Елена КРАВЦОВА,
директор Института психологии имени Л.С.Выготского, автор
преемственных программ для детского сада и начальной школы "Золотой ключик" и
для 5-9 классов "Мастер"
(психологические основы построения
программы "Мастер")
Обучение детей в пятом-девятом классах средней школы занимает
центральное место в системе образования. В эти годы дети должны приступить к
изучению начал наук, у них должны быть заложены основы будущего
профессионального образования. В свою очередь, обучение в этом возрасте
базируется на фундаменте, который был создан в начальной школе. Исходя из этого,
необходимо установить тот образовательный уровень, которого должны достичь дети,
переходящие из начального в среднее звено обучения. Этот уровень, если говорить
не о знаниях, умениях и навыках, а о более общих моментах, связан, в основном, с
тем, что ребёнок, окончивший начальную школу, должен владеть универсальным
аппаратом, который даёт ему возможность приступить к изучению основ наук и
различных областей знания.
Этот аппарат в различных обществах и культурах на протяжении
истории человечества включал разные составляющие. Не всегда в него входила
письменность, как таковая, например, она практически оставалась вне сферы очень
высокой традиционной русской крестьянской культуры, органично включающей в себя
такие важные составляющие, как экологическое и эстетическое сознание, не говоря
уже о морально-этическом. Специфика набора тех или иных конкретных знаний и
умений определяется характером социума, в котором живут и растут дети,
особенностями культуры. В настоящее время основным содержанием, освоение
которого требуется от выпускников начальной школы, стало хорошее владение
письменностью родного языка и элементарной математикой. Это содержание должно
быть освоено на таком уровне, чтобы ребёнок мог свободно использовать его в
качестве своего собственного, принадлежащего лично ему средства, с помощью
которого он может осуществлять свои собственные, возникающие в ходе его жизни
задачи.
Дети, обучающиеся в 5-9 классах среднего звена школы, могут быть
условно подразделены на две возрастные категории: дети 10-12 лет (младшие
подростки) и дети 13-15 лет (старшие подростки). Оба эти возраста, образуя
вместе эпоху подросткового возраста, резко отличаются как от детства,
заканчивающегося к 10 годам, так и от юношеского периода, который начинается с
16 лет.
Младшие подростки склонны самостоятельно разбираться в чём-либо,
устанавливать связи и зависимости. У них ещё свежо переживание упорядоченности
мира, которое возникло совсем недавно, как результат произвольного овладения
теми знаниями, которыми, в принципе, они владели и раньше, но не воспринимали их
как системные. В то же время, эти дети лучше всего усваивают не то, что они
изучают на уроках в форме теоретических знаний, а то, что входит в качестве
условия, фактора, средства в какую-либо целостную, практически ориентированную
деятельность. Например, они способны выучить множество названий минералов и даже
многие их свойства, если они увлекаются поездками в горы и собиранием коллекции
камней. Увлёкшийся историческими авантюрными романами школьник может очень
подробно познакомиться с какой-то определённой эпохой. То же касается увлечения
моделированием, оружием, театральными постановками, изучением растительного и
животного мира и т.д.
Ещё одна особенность младших подростков состоит в том,
что при такой практической направленности они пока ещё не очень хорошо могут
самостоятельно справляться с интересующими их делами, не умеют доводить их до
успешного конца. Им обязательно нужен взрослый для того, чтобы помочь
организовать, подсказать, когда что-то не получается.
Основной принцип организации обучения младших подростков
заключается в том, чтобы свести теоретические дисциплины к минимальному набору.
Этот набор для пятого-шестого классов может быть ограничен тремя предметами
(математикой, языкознанием и естествознанием). Это те предметы, по которым за
годы обучения в начальной школе был создан достаточно серьёзный задел. Наличие
такого задела позволяет перейти к собственно теоретическому его осмыслению, к
анализированию и приведению в систему всего, что уже известно и заполнению тех
мест этой системы, которые являются "белыми пятнами", с очевидностью
проявляющимися для самих детей.
Все остальные предметы (литература, история, география,
биология, изобразительное искусство, музыка и др.) должны осваиваться детьми на
обязательных регулярных занятиях в соответствующих мастерских, кружках, студиях
и лабораториях. Эти занятия должны проходить в виде конкретных дел, тематически
связанных между собой и выстраиваемых по принципу воспроизведения исторического
развития того или иного предметного содержания в человеческой культуре.
