Эти заметки появились после почти 9-летнего опыта работы в качестве 
директора Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (ППМС 
- центра), созданного в начале 1993 года в городе Десногорске. ППМС-центры - 
принципиально новая форма образовательных учреждений в России (первый такой 
Центр появился в 1991 году). 
Существует и постоянно увеличивается большая категория так называемых 
"проблемных" детей, успешное обучение которых в условиях обычной массовой школы 
практически невозможно. 
Это: 
Практика показала, что подавляющее большинство этих детей растет в 
неблагополучных семьях, где не уделяется (или почти не уделяется) внимание их 
развитию, воспитанию и образованию. У родителей этих детей нет ни желания, ни 
сил, ни возможностей воспитывать собственных детей. 
Жизнь этих детей протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, в 
приюте, на лестничной клетке, на чердаках, в подвалах, а чаще всего - просто на 
улице, в компании себе подобных. 
Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: 
стыдно своих недостатков, над которыми смеются сверстники; стыдно за отсутствие 
учебников, ручек, тетрадей, которые пропивают родители-алкоголики; стыдно за 
несделанные домашние задания (а попробуйте их сделать, если в квартире постоянно 
собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не 
нужны лишние свидетели). 
Создание в школах классов коррекции и компенсирующего обучения только усугубляет 
их проблемы. Эти классы почти открыто называют "классами дураков". Дети здесь 
чувствуют себя изгоями, людьми "второго сорта". Они очень быстро озлобляются на 
учителей и "благополучных сверстников", уходят из школы или совершают различные 
преступления (основная часть правонарушений совершается именно детьми из 
"классов коррекции"). 
Не посещают "проблемные" дети и так называемые "учреждения дополнительного 
образования" (кружки, секции, спортивные, музыкальные, художественные школы).
Во-первых, за пребывание во многих из них надо платить. 
Во-вторых, нет необходимых принадлежностей (спортивной формы, музыкальных 
инструментов, альбомов, красок и т.д.). 
А в-третьих, и самое главное, абсолютно нет привычки к какой-либо длительной 
систематической работе! 
Педагоги обычно относятся к этому факту как к личному возмутительному недостатку 
конкретного ребенка. Но это общая трагедия: все дети из неблагополучных семей 
совершенно не приучены к работе. Никто из них в этом не виноват; никаким образом 
без помощи извне привычка к работе и не могла возникнуть. Родители давно на все 
"махнули рукой", дома - непролазная грязь, из мебели - старые кровати, кухонный 
стол и несколько табуреток, все остальное давно пропито или украдено "друзьями"; 
телевизор все-таки, чаще всего имеется, а вот книги или газеты - никогда. 
Увы, главным дестабилизирующим фактором в работе с "проблемным" ребенком, 
источником всех его бед и страданий оказывается семья. Понятие "семья" в данном 
случае является условным. Фактически ребенок воспитывается в патологической, 
"нечеловеческой" среде, где изначально отсутствуют такие базовые ценности как 
любовь, доброта, творчество, честность, доверие... 
В сочетании с постоянной борьбой за выживание, которую ребенку приходится вести 
дома, на улице и в школе все это приводит к тому, что у него формируется 
патологическая, сугубо материальная система ценностей. Вся его дальнейшая жизнь 
оказывается подчиненной одному - обеспечению собственного материального 
благополучия. Чаще всего это достигается преступным путем. Однако и эта 
"материальная" система ценностей часто бывает несформированной или не 
принимается ребенком. Ценность собственной жизни и жизни вообще сводится к нулю. 
Это неизбежно ведет к самоубийству или его "отсроченным" формам - алкоголизму и 
наркомании. 
Круг общения этих детей четко ограничен и включает в себя только детей с 
похожими "проблемами". Характерными чертами "проблемного ребенка" являются: 
Вместе с тем, эти дети хорошо адаптированы к окружающей их социальной среде.
Они прекрасно знают где, когда и как "достать" определенную сумму денег. 
Они мастерски обманывают учителей, родителей, врачей и других людей, от которых 
они зависят. 
Они хорошо знают "расстановку сил" в криминальной среде и часто имеют там друзей 
и покровителей.Они отлично знают все места, где можно скрываться, отсидеться, 
"зависнуть", "перекумарить" и т.д. 
Самое же главное, в свои 10-12 лет они имеют богатейший жизненный (включая и 
сексуальный) опыт, которого нет и не может быть ни у кого из их учителей. 
К сожалению, этого никак не хотят понять и принять учителя, с удивительным 
упорством продолжая снова и снова воспитывать и "учить их жизни". 
