Из книги Франсуазы Дольто "На стороне подростка"
Франсуаза Дольто - французский психоаналитик и писатель - не
случайно появилась в последнем из наших номеров, что выходят на рубеже столетий.
Название одной из ее главных книг совпадает с нашим названием - "На стороне
подростка". Ведь Дольто была тем самым взрослым, что находился на стороне
французских подростков, и понимала их очень хорошо. Но главное, что она считала
все те странности, так удивляющие и раздражающие обычно взрослых (и
обсуждающиеся в нашем журнале) - вовсе не странностями и выкрутасами, а
закономерностями, нормой развития человека. Этому подтверждением - приводимая
таблица динамики нормального возрастного становления подростка, его правильных
... "ненормальностей".
Дольто не автор этой таблицы, она воспользовалась результатами
исследования группы американских ученых для того, чтобы прокомментировать
особенности развития подростков в своей книге. Характеристики, приведенные в
таблице, отражают конкретное время, место, метод и угол зрения исследователей.
Но устойчивым в любом честном анализе, мы думаем останется главный принцип -
обсуждение странного как нормы.
Мы хотели бы предложить нашим читателям (среди которых мало
окажется людей случайных) включить в свои дискуссии вокруг вопроса "Какой он -
подросток?" и оценки ,приведенные в этой таблице.
МОТИВИРОВАННОСТЬ, | УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, | СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
10 | Непринужденный, довольный жизнью, обычно веселое | Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, | Очень связан с родителями, любящий, экспансивный, любит |
11 | Чувствителен, стремится к самоутверждению, перепады | Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с | Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь |
12 | Уравновешенный, медлительный. Лучше контролирует себя, | Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о | Полон расположения к матери. Чувствует себя ближе к отцу, |
13 | Занят самим собой, углублен в себя. Больше размышляет, | Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к | Меньше близости и меньше доверия в отношениях с родителями. |
14 | Экспансивный и возбужденный, экстравертный, чувство юмора. | Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, | Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. |
15 | Перепады настроения и апатия, склонность к критике, | Интерес к. тому, что отличает взрослых друг от друга. | Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви |
16 | Доброжелательный и уживчивый. Более сговорчивый и терпимый. | Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние | Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество |