Возможность накопить и сохранить опыт общения с детьми - это та основа, на
которой удерживается в том или ином месте тонкий культурный слой
профессиональной грамотности, потенциал творческого одухотворенного отношения к
своему делу.
Средством переосмысления имеющегося опыта становятся рабочие встречи педагогов
разных школ и детских садов, на которых они будут говорить о жизни детей, о ходе
духовного роста детей на определенном отрезке времени, самостоятельно находя
отличительные приметы. Духовный рост детей должен быть обеспечен изменением
педагогических установок взрослых. Воспитателям нужно отказаться от приоритета
ретроспективных оценок в пользу оценок перспективных; профессионально увидеть
возможности детей как общественно живущей группы. Им нужно научиться фиксировать
накопленный детьми совместный опыт жизни и уметь опереться на него, а не на
разрозненные образовательные ресурсы отдельных детей.
Рассказ о своем особенном опыте может сложиться только в доверительных беседах
людей, воспринявших гостевой характер встреч. Направленность к самообразованию
определяется составом гостей и формой организации бесед. Этот вид
самообразования был назван гостевым обменом опытом педагогов (ГООП). Со
временем стало очевидно, что периодичность встреч взрослых во многом определяет
темп продвижения детей к успехам.
Практика работы в 1981-2002 годах показала, что педагогическим коллективам
сотен детских садов и начальных школ по силам освоить опыт воспитания грамотных
детей и передавать этот опыт своим коллегам. Каждый год новые воспитатели и
учителя осваивали условия новой работы и делали это лучше предыдущих. Все яснее
стало обнаруживаться, что успехи всех детей детской группы определяются только
их настроем на общение, а не глубиной индивидуальных различий. Персональные
различия не ограничивают ни для кого факт достижения успеха, а лишь сказываются
на сроках его проявления.
Но главное условие нормализации жизни детей - это добровольный труд взрослых.
Гостевой обмен опытом педагогов помогает взрослым за два-три года общения с
детьми ликвидировать свой страх перед новым образом жизни. Ведь взрослым, как и
детям, надо привыкнуть к новым детским поступкам, новым для них привычкам, новым
пристрастиям. Добровольно общаясь с коллегами, каждый из них осознает, что
изменить себя можно только раскрепощаясь.
Обмен опытом должен проходить в свободной, нерегламентированной, гостевой форме
встреч. Тогда взрослые смогут постепенно оторваться от привычки казенных
обсуждений, от локальных забот, от разговоров о своем хозяйстве (как это ни
трудно) и общими усилиями создать новый язык экспертных оценок нового
педагогического процесса.
На таких встречах вырабатываются текущие оперативные оценки, определяющие
успешность и неуспешность выбранных самим педагогом способов работы. Накопленные
оценки обсуждаются на встречах педагогов через каждые 7-9 недель. До такой общей
встречи педагоги встречаются друг с другом, хотя бы раз в 10 дней.
Практика показывает, что за первые три года педагоги убеждаются, что все дети и
обучаются на должном уровне, и воспитываются в культурных традициях. Деление
детей на слабых и средних, способных и очень способных к жизни в школе или
детском саду является теперь для них пережитком старого подхода к работе. И они
теперь не только чувствуют, но и знают, когда именно они впадают в прежнее
неприемлемое для них и детей отношение. Решающее условие - их стремление к
самообразованию: смена позиции с технологической на культурологическую и отказ
от привычки "паспортизировать" все и вся ради рождения привычки выступать
экспертом, встречаясь с коллегами.
Обмен опытом - не новость. На словах его всегда приветствовали. Только
понимали под ним или выступления в лекционной форме, или "открытые уроки",
парадные занятия, на которых преподаватель демонстрировал свои методические
способности. ГООП не имеет с "открытыми уроками" ничего общего. На нем обсуждают
не учителей, а детей. И оценивают не образцы поведения взрослого, а характер
проявления себя детьми. Высказанное одним обсуждается всеми; составляется как бы
картина сегодняшней детской жизни, раскрывающая что типично, а что индивидуально
для данного детского коллектива.
