиять должны!» - но во всех уголках и домах, где он побывал «в гостях» было слишком светло.
Целый час бережно носил их, глядя сияющими глазами на сияющие звездочки и играл так, неся руку как величайшую драгоценность.
Когда едим, ищем во всех дарах природных - солнышко, да звездочки. А они во всем есть - только вглядеться. В яблочках, грушах, апельсинах, помидорах. «А в сливе солнышко прямо целое! Под синей одежкой», «Как в тучке» - Очень любим морковные звездочки да солнышки в свете свечи разглядывать - они все разные и сияют!
- Нет, я.
- Нет, я.
- …
- Ты и я!
Ходили в поход. Хотели дойти «до края света» или «хотя бы горы найти». Но доходили только до края земли - до кромки воды, и находили только горочки, да пригорочки. Оказывается «не дойти быстро так».
В кукольной сказке я использовала камушки-голыши, когда на сцене появлялась лошадка. Они стучали как копытца, помогая лошадке скакать.
С тех пор дети, сталкиваясь с ними в игре, называли их ласково «скоки» и непременно вновь и вновь разглядывали-трогали их, пробовали их звучание.
После сказки в течение месяца были опробованы на звучание все остальные камушки, ракушки, желуди, каштаны, шишки и все, что может звучать. Мы открыли удивительную вещь: все в мире звучит! Только что-то тихо-тихо, так что и дыхание - слишком громко, а что-то так, что хочется закрыть уши.
А потом по-новому ожила и сама лошадка. Переброшенная через плечи веревочка (сплетенная нами к Масленичным играм), пропущенная подмышками - чудесные вожжи. А как интересно скакать и быть немного, чуть-чуть управляемым - «Но», «Тпру», «Поворот» - испытывать свою волю и упражнять ее в игре - с места , быстро, резко стоп, и снова быстро с таким удовольствием. А быть возницей! и чувствовать, что я и сам могу везти себя.
Маленькое (или огромное?) чудо воспитания, самовоспитания. Ни в какое сравнение не идут тут наши взрослые «потуги»:«Как ты себя ведешь?», «Да остановись же ты, наконец!», «Пойдем, сколько раз тебе повторять?!»
Дорогие родители, педагоги, используйте подсказки, которыми дети так щедро нас одаривают. Тогда вместо «двоек» и «троек», вы сможете получать от строгой учительницы Жизни - «отлично».
Костя и Женя (обоим по 4 года) строят дом, ходят по комнате: что еще в дом принести. Вот в углу корзина с кусочками меха и шапками: «О, хвост - я белочка» - запрыгал Костя. Женя надевает шапку с ушками: «А я - зайчик». И прыгали вприсядку, вприскочку не меньше получаса!!! Потом «выросло» дерево из стульев и скамеек - белочкам и зайчикам скакать. (Творческое и деятельное мышление!)
- Мы белки-летуньи! - (представления).
Вот синяя ткань на полу - от другого дома, Настиного:
- О, а белки умеют плавать?
- Все звери лесные, если надо, могут плыть.
- О, а мы по дну поскачем!
- А там.! Чудеса!!!
Прискакал зайка в гости к Тане с Настей, в дом, что вырос рядом с моей мастерской. Настя подвинула Зайке туесок с бисеринками:
- Вот орешки, кушай.
- Ой, я буду их на ниточку нанизывать.
Я подвинула поближе корзинку с нитками и иголками. Работает Зайка. Тут и Белочка подскочила - бисеринки нанизывает.
Светлана ВАРНАВСКАЯ, г. Санкт-Петербург