Библиотека V1

Медреш Е. Образование гражданского общества

Раздел: Политика и её последствия. Внепедагогические рамки образования
Автор: Dima
Дата: 2007/5/18
Ключевые слова: Школа для подростка

В самом названии этого сообщения заложены два смысла: образование, как соответствующая общественная система - система обучения, и образование - как, собственно, процесс создания гражданского общества.

И оба эти смысла присутствуют здесь. Школа является абсолютно уникальным, единственным общеобязательным социальным институтом. Каждому необходимо пройти через процедуру среднего образования.


Школьное образование (обычно мы называем его средним, хотя точнее было бы называть его основным) является уникальным, единственным общеобязательным социальным институтом. Каждому гражданину Украины необходимо пройти через процедуру среднего образования, начиная 6-летним ребенком, а заканчивая, как правило, взрослым человеком 17-18 лет. Каждый из нас формируется, как личность, во взаимодействии со школьной системой.

Безусловно, итог - насколько именно школа влияет на формирование личностных особенностей и ценностей каждого нового поколения, - очень сильно зависит от того, что это за школа. Но в наличии серьёзной прямой зависимости нет сомнений. Ценности и развитие выпускников средних школ обуславливают ценности и развитие общества в целом. Иными словами: какова школа, такова и жизнь.

Впрочем, справедливо и обратное утверждение...


Итак, задача школы - образование общества, а именно - гражданского общества. Но:


В нашей стране сейчас нет гражданского общества - и это очень отчетливо видно на примере школы.


Прежде всего: в нашей стране все еще не состоялись осознанные, самостоятельные и дееспособные, оформившиеся и структурировавшие себя локальные сообщества граждан. Разрозненные исключения лишь подтверждают общее правило. У нас по-прежнему абсолютному большинству граждан есть дело только до того, кто у нас президент государства, и мало кому есть дело до того, кто начальник местного жилищного или строительного хозяйства, кто местный казначей, и как они становятся таковыми.

В настоящее время реальные субъекты и потребители образования отчуждены, изолированы от процесса определения содержания, условий и оценки результата образования, - а потому становятся безответственными и инфантильными. Это - такой же брак в образовании, как и академические пробелы в биологии, математике и т.п.

Иными словами: обучение самоуправлению - это важная часть учебного плана школы по отношению к обществу.


Полноценная и устойчивая система образования с необходимостью должна включать в себя следующие разные лица:


потребитель → заказчик → разработчик → исполнитель → эксперт


У нас потребитель и исполнитель отлучены от выработки, формулирования заказа на образование, а все остальные - одно лицо.


Школа не адекватна:



Когда я говорю школа, я имею в виду и дошкольное образование, и собственно школу - просто, чтобы избежать громоздких лексических конструкций. Но если мы говорим, что школа у нас серьезно деформирована, то дошкольное образование - практически разрушено. Уцелевшие д/у больше напоминают камеры хранения, чем собственно образовательные учреждения.


Школа адекватна у нас, прежде всего, политическим задачам министра образования, которое, в свою очередь, адекватно политическим задачам правящего финансово-политического клана. Ну и еще немного адекватна тактическим задачам местной управляющей администрации.

И развивается современная украинская школа сообразно вкусам и политическим пристрастиям действующего министра образования, даже если он оказался на своем посту благодаря причудливой игре случая. Наша задача - сделать систему образования достаточно устойчивой по отношению к тому, кто у нас сегодня министр.


И сделать это можно, если система образования станет структурой гражданского общества.


1. Структура гражданского образования

Потребителем в самом явном и непосредственном виде является локальное сообщество граждан. Потребитель делегирует свои права формирования и формулирования заказа на образование Заказчику, который и выступает в этом отношении от имени Потребителя. Разработчик в соответствии с заказом предлагает различные варианты учебных планов, программ, форм и методик организации учебного взаимодействия, которые и осуществляются Исполнителем. Исследование результатов, эффективности и качества образования производится Экспертом, который предоставляет свою экспертную оценку и обратную связь Потребителю, Заказчику и другим заинтересованным сторонам.


Структурно такая система образования выглядит следующим образом:

локальное сообщество

совет школьного округа

региональный департамент образования

учреждения образования

региональный центр тестирования, мониторинга и экспертизы


2. От регулирования содержания - к обеспечению условий: уточнение задачи государства по отношению к школе.



3. От предметно-ориентированной школы - к критериально ориентированной: не «что он знает» (а еще точнее - «что он может воспроизвести в контрольной ситуации») - а «кто он».

В настоящее время планирование учебного процесса и учебных результатов, исходящее не из интересов, реальных потребностей и возможностей детей, а из некоторых усредненных требований предметно-ориентированных учебных планов и программ, является основной причиной ряда негативных и опасных явлений в образовании, в том числе:



- оказывающих разрушительное воздействие как на здоровье и личность всех участников образовательного процесса, так и на систему образования в целом.


4. Возрастосообразная педагогика.

Перестройка учебного процесса в соответствии с требованиями возрастосообразной педагогики предполагает в первую очередь признания ведущих психолого-педагогических способов построения и осуществления учебной деятельности на различных ступенях обучения:



Школа - это место становления и самоосмысления личности, а не фильтрационно-оценочный пункт для социальных заготовок, именуемых «молодежью». Цель школы - сохранение и транслирование духовных, интеллектуальных и культурных ценностей из поколения в поколение.


И в заключение: построение школы в такой же степени является целью общества, в какой построение общества является целью школы.


Мы часто повторяем, что наша цель - «построение гражданского общества». Но для чего мы ставим такую цель? Строить муравейник для того, чтобы строить муравейник не имеет смысла, это не может быть самоцелью. Он строится для каких-то подлинных целей и благ для тех уникальных и соединенных между собой личностей, которые его населяют.


Такой подлинной целью для общества и является школа, а точнее - становление дошкольного и школьного образования, как самоорганизующейся системы, устойчивой по отношению к внешним вызовам и чуткой к потребностям



сохраняющей и транслирующей духовные, интеллектуальные и культурные ценности из поколения в поколение, - и именно таким образом сохраняющей и поддерживающей общество живым.


2006 г.


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c22/119