Такие встречи не должны быть направлены на получение информации извне, как это
делается обычно на курсах повышения квалификации. На них надо осмысливать свою
информацию собственными внутренними силами.
Постепенное осознание учителями и воспитателями того, что к их мнению
прислушаются и отнесутся с уважением, что оно востребовано, в нем действительно
нуждаются - позволяет высказываться все более свободно, доверительно,
превращаться во все более внимательных и точных наблюдателей.
Возникают описания жизненных ситуаций, проживаемых детьми. Происходит
собственный выбор методических средств и их решительное использование.
Обостряется педагогическая интуиция, способствующая верному во времени
распределению усилий детей и взрослых. Экспертная оценка становится более
взвешенной, неформальной по форме и по сути.
"Образность языкового мышления" - такое словосочетание выражает описание
детского творчества как специфического феномена, следы которого утрачиваются во
взрослой жизни. По общему признанию, только некоторым взрослым удается сохранять
черты такого феномена и что-то оживлять в своей профессиональной деятельности.
Называют имена людей творческих профессий. И к ним по умолчанию не относят тех,
кто живет и работает с детьми до десяти - или тем более до семи лет. Об этом
приходится сожалеть.
Восстановление восприятия учительницами и воспитательницами своей работы как
творческой связано с новой ориентацией педагогов на совместную жизнь с детьми -
как представителями поколения, вступающего в будущую неизведанную жизнь.
Человек живет в своих возможностях. Для каждого ребенка они выявляются в
общении, сохраняющем тот простор коммуникации и те общепонятные другим формы
активности, инициативности, в которых отражаются характерные черты, возрастной
облик определенного года жизни.
Итак, предлагаемый способ организации системы образовательной работы рождает
новый уровень квалификации педагогов - уровень эксперта. Характер и смысл
экспертной деятельности принципиально отличается от привычной методической
деятельности или административно-контролирующей.
У экспертов складывается свой язык описания общих форм организации жизни детей и
взрослых. Всматриваясь в складывающиеся взаимоотношения детей, они выясняют
степень инициативности в избранном общем деле, оценивают чьи-то попытки взять
инициативу на себя (или через озадачивание, или через претензию на мастерство,
через представительство от имени своих), возникающие формы организации
совместной деятельности в виде ли общего разговора, общей игры, общего
передвижения по какому-либо поводу.
Кроме того, разные формы детско-взрослых отношений обязательно должны
дополняться формой "мы сами".
В такой форме самоорганизации нет места для взрослого, он лишь присутствует в
качестве наблюдателя со стороны, но приобщенного, не постороннего, ибо в это
время все свои. Здесь каждый сам находит время для свободного выбора и
самостоятельного действия-обращения к одному из действующих лиц или намеренного
изменения обстоятельств, развивает избранную всеми ситуацию. Обстоятельства
могут быть любыми. Они лишь форма выражения, оформления ситуации, которая
разыгрывается ее участниками, но не указание на ее содержание. В такой
обстановке дети получают простор для выражения своих интересов, а взрослые
учатся согласовывать свои действия с темпом жизни детей.
Для нас очень важно обращение к не очень-то принятому масштабу планирования
педагогической работы: к среднесрочной программе.
Показательно, что обычно о среднесрочных программах почти никогда разговор не
заходит. Учителям предлагают или краткосрочные программы-конспекты (от одного
урока до нескольких) - или программы многолетние, абстрактные и зачастую
утопические. Но ведь именно в среднесрочном масштабе естественнее всего
проявляется ход нормальной жизни и для взрослых, и для детей.
Собственно, преимущественно к ее обнаружению и осмыслению и обращен ГООП.
Перемены в характере включенности в ход жизни, ориентация в возможностях таких
перемен - это и cтоит считать предметом среднесрочной программы работы
педагогов.
Опыт же включенности взрослых в ход жизни детей основывается на открытости к
трем родам влияний, особенных для каждого конкретного поколения, живущего в
каждом конкретном месте.
