НАИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Один из выдающихся современных лингвистов, Ю.Д.Апресян, пишет: "Каждый
естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира.
Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего
рода коллективную философию... Этот взгляд на мир "наивен" в том смысле, что во
многих существенных деталях отличается от научной картины мира. При этом наивные
представления отнюдь не примитивны. Во многих случаях они не менее сложны и
интересны, чем научные. Таковы, например, наивные представления о внутреннем
мире человека. Они отражают опыт интроспекции десятков поколений на протяжении
тысячелетий и способны служить проводником в этот мир".
Самое страшное, что Мир Мечты никогда не пересматривается. В итоге его нельзя
воплотить, поскольку он изначально создавался нежизнеспособным, глупым и вредным
подростком. Но при этом нельзя и отменить, ведь человек не просто его прячет, а
еще и скрывает даже от самого себя . Получается, что Мир Мечты заставляет
совершать действия, можно сказать, вершить всю жизнь ради неверно поставленной
цели
Образ мира, как психологическое явление, лежит в основе всех наших действий,
все остальные образы или вырастают из него, или к нему приживляются.
При этом мы должны разделить основу Образа мира, которая создается в детстве из
образов простейших взаимодействий с окружающими, от той его части, которую мы
добавляем впоследствии в виде готовых образов, которые называются Знаниями.
Знания географии, знания астрономии, знания физики, иначе говоря, знания,
казалось бы, о том, как устроен наш мир, у большинства людей не имеют почти
никакого отношения к психологическому Образу мира, хотя и называются этим словом
во многих научных сочинениях. С психологической точки зрения эти знания надо бы
назвать представлениями об устройстве мира. Представления эти, которые дает
наука, всегда хранятся в самом поверхностном слое памяти и хранятся вполне
осознанно, помнятся. Часто даже с усилием помнятся. Мы стараемся их не забыть,
чтобы блеснуть умом и знаниями.
Блеснуть знаниями, значит, быть высоко оцененным, то есть оцененным как
способный занять более высокое место в обществе. Вот и смысл обладания знаниями.
Они не прибавляют способности думать, они просто наша плата за право занять
соответствующее место в обществе.
Основная часть Образа мира, или, точнее, самый первый Образ мира назывался у
мазыков Материк. Так или иначе, но Материк присутствует не только во всех наших
действиях и мыслях, но и во всех остальных Образах мира, которые развиваются с
возрастом. А с возрастом у нас действительно развивается и наслаивается один на
другой несколько Образов мира.
До 2-3 лет, когда дитё учится ходить, бегать, прыгать, плавать, избегать мороза,
жары, оно познает весь окружающий мир прямо границами собственного тела. Кстати,
тем самым познавая и свое тело, и себя.
Каждый возраст имеет свои психологические ценности и по-разному осознает себя.
Такие возраста назывались у мазыков Вежами. Вежа детства исходит из самоощущения
себя маленьким божком, наделяющим всех окружающих блаженством.
Года в три дитё становится ребенком и начинает познавать не Мир-Природу, а мир
людей. Пока еще не Общество. Образ мира превращается в это время в Образ Двора
или Улицы. Это начинается после того, как дитё под давлением окружающих
принимает решение учиться "на человека" и учится учиться.
О том, как происходит ученичество, надо бы рассказать подробнее, потому что, по
сути, в это время у человека закладывается дополнительный слой Образа мира,
который можно было бы назвать "Миром Разума". В нем уложены образы разумных
взаимодействий с другими Разумами. Но это слишком большой разговор, чтобы
отвлекаться на него сейчас.
Вообще-то, ни одно дитё не хочет принимать решения учиться "на человека", потому
что оно означает отказ от божественности. Кое-кто удерживается, оставаясь на всю
жизнь идиотом. Остальные ломаются под давлением общества и решают стать людьми,
то есть соответствовать требованиям окружающих людей. После принятия этого
решения дитё-неразумное уходит, и появляется ребенок. Признаком разумности
видится то, что с ребенком, в отличие от дитяти, можно договориться. На самом
деле он становится осознанно управляемым, послушным. Разумность эта, как ее
понимают взрослые, если приглядеться, есть всего лишь способность понимать и
соблюдать договоры. Истинная разумность при этом не интересует родителей, потому
что они уже так устали от маленького засранца, что готовы отдать все что угодно,
лишь бы он стал более удобным для жизни.