Жизнь этих детей протекает параллельно обычной школьной жизни и никак с ней не 
связана. Это та глубина жизни (падения), куда не доходят волны "реформирования" 
и "модернизации". Эта жизнь развивается по другим законам. Здесь ежедневно идет 
жесткая, смертельная борьба за выживание. Итоги этой борьбы предрешены - 
большинство неизбежно опустятся на дно. 
Именно отсюда, из этой глубины жизни "выплывают на поверхность" алкоголики и 
наркоманы, бомжи и проститутки, воры и убийцы. Всех этих людей объединяет одно - 
им нечего терять в этой жизни. Все что они имели, они давно потеряли в самом 
раннем возрасте. Ребенок из неблагополучной семьи постоянно находится на пороге 
смерти - физической или социальной. Вот почему процесс "вытягивания" этих детей 
со "дна жизни" можно назвать "социально-педагогической реанимацией". 
Очевидно, что такой процесс "социально-педагогической реанимации" нельзя 
осуществить в обычной школе. Мало подходят для этого и школы-интернаты. 
Во-первых, концентрируя в одном месте большую массу детей с однотипной 
патологией, мы лишаем их контакта с обычными детьми, резко снижая планку их 
возможного развития. А во-вторых, длительная изоляция ребенка в "тепличных 
условиях" интерната ведет к тяжелейшей социальной дезадаптации в будущем. Именно 
поэтому так велик процент самоубийств среди выпускников интернатов. 
Наш опыт свидетельствует о том, что для успешного обучения и воспитания таких 
детей нужна небольшая школа (не более 100 человек) с маленькими уютными классами 
(не более 9-10 человек в каждом - согласно исследованиям психологов, объем 
активного внимания человека (учителя) не превышает обычно 10 объектов 
(учеников)). 
Больше всего такая школа напоминает сельскую. Все здесь хорошо знают друг друга 
и не стесняются собственных недостатков. К сожалению, дети каждый день должны 
возвращаться домой, а нормального дома и нормальной семьи ни у кого из них нет. 
Вот почему процесс "социально-педагогической реанимации" мы начинаем каждый день 
снова.
Мы начинали свою работу с обучения небольшой группы детей-инвалидов. Сейчас в 
Центре тремя основными формами обучения - начальной школой, подростковой школой 
и самодеятельными подростковыми объединениями - охвачено более 100 детей с 
различными "проблемами" (от чисто медицинских до явно криминальных). 
К сожалению, как и в медицине, отдаленный прогноз наших "реанимационных 
мероприятий" неблагоприятен. Мы не можем изолировать ребенка от той социальной 
среды, в которой он родился и вырос. А поэтому "рецидивы" болезни неизбежны. 
Сделать надежную прививку жизнестойкости и саморазвития удается далеко не всем.
И все же структура нашего центра доказала свою высокую эффективность, 
значительно большую, чем другие известные нам формы. 
За время работы в центре я понял две вещи. 
1. Все проблемы "проблемных" детей на самом деле являются проблемами их 
родителей. Я знаю много примеров, когда дети, благодаря вниманию и поддержке 
семьи, имея довольно тяжелые заболевания, успешно оканчивали школу, учились 
дальше, находили хорошую работу, создавали семьи и были счастливы. Но я знаю 
гораздо больше примеров, когда дети, имея выдающиеся способности и отличное 
здоровье, погибали или скатывались на дно. В России более трети семей живет за 
порогом бедности, 10% населения страдают различными формами алкоголизма, а 
значит, треть детей могут стать "проблемными". 
2. Обычная массовая школа не может и не хочет работать с проблемными 
детьми. Для этого есть, по крайней мере, три причины: 
а) диктатура образовательной бюрократии, 
б) отсутствие в школе мужчин, 
в) отсутствие сильных педагогов. 
На мой взгляд, давно необходимо издание (газета, журнал), полностью посвященное 
работе с социальными сиротами и проблемными детьми. 
С подростками работают множество организаций: школа, учреждения культуры, 
спортивные клубы, милиция, армия и т.д. Но реальное влияние на подростков 
оказывают совсем другие силы. По степени влияния на подростков можно составить 
рейтинговую таблицу: 
Почему это так - вот главный вопрос в работе с подростками. Он смыкается с 
очень важной темой - проблемой свободы и зависимости. 
Путь подростка от детства к юности и взрослой жизни пролегает по очень 
опасной территории - территории зависимостей: от других людей (социальная 
зависимость); от уровня благосостояния родителей (материальная зависимость); от 
TV и музыки (психическая зависимость); от алкоголя, никотина, наркотиков 
(химическая зависимость) и прочее, прочее, прочее. 
Судьба подростка, в конце концов, зависит от того, хватит ли у него здоровья и 
сил для преодоления всех этих зависимостей.