Тубельский А. ШКОЛА БУДУЩЕГО, ПОСТРОЕННАЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Раздел: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы
Автор: Dima Рукопись книги, подготовленной к печати в издательстве «Первое сентября». Список использованных при подготовке публикаций и материалов см. в конце книги в разделе «Библиография».
Дата: 2012/3/20
Четверть века тому назад А.Н.Тубельского пригласили на работу директором в 734 школу на 15-й парковой улице в Измайлово, окраинном районе Москвы. И вскоре эта школа (добавившая к своему названию слова «Школа самоопределения») стала одной из самых знаменитых российских школ, события в которой обсуждали от Якутии до Кубани, о переменах в которой спорили (и продолжают спорить) по всей стране.
При этом школа Тубельского не превратилась ни в лицей, ни в гимназию; в эту школу не отбирали детей (а часто, наоборот, с готовностью принимали тех, от кого отказывались в школах других). Задача Тубельского и его коллег-учителей была другой: понять, какой может быть по-настоящему достойная современная школа для самых разных ребят: детей и интеллигентов, и рабочих, и рыночных торговцев; общая школа и для будущих профессоров, и для будущих сантехников или шофёров.
Эта задача звучит очень не современно, но признав её, педагогам (причём с помощью собственных учеников) потребовалось переосмысливать практически все стороны школьной жизни, найти такие решения, которые преобразили и её цели, и дух, и характер.
Эту книгу Александр Наумович не успел подготовить, но её удалось собрать из его статей, заметок, выступлений, тезисов.
Книгу в 2012 году планирует выпустить в свет издательство «Первое сентября».
Ключевые слова: Начальная школа; Пятый класс; Школа для подростка; Посткоммунарство; Педагогика поддержки
Аннотация: Четверть века тому назад А.Н.Тубельского пригласили на работу директором в 734 школу на 15-й парковой улице в Измайлово, окраинном районе Москвы. И вскоре эта школа (добавившая к своему названию слова «Школа самоопределения») стала одной из самых знаменитых российских школ, события в которой обсуждали от Якутии до Кубани, о переменах в которой спорили (и продолжают спорить) по всей стране.
При этом школа Тубельского не превратилась ни в лицей, ни в гимназию; в эту школу не отбирали детей (а часто, наоборот, с готовностью принимали тех, от кого отказывались в школах других). Задача Тубельского и его коллег-учителей была другой: понять, какой может быть по-настоящему достойная современная школа для самых разных ребят: детей и интеллигентов, и рабочих, и рыночных торговцев; общая школа и для будущих профессоров, и для будущих сантехников или шофёров.
Эта задача звучит очень не современно, но признав её, педагогам (причём с помощью собственных учеников) потребовалось переосмысливать практически все стороны школьной жизни, найти такие решения, которые преобразили и её цели, и дух, и характер.
Эту книгу Александр Наумович не успел подготовить, но её удалось собрать из его статей, заметок, выступлений, тезисов.
Книгу в 2012 году планирует выпустить в свет издательство «Первое сентября».
Александр Тубельский
Школа будущего, построенная вместе с детьми
Составитель: Андрей Русаков
ОглавлениеПредисловие от редактора. Андрей Русаков
Об авторе этой книги. Предисловие от учителя. Ольга Леонтьева
Право в косую линейку. Вступление от автора
Часть I. СМЫСЛ ШКОЛЫГлава 1. Ребёнок приходит в мир, чтобы осуществить своё предназначение
О личном содержании образования
Главная проблема школы
Не учёт особенностей, а развитие индивидуальности
«Иметь или быть?» в школьном измерении
Заповедь Гекльберри ФиннаГлава 2. Два берега образованияНа каком берегу будущее?