Но сам ребенок в этом возрасте относится к своей разумности совсем иначе. Он
искреннее хочет посоревноваться со взрослыми и доказать им, что он уже выполнил
их условие, научился думать, и ему можно возвращать божественность. Маленький
ребенок как бы постоянно сдает взрослым экзамен на способность думать. При этом
он постоянно хочет услышать оценку, признание того, что он справился с заданием.
Но река жизни вспять не обращается. Это только он считает, что взрослые давали
ему задание, сами же они всего лишь хотели жить спокойнее. Никто уже не видит
больше подросшее дитё маленьким божком. Теперь он один из многих маленьких
человечков. Теперь с ним более или менее спокойно и можно его больше не замечать
как нечто особенное. Можно заняться собой.
И ребенок начинает мстить за обман и превращается в маленького гаденыша, хитрую
и мудрую змею, которая пока еще не стала человеком, но вовсю изображает его для
взрослых, постоянно проверяя их самих на разумность.
Народная культура очень строго видит соответствующие разным возрастным вежам
различия в поведении людей и соответственно на них отвечает. Каждой веже
соответствуют свои способы наказывать и свои ругательные имена. Представьте
себе, что взрослого человека шлепают по попке, а ребенка бьют кулаком по лицу.
Точно так же "гаденыш" - это один возраст, а "козел" - совсем другой.
Состояние ребенка длится лет до семи, когда он сдает экзамен на ученика и
поступает в школу или ученичество в старину. В этом возрасте ребенок переходит в
новую вежу. Он становится подростком.
Его послушность ослабевает, поскольку божественности все равно не возвращают, а
разумность снова направляется на познание Мира. Теперь нового и большого.
Общества. Разумность человека общественного - это хитрость.
Может показаться, что в этом возрасте, по крайней мере, в начале вы заняты
просто учебой. Это не так. Давайте приглядимся. Как вы помните сами, класса
после третьего-четвертого учиться становится неинтересно. И вы хоть и
продолжаете учиться, но заняты совсем другим. Это с большей или меньшей
отчетливостью помнит каждый. Но вот первые три-четыре года в школе, как кажется,
ребенок познает, как надо учиться.
Это обман или самообман наблюдателей. Как надо учиться, ребенок познал еще до
школы. С близкими. Теперь он познает, как управлять чужими людьми, учителями, к
примеру. Он выдерживает в это время чрезвычайно сложную битву с настоящим
противником, как говорят бойцы, спарринг-партнером. Если ребенок научится
управлять учителем, то его можно пропустить в большое общество, он и там сумеет
управлять людьми правильно.
Задумаемся, чему, с психологической точки зрения, обучает ребенка учитель? Тому,
как писать палочки и крючочки? Нет. Он обучает его тому, как получать хорошие
оценки.
Для того, чтобы тебя похвалили дома, ты должен принести домой хорошую оценку.
Чтобы я тебе ее поставила, ты должен нажать на моем пульте управления кнопочки в
правильной последовательности, вот так, ровненько, однообразно... две строчечки
палочек, две строчечки крючочков. Молодец! Теперь я могу выписать свидетельство
для твоих родителей: Сим заверяется, что этот юный член общества правильно
понимает начальные правила управления людьми. Через несколько лет
систематических тренировок он сможет выполнять в соответствии с узнаваемыми
образцами последовательности действий такой длины, что перед ним откроются
множественные секретные замки и пропустят его к общественной кормушке. После
этого он начнет получать первую зарплату.
Как только ребенок понимает, что надо делать, чтобы учитель и родители были
довольны, учиться дальше тому, что преподают в школе, становится скучно, а порою
и невыносимо для него. Однако и уйти нельзя.
Он запомнил еще не все секретные последовательности действий, по которым узнают
своих в различных тайных сообществах нашего большого общества. А поскольку
неизвестно, в какие из сообществ потребуется нужный человек, Общество строго
запрещает такие уходы и принуждает детей ломать свою личность и накапливать
через боль и страдания образцы "правильного поведения".
По сути, это все то же самое привитие послушания будущему члену общества. Иначе
говоря, школа делает подрастающих членов общества предельно безопасными для
себя, заставляя отдать то, чего в доме не знают, попросту говоря, убивая в них
разум, охоту к жизни и свободомыслие. Кое-кто из простодушных учителей, верящих
в свое высокое призвание, может искренне не согласиться с этим... У меня нет
сейчас ни сил, ни возможности хоть что-то им доказывать. Просто попробуйте сами
понять, что такое охота жить, что такое свобода, и что же все-таки делает школа.
