Библиотека V1

Цирульников А. МАРИЙ ЭЛ. ПО ЧЕЛОВЕКУ С ДЫМА

Раздел: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы
Автор: А. М. Цирульников
Дата: 2015/11/16
18 книг педагогических путешествий по России академика А.М.Цирульникова – это огромный очерк российского образования начала XXI века. Автора-путешественника интересует школа, вписанная в пространство – двора, города, села, мироздания. Школа, укоренённая в исторической традиции, включённая в современный контекст жизни и соединяющая с ним проекты, надежды, нацеленные в будущее – такова сквозная тема всех этих книг
Аннотация: 18 книг педагогических путешествий по России академика А.М.Цирульникова – это огромный очерк российского образования начала XXI века. Автора-путешественника интересует школа, вписанная в пространство – двора, города, села, мироздания. Школа, укоренённая в исторической традиции, включённая в современный контекст жизни и соединяющая с ним проекты, надежды, нацеленные в будущее – такова сквозная тема всех этих книг


В России есть какая-то своя тема, свой принцип, лежащий в основе системы образования, недостаточно проявленный. Его искали со времен Ушинского в идеале человека, который осуществляется в системе воспитания. Этот идеал в России, если она желает быть мирной и благожелательной – многоголосье ценностей и представлений многих этносов, ею объединяемых.

В том числе, представлений об индивидуальности, отдельном человеке.

Разные народы по-разному относятся к отдельному человеку. В марийской (и вообще, в финно-угорской) культуре – это зримо – различимость отдельного человека (меряют не массами, не толпой, а человеком с отдельного двора, дома, как говорили когда-то, «дыма»). Сама природа, лес, размеренный ритм жизни вырабатывали тип человека уравновешенного

Директор одной из самых свободных школ России Александр Тубельский понимал под образованием – прояснение образа самого себя, с которым приходишь на свет.

Смутный образ с годами может стать ясней. Или замутиться, и тогда народ, как и человек – теряет лицо.

Марий Эл – холмы, овраги, карстовые провалы, пропадающие и появляющиеся вновь реки и озера… В природе и языке, в неразборчивом шепоте лесов, в морщинах ряби, набегающей на гладь озера, то нахмурившегося, то лучащегося улыбкой – столько живого образования, учись всю жизнь. Финская история, марийская деревушка, русский город – все это разные параграфы и страницы в учебнике жизни. Кажется, если бы сумели выучиться – не только школа, но и страна Россия переместилась бы на более достойное место в мире. Успокоилась, покаялась, наконец, поставила крест на прошлом, и собаки с того света не беспокоили бы лаем живущих покудова на этом...

По человеку с дыма, по отдельному человеку, ребенку и взрослому – по этой мерке движется цивилизация. Все великие педагогические системы скроены по мерке отдельности, особенности обычного человека.



Глава 1. СПАСИБО ЗА НАШЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

Глава 2. ВОЗВЫШАЕТСЯ ЛЕС

Глава 3. НИКОГО, КРОМЕ МЕНДЕЛЕЕВА



Читать текст в ПДФ (размер: 11Мб)

Иллюстрации в ПДФ (размер: 1Мб)

Возврат на страницу НЕОПОЗНАННАЯ ПЕДАГОГИКА



 

Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c24/286