Эмиль ХХI века
Учителю надо уметь ответить на те вопросы, на которые не может ответить интернет
«Усвоить, что положено». Во всем мире школы, работающие по этому принципу, находятся в кризисеЧасть II. ШКОЛА И УЧЕНИКИГлава 1. Надо дать детям не видимость свободы, а ясно видимую свободу в образовании. Школа самоопределения. Первые шаги
В ситуациях выбора и ответственностиГлава 2. Уклад школьной жизни или Скрытое содержание образованияНеуловимость самого очевидного
Измерения школьного уклада: инварианты и особенности
Образ жизни как предмет рассмотренияГлава 3. Пространственная организация образования или Чем заменить линейное планированиеЧеловеку нужно не меньше трёх измерений
Учебное пространство
Пространство физической культуры
Художественно-творческое пространство
Игровое пространство
Педагогика праздника и пространство ключевых дел школы
Правовое пространство
Пространство труда и социальной практики
«Самолётик» с курсом на «ребёнкоцентризм», или Школа, открытая с утра до вечераГлава 4. Образовательные ситуации или Секреты учебного пространстваЭлементарные основы педагогики
Игры по разным правилам
Погружения, проекты, студии… И другие методики будущегоГлава 5. Ученик – субъект своего образования, или Школа по программе ученикаМир, представленный через деятельность
Самооценивание и качественная оценка
От трёх до восемнадцатиГлава 6. Универсальные умения или Компетентностный подход, подчинённый развитию личности Нужна ли образованию компетентностная основа?
Между универсальным и индивидуальным
Обстановка выращивания универсальных умений
Тезисы об универсальных умениях
Без личного участия учителя невозможны никакие переменыГлава 7. …И здесь, к сожалению, нет середины или Заметки о воспитанииКто отвечает: семья или школа?
Живое и фальшивое в воспитании
Классный наставник нового века
Наука детского коллектива от Олега Газмана
Сначала права – потом ответственность Часть III. ШКОЛА И УЧИТЕЛЯГлава 1. Учитель, который работает не такКак становятся учителями
Поиск нового. Воодушевление и терпение
Создание иной структуры педагогического коллектива
Почему и как мы работаем «не так»Глава 2. Творческого учителя защищает директор, или Апология ситуационного управленияДиректор и его выбор
Если планировать не мероприятия, а ситуации
Подчинение – это не управление
Что ценится в школе? За что ценят школу?Глава 3. Школа без двуличия – школа без унижения или Главное чудо для страныПейзаж души и мониторинг обученности
Заместитель по бумажной безопасности
Обязательный минимум вранья
О поиске общепринятых норм
Спросите у учителя
Глава 4. Образование движется прецедентами, или Наука о школе глазами школыПарадоксы и ожидания
Вопрос, который мы не можем не задавать себе
Если помыслить о теории иначе
НПО как «клеточка» другой науки
О запуске содержательных перемен в школе
Глава 5. Детско-взрослая экспертиза в образовании, или Качественное оценивание работы школыПро забытых главных участников
Какой должна быть экспертиза нового в школе?
Первые опыты общественно-государственной экспертизы
Гуманитарная экспертиза: внимание и доверие
Как вовлечь школьников в экспертизу образовательного процесса
Экспертиза вместе с детьми: что она даёт взрослым?
Часть IV. ШКОЛА И ОБЩЕСТВОГлава 1. Школа должна учить демократии
Власть над самим собой, или Зачем школе демократия?
Позитивная школьная среда и опыт демократического действия
Кого отбирает школа?
К чему готовить детей, когда всё так непредсказуемо?
Полевая практика обществоведения
Глава 2. Гуманный уклад и правовое пространство школы
Зачем писать законы?
Право и права
Не дополнение, а субстанция школьной жизни
Самоуправление в школьном коллективе
Глава 3. Остров бескорыстия, или Школа как ресурс развития общества
Ловушки простых расчётов
Лучше воспитывать будущее… И не ныть
Источник общественного согласия
Как налаживать общую жизнь родителей, детей и учителей
Библиография
Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c24/262