Библиотека V1

ЗИЛЬБЕРГ А. Как из учителя-недруга сделать учителя-друга

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Подзаголовок: #0 ...И другие важнейшие советы!
Автор: Dima Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2000-2001 г., № 3
Дата: 2007/5/12
В письмах школьного психолога подросткам - несколько ценных советов, написанных живым и интересным языком: как избежать конфликтов и ссор с учителями, как с блеском выступить перед одноклассниками, как учить уроки...
Ключевые слова: Пятый класс; Школа для подростка

Аннотация: В письмах школьного психолога подросткам - несколько ценных советов, написанных живым и интересным языком: как избежать конфликтов и ссор с учителями, как с блеском выступить перед одноклассниками, как учить уроки...



Анжела Зильберг

педагог-психолог Российского детского центра "Орленок"


Как из учителя недруга сделать учителя друга?


...И другие важнейшие советы!


Привет, Ученик!


Ты и сам чувствуешь, что вступил в очень сложный, но ужасно
интересный период жизни. Ты уже не ребенок, все понимаешь и многое чувствуешь,
но не все взрослые считают тебя взрослым и никак не соглашаются быть с тобой "на
равных". Ученые называют тебя подростком, сверстники тинэйджером, а родители
вздыхают о переходном возрасте и в глубине души боятся идти с тобой на
конфликты, совершенно искренне полагая, что в твоем возрасте они были, по
меньшей мере, ангелами. Согласен?

Тебя страшат перемены в тебе? Ты многого не понимаешь и не
знаешь как себя вести? Не расстраивайся! Это происходит с каждым. Тебе есть с
кем поделиться? Наверное, да. Но у тебя есть тайны, в которые ты не посвятишь
даже самого близкого друга. Ты можешь поделиться с нами. Может быть, твое письмо
для кого-то будет откровением, а сложные и спорные вопросы помогут найти решение
не только для тебя, но и для твоих ровесников. Свое имя ты можешь сохранить в
тайне, в общем, принимай решение сам.


Наша рубрика начинается! И первая тема:


Письмо первое


Как тебе твои учителя? Я так и знал! Из всего их состава тебе
нравятся 2-3 человека, ну, сносных есть пяток, и, конечно люто ты ненавидишь
парочку. И самое страшное, что показать это кроме проделок на уроке ты никак не
можешь (кому хочется получить в аттестате оценку на балл ниже)?


Как же быть? А тут тебе решать. Ты можешь быть:



Ну и, извини за занудство, - разреши дать несколько советов по
теме, дабы в твоей школьной жизни они принесли несколько полезных результатов.


ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ


Многие ребята ведут спрос с учителей по полной программе. Им не
прощаются те недостатки, которые мы прощаем друзьям и попросту не замечаем у
себя. А ведь это обыкновенные люди, со своими житейскими радостями и проблемами.
Всегда ли ты способен понять, что происходит на душе у него? Твое понимание,
поддержка и сочувствие в некоторых ситуациях покажет твои человеческие качества,
а пробел в них гораздо страшнее забытой формулы. И интересно, что учитель,
видящий твое уважение, уже сам будет стараться помочь тебе.


ЧЕСТНОСТЬ


Ты думаешь, учитель всегда готов к уроку? Не всегда. Редко, но
такое бывает. Ну, мало ли что бывает? Приехали гости, заболел ребенок и т.д. И
напрягая все мысли, вспоминая тему прошлого года или выезжая на институтских
знаниях, он проводит урок. Вы, конечно, это чувствуете - когда еще учитель
расскажет о своих поездках, школьных годах или просто интересных случаях?

Бываешь ли ты не готов к уроку? Конечно, и даже не редко! Ну
мало ли что бывает? До ночи играли в футбол, друган принес новую компьютерную
ходилку или стратегию. Правда, тебя рассказы из собственного детства не спасут,
и пара обеспечена.

Но! Не прячься под парту (по твоему лицу и так все видно), не
пропускай урок, а просто подойди к учителю и скажи, что ты не готов, но к
следующему уроку все выполнишь. Как правило, реакция - шок, и ты спасен от
двойки. Этим злоупотреблять не стоит. Тут вопрос совести - сам подойди перед
следующим занятием и покажи (или расскажи) долг. У учителя возникает чувство
гордости за твое воспитание, а ты нашел союзника в его лице.