Что, зачем и по чьему заказу. Кто платит деньги за то, чтобы делать это с
детьми?
В этом возрасте, быстро научившись учиться, подросток уходит в изучение магии
и исследует правящие обществом невидимые силы и законы. В сказках это называлось
"Хитрой наукой". В первую очередь, он осваивает такой сложный, незримый, но
очень действенный инструмент управления другими, как справедливость. Он
исследует свое Тело справедливости.
Это понятие "Тело справедливости", конечно, тоже надо хотя бы немного пояснить.
Мазыки называли так своеобразное психологическое пространство, внутри которого
ты "имеешь право". Иначе говоря, где ты "в правах", то есть можешь творить все,
что захочешь. Границей этого пространства является кулак, на который ты
налетаешь, когда охамел. Это с другими ребятами. С родителями - это обычно
ремень или угол. Или отказ с тобой разговаривать. Это ведь тоже удар.
Кулак или ремень тоже прикладываются к телу, но теперь не просто там, где
находятся его границы, подросток уже не бьется о вещи как в детстве
бессмысленно, он делает это вполне осознанно и лишь там, где, что называется,
напросился. То есть, где бьется сам, чтобы проверить наличие запрета и его
прочность. Но "тело", которое обо все бьется теперь, не физическое. Теперь это
своеобразное явление сознания, определяемое вопросом: где кончаются мои права? А
значит, в каком мире я безраздельный хозяин и могу повелевать другими людьми.
Именно повелевать. А что еще делает подросток, когда, к примеру, с него силой
пытаются сорвать "дебильник" - наушники от плеера - а он просто начинает
верещать? Он даже ничего не говорит, а верещит, и взрослые тут же сдаются. Он в
правах, оставьте его! Пусть подавится своим плеером!..
Как только такой уровень управления освоен, подросток переходит к изучению более
тонких способов, и у него на роже появляются мерзкие подлые хари. Бабушка делает
внучке подарок, та корчит харю, и так корчит, что оба родителя подпрыгивают и
начинают ей объяснять, что дареному коню в зубы не смотрят... А ей и всего-то
нужно было проверить, подпрыгнут они или не подпрыгнут. Разве это не магия?!
Подростка зовут поросенком, потому что он постоянно творит вокруг себя грязь и
беспорядок. Попросту, не соблюдает никаких правил и договоров, кроме тех, что
ему выгодны. И делает он это вполне осознанно - он должен знать размер того
пространства, которое занимает в обществе как хозяин. Размер своего физического
тела он изучил в раннем детстве, теперь он изучает размер своего Общественного
тела, которое и называется Телом Справедливости. То есть Телом, ведающим
правила, телом, в котором записаны права маленького человечка. Там, внутри, он
знает, как должен быть устроен мир, в котором ему хорошо.
С 14 лет начинается юность. Девушку теперь зовут козой, а юношу - бараном.
Они упрямы и своевольны. Они больше не хотят слушаться взрослых, гуляют сами по
себе и готовы создать свой собственный мир, потому что поняли, каким он должен
быть.
Они осваивали эту науку на протяжении всех старших классов школы. Именно этим
они занимались, пока учителя думали, что закачивают их знаниями. Теперь, освоив
основные магические законы Большого общества, юноша пытается создать свое
собственное и постоянно сбегает с себе подобными, творя Душевные сообщества.
Сообщества, где вольготно дышится его душе. Например, в подворотне или в притоне
наркоманов...
Это означает, что к 14 годам у человека накапливается полноценное, на его
взгляд, представление о том, как устроен мир, которое он даже пытается воплотить
в жизнь.
Это представление и есть первый Образ мира, который человек хочет создать сам,
своими силами. И не так, как это неудачно сделали родители. С этого времени
человек осваивает божественную науку Творения миров.
Часть мира, который пытается построить юность, это Мечта.
Начиная с 14 лет, все дети в том или ином виде, убегая из дома или только улетая
в мечты, проверяют свои образы мира на жизнеспособность, то есть на соответствие
действительности. Тем самым они проверяют собственные творческие способности. А
что это за способности?
Если мы поймем, что мечты о своем убежище, доме или сообществе (семье) есть
образ убежища, дома, семьи и, тем самым, своего мирка, то значит, подросток
создал Образ мира, который намеревается воплотить и непременно воплотит так или
иначе однажды.
