Ключевые слова: Пятый класс; Школа для подростка; Сельская школа; Посткоммунарство; Педагогика поддержки
Аннотация: Педагогика поддержки – так назвал Олег Семенович Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их. У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача – помочь ребёнку стать хозяином своей жизни. Но в зависимости от конкретной решаемой задачи педподдержка рекомендует обращаться к принципиально различным способам взаимодействия с ребёнком, к нескольким тактикам – «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Иногда при решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.
Первая помощь. Защита ученика, ощущающего себя жертвой обстоятельств
1.1. Путеводитель для педагога
1.2. Что делать садовнику?
1.3. В поиске новых подходов
1.4. Условия для внутренних источников роста
1.5. Остановка с вопросами
1.6. Жертвы, потребители и партнёры
1.7. Самозащита педагога от боязни проблемных детей
1.8. Профессиональное кредо «тактики защиты»
1.9. Страх как антиобразовательное явление
1.10. Утверждение презумпции невиновности
1.11. Педагогическая адвокатура
1.12. Ограничения «педагогической адвокатуры»
1.14. Позиция «буфера» в «тактике защиты»
1.15. Драматичная и успешная стороны опыта
1.16. «Защищая, не нападать»: особенности конструктивного поведения
1.17. Парадоксы защиты
1.18. Отличие педагогической защиты от опеки
Разблокировка активности
2.1. Право на свой поиск
2.2. Школьный шлагбаум - страх перед внешней оценкой.
2.3. Тактика «защиты» - страховка тактики «помощи»
2.4. Правила для всех.
2.5. Как же мне себя «утишить»?
2.6. «Общность» как условие эффективности
2.7. Привет от Конфуция!
2.8. «Помощь» - шаг за шагом
2.9. «Кто мы? Чего хотим? Что нам мешает?
2.10. Приемлющие и неприемлющие педагоги
2.11. Задание самому себе
2.12. Общение, «кодирование» и «декодирование»
2.13. О пользе слушания.
Развитие способности совершать выбор
3.1. Попробуй проверить себя
3.2. Позиции и приёмы содействия
3.3. Цепочка действий
3.4. Выбор своего «достойного Я»
3.5. Что нам говорят словари
3.6. Цепочка размышлений
3.7. Чья проблема?
3.8. Отказ от ответственности ради любимого учителя
3.9. Научить ходить, не давая ходить назад
3.10. Выход за свой предел
3.11. Риски и страховки
3.12. От содействия к взаимодействию
3.13. Танины истории
3.14. Один на один с выбором
3.15. Нужен ли школе классный воспитатель?
Как выстроить сотрудничество учителя и ученика.
4.1. Меняемся местами
4.2. Ребёнок и педагог в договорном пространстве
4.3. Договор на условиях ребёнка
4.4. Договор на условиях педагога
4.5. Договор-компромисс
4.6. Договор-сотрудничество
4.7. Стереоэффект одного наблюдения
4.8. Образовательные возможности договора
4.9. Договор, самоуправление и гражданская ответственность
4.10. Самоуправление против новичка
4.11. Используем конфликт
4.12. Феномены детско-взрослой общности
4.13. Мы выбираем, нас выбирают…
4.14. Принять конфликт или зависеть от выбора других?
4.15. Быть или не быть шестому уроку?
4.16. Расстаться с прошлым «Я», чтобы стать самим собой
Вместо заключения. Прогул урока: факт и проблема.
(Из дневника классного воспитателя Маринчиной Н.Я.)