Разумеется, теоретические дисциплины находят отражение в работе мастерских и
лабораторий и, наоборот, работа в мастерских пронизывает всё содержание
теоретических уроков. Для 5-6 классов необходимо создание нескольких мастерских,
исторического театра, английского театра, кружка шашек и шахмат, мастерской
моделирования, естествоиспытательской лаборатории, литературно-поэтической
студии, изостудии, хоровой студии, секции юннатов, мастерской прикладного
искусства. Кроме того, в каждый школьный день обязательно должно входить
полуторачасовое занятие физической культурой (включающее подвижные спортивные
игры), проходящее, преимущественно, на открытом воздухе.
Структура школьного дня младших подростков ежедневно может
включать два теоретических урока (один большой - 80 минут, подразумевающий
возможность погружения в предмет, и второй короткий - 30 минут), перерыв на
завтрак между ними, полуторачасовое занятие физкультурой на свежем воздухе,
обед, небольшой отдых, работу в мастерских по специально составленному
расписанию - одно большое занятие (90 минут) и одно-два коротких (по 30 минут).
Этот распорядок дня рассчитан с 8ч.30 мин. утра до 17 час. Дети, которые могут и
хотят остаться ещё на час-два в школе, будут иметь возможность играть в
помещении или на улице (смотря по погоде), заниматься в той или иной мастерской
по выбору.
Все знания и умения детей, приобретаемые ими в мастерских,
находят выражение и применение в различных конкретных делах: спектаклях,
создании фресок, выпуске собственных журналов, проведении естественно-научных
опытов и исследований, выращивании растений, уходе за животными.
К 13-15 годам у подросших детей значительно меняется
самосознание, формируется способность конкретно воплощать свои замыслы, работать
на уровне теоретического, понятийного мышления и находить в этом удовлетворение.
Всё это происходит только в том случае, если младший подростковый период прошёл
для детей продуктивно и принёс свои плоды как результаты нормального развития в
этом периоде.
Дети старшего подросткового возраста относятся систематизаторски
и оценочно не только к различным явлениям мира, но и в первую очередь, к самим
себе. Эти дети часто решают "начать новую жизнь", "измениться", "закаливать
волю" и т.д. Эта направленность на самоизменение позволяет обращаться к ним, в
известном смысле, как к уже зрелым, самостоятельным субъектам, побуждать их к
актам самосовершенствования, сознательному саморазвитию.
Первое и самое значительное отличие в организации обучения детей
в 7-9 классах состоит в том, что возрастает число теоретических предметов.
Появляются уроки истории, литературы, мировой художественной культуры.
Естествознание подразделяется на физику, химию, биологию. В связи с этим
возрастает число утренних уроков. В то же время, сохраняется ежедневное занятие
физкультурой. Количество мастерских не уменьшается, появляются даже новые,
например, фотолаборатория и мастерская художественной фотографии. Однако теперь
они посещаются детьми по выбору - каждый ребёнок должен заниматься не менее, чем
в трёх мастерских; в двух основных очень серьёзно (одной из них, как правило,
является театр) и в одной дополнительной. Занятия в мастерских проходят, как
правило, после обеда.
Тематический принцип погружения в культуру, выстроенный по
историческому основанию, у старших подростков сохраняется. Он касается
практически всех предметов. Обучение в 5-9 классах должно дать детям двоякий
результат: с одной стороны, у них должны сложиться первичные, но, в то же время,
достаточно обоснованные предпочтения, основанные на разнообразном опыте работы в
мастерских, секциях и студиях, пробах себя в самых разных областях деятельности.
С другой стороны, они должны иметь универсальные основы знаний и умений,
необходимые каждому культурному человеку, независимо от его будущей
специальности и настоящих увлечений и предпочтений. База, на которой всё это
держится - умение целенаправленно и результативно работать как в практическом
плане, при воплощении реальных замыслов, коллективных или индивидуальных, так и
в теоретическом аспекте. Это позволяет подросшим детям, перейдя в высшую ступень
средней школы, успешно проходить первичную профориентацию по избранному профилю,
не теряя полноты и универсальности, присущей общему среднему образованию.
Печатается по материалам сборника "Проблемы преемственности и
непрерывности в образовании и психическом развитии детей", Москва-Красноярск.
1999г.