Раздел: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы
Автор: Андрей Русаков Русаков А. Уходящие перспективы. Школа после эпохи перемен. – М.: «Первое сентября», 1999
Эпоха бурных педагогических перемен восьмидесятых-девяностых годов завершалась; подводя её итоги, автор предлагает читателям своего рода обзор, карту проявившихся в «революционные годы» ключевых идей, открытий, противоречий школьных преобразований. Своеобразным продолжением этой книги, второй частью дилогии можно считать книгу 2014 года «Школа перед эпохой перемен. Образование и образы будущего».
Ключевые слова: Начальная школа, Пятый класс, Школа для подростка, Система Шулешко, Посткоммунарство, Наследие Соловейчика
Аннотация: Эпоха бурных педагогических перемен восьмидесятых-девяностых годов завершалась; подводя её итоги, автор предлагает читателям своего рода обзор, карту проявившихся в «революционные годы» ключевых идей, открытий, противоречий школьных преобразований. Своеобразным продолжением этой книги, второй частью дилогии можно считать книгу 2014 года «Школа перед эпохой перемен. Образование и образы будущего».
Андрей Русаков
Уходящие перспективы.
Школа после эпохи перемен. 1999 год.
Оглавление
ПредисловиеЛандшафты школьных традиций. Глава первая о том, что единство образовательного пространства определяется не единством административной субординации, а пространством эха, отклика, внимания, взаимопомощи.
Шаблон или грамотность? Глава вторая о многих понятиях, употребляемых в качестве синонимов, но оказывающихся антиподами: шаблон и грамотность, массовое и народное, всеобщее и единообразное.
Государство и его предметы. Глава третья о том, что проблема школьных предметов связана не с тем, что будет преподаваться в школе, а с тем, кто и как будет в ней работать.
Нужна ли школе идеология? Глава четвёртая, утверждающая, что воспитание идеалов и идеологическое воспитание – вещи взаимоисключающие.
Огонь по всем рубежам. Глава пятая о пограничных полосах внутри и вокруг школы. А также про то, что осознание педагогики границ превращается в условие того, чтобы вся педагогика не была порабощена границами.
Насколько малы маленькие школы? Глава шестая о маленьких школах. И о том, что когда маленькие школы подросли, то оказались школами нормальных размеров
Найдётся ли в России среднее образование? Глава седьмая, где выражается сомнение в существовании в России общего среднего образования. Зато у школы обнаруживается несомненный выбор: стараться ли ей быть местом сотрудничества людей с разными образовательными судьбами – или селекционной машиной, нацеленной на разделение и шантаж не похожих друг на друга учеников?
Четыре волны перемен. Глава восьмая о том, что ветер перемен – вовсе не один ветер. А различение между собой «ветров перемен» задаёт вовсе не спираль развития, а скорее градацию круговорота совокупно необходимых образованию веществ.
Оценка по производным. Глава девятая о странном подозрении, что насколько ты связан, настолько и свободен.
Дорога из Вавилона. Глава десятая о том, на каких языках теоретической мысли в педагогике удаётся и не удаётся выражать себя. А также о её собственном влиянии на язык (быть может, более существенном, нежели на методы обучения).
Школа и её современности. Глава одиннадцатая о времени и учебном пространстве.
Без начальника и собеседника. Глава двенадцатая о печалях одиночества, о сомнительности борьбы за приоритеты образования. И о том, что завтрашний день рождается, наверное, вовсе не из сегодняшнего.
Послесловие