ПОРЯДОЧНОСТЬ


Но бывают и конфликты. Обидные слова в гневе с обеих сторон,
хлопанье дверьми и слезы от несправедливых (а может и справедливых) обид и
наказаний. Этого не избежать. И если ссора с учителем произошла, нет смысла
дуться, обижаться или уходить с уроков - учитель еще болезненнее воспринимает
ссоры с учениками. Успокойся (3-4 дня вполне достаточно), попробуй подойти к
нему с фразой: "Я хочу, чтобы мы еще раз обсудили конфликт (ссору, инцидент)
после уроков". Не надо оценивать учителя фразами типа "Вы злая, несправедливая и
т.д.", попробуй рассказать о своих чувствах "Мне кажется .....", "Я хотел....",
"Я думаю.....". Если ты не прав - даже частично - найди в себе мужество и
признайся, если до сих пор ты не согласен - так и скажи. Оценивай не человека, а
поступок. Порядочно не за глаза оскорблять человека, а попробовать обсудить, в
чем вы сходитесь, а в чем расходитесь. Поверь мне, учитель нередко сам признает
вину, а ты таким разговором показываешь, что готов к общению "на равных".


Ну и вместо заключения.


Хочешь, чтобы к тебе относились по-человечески? - Относись также
к своим друзьям, родителям, учителям. Зло рождает зло, добро - добро.

Следуя этим советам, не надейся на мгновенный успех. Учителям
тоже надо привыкнуть к тебе - взрослому. Ведь они помнят тебя несмышленым
первоклашкой, шустрым пятиклассником, и любят тебя, несмотря ни на что. Ты это
поймешь, когда посмотришь в зеркало перед выпускным и увидишь совсем юного, но
уже самостоятельного человека, а приведя в свою школу собственное чадо,
заметишь, как быстро стареют учителя, часто появляются у них новые морщинки. А
сколько из них по твоей вине?


Письмо второе


Привет!


Учебный год в самом разгаре, и все больше трудностей приходится
преодолеть для завершения I четверти. Ну, если с письменными домашними заданиями
все понятно - решай примеры и пиши, то как быть с устными? И как доказать
учителю, что ты этот параграф читал и не один раз, а мысли (якобы полезные для
тебя) никак в голове не задерживаются.


Тема сегодня - Как учить устные предметы.


Учить уроки - целое искусство. В общем, каждый должен сам для
себя выбрать стиль. Кому-то удобно учить поздно вечером (что не советуют врачи),
поскольку младший брат уже спит, а не пробует на вкус твои карандаши и прочие
канцтовары, кому-то сразу после школы (все выучить - и гулять под лозунгом "На
свободу с чистой совестью!"). Кто-то пытается, читая учебник, рисовать схемы,
рисунки, символы. Кому-то нужно составить конспект (то есть сократить
пространные высказывания автора учебника до 3-5 предложений). Некоторые
одаренные натуры могут вдохновиться и представить себе кино или мультик "по
мотивам ...".

На как бы то ни было, готовясь к ответу, попробуй следовать этим
советам.


Учителя обожают, когда:



  1. Ты даешь материалу собственную оценку типа: "Больше всего мне в теме
    понравилось...", "Я думаю, что..."

  2. Спрашиваешь: "А правильно ли я понял, что..."

  3. Используешь материал не только учебника, но и энциклопедий, словарей,
    Интернета, книг, воспоминания родственников и очевидцев.

  4. Высшим пилотажем в старших классах является сопоставление разных точек
    зрения, противоречащих или дополняющих друг друга.


Если ты сделаешь так, что от тебя учитель и одноклассники на
уроке будут ждать ответа не такого, как у всех, а более полного, интересного,
спорного, то и в колледже и в институте тебе будет легко, ведь там ценят умение
рассуждать, проводить исследования, спорить.

И не слушай того, кто смеется над якобы "зубрилами" - это от
зависти. За умными и старательными учениками трудно угнаться, а что-то пытаться
делать всегда тяжелее, чем "пинать балду".

Так что дерзай!


P.S. Кстати, какие вопросы тебе интересны? Пиши нам.


Письмо третье


И снова здравствуй!


Итак, мы уже говорили о том, как избежать конфликтов и ссор с
учителями. А вот как создать себе успех ты не задумывался? А это ведь не только
подойти и сделать комплимент учителю на перемене и изредка делать домашние
задания, это еще и выступить на уроке так, чтобы твой успех признали не
хитростью и подхалимажем, а примером ораторского искусства.

Слышал ли ты слово "презентация"? Для многих это означает
"тусовка крутых", но на самом деле это умение человека представить себя в
выгодном свете, выступить так, чтобы надолго запомнилось и ни на кого не
походило.

Презентация в школе - это выступление у доски, защита реферата,
спор на уроках литературы и истории, дополнительные сведения на уроке истории,
парадоксы на географии, и многое другое.


О чем не стоит забывать при подготовке к выступлению:


(ВАРИАНТ 1)



Конечно, многих ваше удачное выступление шокирует, слишком
необычно и уверенно вы можете выступать, да и угнаться за вами сложно будет. Но
делайте это ради будущих успехов на поприще знаний! Желаем их вам!

Психолог N.


(ВАРИАНТ 2)


И еще один набор советов по тому же поводу, но от другого
специалиста.


О чем не стоит забывать при подготовке к выступлению:



Психолог NN.


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/102