Библиотека V1

Адамский А. Идея авторской школы

Раздел: Политика и её последствия. Внепедагогические рамки образования
Автор: Dima
Дата: 2007/5/11
Ключевые слова: Эврика

Она очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи
для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на
то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в
больших залах большими певцами. Так и авторская школа: это школа учителей,
которую придумали сами учителя для себя и своих учеников. Авторы школ, как
правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире
становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся:
они придумали школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика
развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалами
для других. Колония Макаренко - это авторская школа, школа Сухомлинского -
авторская, Дом ребёнка Корчака - авторский. Неповторимые школы, которые стали
примером для многих.

В этом и загадка авторства. Чтобы люди захотели сделать что-то подобное твоему,
надо обязательно сделать то, чего до тебя не существовало.

…Всё произошло в середине восьмидесятых годов. Начиналось движение клубов
творческой педагогики «Эврика», центром всего была матвеевская «Учительская
газета». Мы хотели поддержать инициативу учителей, директоров. Ведь это было
время, когда просто собраться вместе без разрешения начальства означало чуть ли
не вызов власти.

А уж о том, чтобы школы были не едиными, не одинаковыми, об этом и думать было
нельзя. Школы могли быть хорошими или плохими. Но разными они быть не могли ни в
коем случае.

А в школьном отделе «Учительской газеты» (это была самая большая комната в
редакции) каждый месяц собирались молодые и не очень молодые, но очень
радикально настроенные учителя и спорили о том, какой быть школе. Конечно, в
основном ругали советскую единообразную школу. Ругали за авторитарность учителя,
за то, что ребёнок не развивается. Было шумно, весело, и голова кружилась
оттого, что можно вот так, запросто прийти во всесоюзную газету и не только
говорить крамольные вещи, но и писать об этом и даже организовывать большие
акции в поддержку образовательных инициатив.

Мне очень понравилось придумывать новые формы и создавать то, что сейчас бы
назвали «проектами». Сначала мы подумали, что у учителей может быть свой клуб. И
это была смелая идея, потому что учителям разрешалось собираться в методические
объединения или на педагогические чтения, или в лучшем случае на конференции. Но
понятия «клуб» не существовало. Да и какой в клубе толк? Просто собраться и
поговорить?

А почему бы и нет?

Тогда с любыми идеями шли к Владимиру Матвееву - главному редактору. Он сказал,
что это будет интересно и читателям, и придумал название для клуба - «Эврика». И
в газете появились отчёты о собраниях эвриканцев в редакции, в Доме пионеров на
обсуждении идеи дидактического театра, в подмосковном Пущине на обсуждении идеи
«школы будущего».

Начались огромные эвриканские сборы (слово «сборы» пришло из коммунарства. Так
коммунары называли свои встречи).

Молодые учителя из Москвы и из других городов стали организовывать свои клубы
«Эврика», их было больше пятисот по всему Союзу. Если полистать подшивку
тогдашней «Учительской», то можно восстановить хронику этих сборов и этого
движения.

И вот в 1987 году, когда уже провели Дни творческих уроков в Москве, и
«Уроки-диалоги» в Харькове, и «Урок-панораму» в Куйбышеве, появилась идея
собрать творческих директоров школ. Мы обсуждали эту идею и между собой в
школьном отделе газеты, и со всеми, кто приходил в редакцию. Однажды пришёл
молодой директор школы из Красноярска, математик Исак Фрумин. Мы с ним долго
разговаривали о школе, о том, как можно этот заржавевший корабль единой
политехнической школы развернуть по-другому. Я помню, мне очень понравилось, что
такие умные и современные ребята становятся директорами. Мы обсудили идею сбора
директоров. Исак предложил собирать не самих директоров, а проекты школ.

Это было решающим моментом. Оказывается, можно придумывать новое не только в
рамках учебного предмета или урока, оказывается, вся школа может быть придумана.

Полный переворот! Я могу придумать школу, и она будет не похожа ни на какую
другую! Я сам могут придумать школу!

После этого идея конкурса пришла уже легко: если есть такие проекты, между ними
можно устроить что-то вроде соревнования. В разговорах возникло словосочетание
«авторская школа».

Решили, что конкурс «Авторская школа «Эврика» будет из трёх частей: заочный тур
- заявки и описание проекта, авторская дискуссия с предполагаемыми экспертами и,
наконец, финал - моделирование авторских проектов.

…Конкурс «Авторская школа» и до сих пор проводится точно по таким же правилам:
заочный тур, авторская дискуссия с экспертами и моделирование проектов.

Проектов накопилось большое количество и многие легли в основу реальных школ.


С конкурсом и с клубами «Эврика» понятно, скажет читатель, в что же такое
собственно авторская школа?

Говорят, об этом написаны диссертации, и даже есть такая глава в педагогической
энциклопедии. Есть даже образцовые описания авторских школ. Не знаю. Не читал ни
того, ни другого, ни третьего. Не потому, что «глупостей не чтец, а пуще
образцовых», а потому, что само понятие «авторская школа» ещё не сформировалось,
не устоялось, и чем больше будет на эту тему разных суждений, тем лучше.

Например, Татьяна Ковалёва, одна из первых эвриканок, талантливый педагог и
учёный, хранительница традиций не только «Эврики», но и коммунарства, и
методологического сообщества, рассказывает такую историю. На международной
конференции, кажется, в Финляндии, она сделала доклад об авторской школе.
Западные педагоги и учёные обомлели:

- Как, у вас в России учителя сами могут придумать себе школу?

- Могут. И эта школа будет авторской.

- И что, эти учителя могут дать такой школе все основания, разработать все
предметы? Как она будет управляться? Всё это могут сделать сами учителя?

Татьяна Ковалёва, как стойкий оловянный солдатик, стояла на своём.

- Могут.

- Да у вас учителя просто гении! - западные коллеги были поражены.

На самом деле весь смысл авторской школы: не просто по-другому устроенный
учебный план, с большим количеством часов на математику, например, или на языки.
Другое мировоззрение, другой дух и уклад школы, другое (не более глубокое, а
другое) содержание образования.

Наших коллег поразила не способность русских в одиночку выполнять работу сотен
учёных - к этому уже все привыкли. Поразило другое: уверенность в том, что школа
может стать другой сама по себе, а не вследствие глобальных изменений в системе
образования. Но в советском учителе слишком долго накапливалась невостребованная
творческая энергия, слишком долго, поколение за поколением, он мечтал о
счастливой возможности сделать что-то своё, не бубнить по плану урока пустые
банальности из утверждённого Минпросом учебника, а сказать своё слово детям. И
эта энергия искала выход. Мы ничего не придумали, мы просто открыли эту
возможность.

При этом хочу поделиться интересной закономерностью: на первый конкурс
«Авторская школа» в 1987 году пришло около 300 заявок. И почему-то примерно
столько же заявок приходит каждый раз. Это поразительно: в России ежегодно
примерно одинаковое число школ решается объявить авторский проект.

Авторство стало для российского образования нормальным. Правда, намерение стать
авторской школой - это только намерение, и на самом деле авторских школ не так
много. В реальности. Но в головах учителей живёт образ своей авторской школы.

…Хотите поиграть?

Представьте себе, что вы лидер проекта авторской школы. А может быть, вам,
читатель, и представлять ничего не нужно, может быть, вы и на самом деле
увлечены собственной идеей школы. Тогда представьте себе другое: у вас есть
счастливая возможность взять себе в соавторы любого деятеля культуры или
сказочного персонажа, или политика, или героя литературного произведения, кого
угодно из живших, живущих или придуманных. Кого бы вы пригласили к себе в
партнёры?..


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c22/84