Это значит, что, вступая в юность, он сдает экзамен на Бога-творца. На демиурга,
как говорят мифологи.
Именно поэтому он хочет уйти из сообщества (семьи), где места главных богов уже
заняты, и создать свое, в котором будет полным хозяином и властелином.
Наше детство кончается тем, что мы совершаем первую самостоятельную попытку
возвращения божественности, творя свой собственный мир мечты.
Игры в творцов с 14 до 21 приводят к тому, что Мир Мечты не выдерживает проверки
жизнью и начинает разрушаться. Юноши вступают во взрослую жизнь и вынуждены
принять и взрослые ценности, а с ними переделать и свои представления о мире.
Собственно говоря, основное недовольство юности их родителями заключается в
том, что родители как бы забыли о мечте и служат сытости. Взрослая жизнь и
называлась у мазыков Вежей сытости. Именно эту ценность и вытекающий из нее
покой и вынуждает жизнь добавить к своему образу мира молодых. Это большое и
разрушительное поражение для юных мечтателей. Многие из них ломаются так сильно,
что на всю жизнь отказываются даже мечтать.
Ведь сытость только внешне выглядит как обилие еды в холодильнике. Сытость - это
полная перестройка жизни с погони за божественностью на Битву за выживание.
Он вдруг понимает, что заброшен глубоко в тылы вражеской или, по крайней мере,
враждебной территории и должен не только создать жизнеспособный Образ мира и
воплотить его, но и обеспечить его выживание. Это все очень и очень похоже на
исходные условия современных компьютерных стратегий.
После этого юноша задумывается. Жизнь ставит перед принципиальным выбором: или
добывать силу жизни по мере появления потребности, или же обеспечить себя
постоянным источником силы и иметь запас.
Именно это и есть переход в Вежу взрослости.
Принять решение иметь постоянный и безопасный источник жизненной силы - значит,
стать взрослым.
Что для этого надо?
Надо изучить мир и понять, где твой Образ мира ему не соответствует. И самое
главное - надо понять, где в этом Божием мире располагаются безопасные источники
жизненной силы.
Теперь Мир изучается цельно, как одновременно Мир-Природа и Мир-Общество, на
предмет обнаружения мест и способов добывания силы. Иначе говоря, вопрос,
который стоит, это: где в мире природы можно с помощью мира-общества и неуязвимо
от мира-общества добывать силу жизни?
Тем самым медленно, но верно меняется Образ мира. В новом Образе мира
приглушаются детская глупая наглость и хамство, потому что взрослый знает, что
безопасно можно играть в Теле справедливости только с теми, кто тебя любит.
Чужие люди просто бьют. И часто насмерть.
Мир людей разделяется на тот, с которым можно договариваться, и тот, который
надо просто знать, как природу.
В итоге рождается новый, гибкий Образ мира, который постоянно дорабатывается,
изменяется и достраивается в соответствии с тем, что ты узнаешь о мире.
С его появлением человек раздваивается в своей внутренней жизни, потому что
сохраняет и мир мечты. В него ты отправляешь все то, что узнаешь о мире людей,
как о дороге к мечте, но что не может оказать воздействие на твое выживание.
Для нас важно понять: все, что взрослый человек делает, делается ради воплощения
Мира Мечты, основа которого закладывается в отрочестве, а попытки воплощения
осуществляются в юности.
Самое страшное в этом то, что Мир Мечты оказывается спрятанным и никогда не
пересматривается. В итоге его нельзя воплотить, поскольку он изначально
создавался нежизнеспособным, глупым и вредным подростком. Но при этом нельзя и
отменить, потому что человек не просто его прячет, а еще и скрывает даже от
самого себя.
И получается, что Мир Мечты правит и заставляет совершать действия, можно
сказать, вершить всю жизнь ради неверно поставленной цели.
Мир Мечты обязательно надо признать, вытащить на свет, подробно описать и
изменить в соответствии с тем, как ты видишь действительность сегодня.
Попросту говоря, надо сделать целеустроение своей взрослой жизни, опираясь на
Мир Мечты, потому что так или иначе он вырастает из Материка, то есть из
предельно доступного человеку соответствия действительности.
А это значит, что Мир Мечты, есть прямая и жесткая связка действующего Разума с
его основаниями. Исключать его из своей жизни - значит терять возможность
действительно что-то сделать.