Во-первых, это открытость к языку взаимоотношений (языку жизни), сложившемуся в
их месте проживания, будь-то город, областной или районный, мегаполис, рабочий
поселок или закрытый город, пригород или отдаленное село... Этот особенный
местный "диалект взаимоотношений" сказывается на том, как спрашивают, как ставят
вопросы, как ищут ответы, как воплощаются представления о человеке, его образе
жизни у себя (здесь) и там, куда поведет его жизнь (например, в школу).
Одновременно с особенностями взаимоотношений выявляется и та сторона жизни, где
удерживаются в каких-то прагматических рамках представления людей о времени
жизни, возможностях человека, формировании эмоциональной сферы быта и бытия. В
такой питательной среде складывается память чувств детей, живущих на своей
родине.
Во-вторых, это включенность детей и взрослых в жизнь языка в той форме, в
которой он представляет хорошую сторону жизни и объясняет возникновение
общепринятых привычек в общении людей. Такие объяснения предстают в фактах
биографии, в театрализованных образах, в принятой взрослыми манере говорения и
изображения разных сторон жизни в песнях, рисунках и рассказах.
Эта сторона представлений о жизни, укореняясь в разговорах, становится
общеизвестной настолько, что воспринимается, понимается по намеку и с
полунамека. Значения слов не требуют пояснений, образы (представленные в
художественных и фольклорных произведениях, в сказках, в былях, в былинах и
т.п.) понимаются, промысливаются без затруднений. В этой сфере у взрослых и
детей растет чувство памяти о них как о событиях, опознаваемых каждым.
Третьим же источником влияния будет включенность детей и взрослых в жизнь,
описываемую в текстах; в текстах, действующих на воображение детей и взрослых,
зовя их к такому возможному положению дел в жизни, которое достижимо, если
"перешагнуть" невозможное. Речь идет о текстах, смысловой образ которых не
укоряет никого за прошедшее, а ободряет, утверждая реальность настоящего.
Текстах, позволяющих удивиться сделанному и высказаться вслух о достигнутом
успехе как продолжении невозможного: на удивление всем близким, всем окружающим.
Сделать и рассказать о том, что уже не может казаться чудом.
Знание педагогами местных условий жизни позволит давать взвешенные оценки при
"гостевой экспертизе" и на других территориях. Так можно избежать усреднения и
формализации в описаниях своего дела, а также ориентироваться в реальных
возможностях совершенствования педагогического мастерства.
Ведь наша педагогическая практика - не идеальная модель, которую надо стремиться
воплотить как кем-то извне предначертано. Объединяющее ее начало скорее состоит
в привычке к осмыслению взаимосвязанности явлений педагогической жизни. А
взаимосвязь эта проявляется каждый раз по-разному. С этой точки зрения, принцип
восприятия нового не по образцу, а по образу в равной степени относится к
нормальному становлению как детского, так и педагогического коллектива.
Новый стиль отношений по-разному воспринимается в разных условиях жизни,
различно выглядит в тех или иных городах и поселках. Чтобы нащупать свой путь,
взрослым необходимо сверить свой накопленный и нарождающийся опыт самим, без
направляющих указаний на отбор лучшего. Идея прогнозирования ясно согласуется с
идеей предоставления свободы в выборе средств воспитания и обучения каждом
педагогическому коллективу. Каждый коллектив действует в особенных условиях; эти
особенности надо обнаружить и определить характер их влияния на условия
нормализации жизни детей.
В гостевом обмене опытом выясняется своеобразие условий работы: накапливается
информация об укладе жизни на каждой территории, социальной активности учителей
и воспитателей, о влиянии складывающегося общественного мнения как в
педагогической среде, так и среди родителей.
В формулировке Г.И.Абелева:"Грамотность - это критический минимум
профессионализма... обладая им, профессионал представляет, как "это" делается".
Под "этим" предполагается любое дело любого ремесла.
Но критическим может быть не только минимум, но и максимум. О нем обычно
забывают.
Под критическим максимумом нам следует понимать уровень сохранения душевного и
физического здоровья - тот предел, до которого работа идет без надрыва, без
переутомления.
Наша задача - чтобы такой "мини-макс" соблюдался в работе учителей и
воспитателей. Это предполагает отказ от принятых упований на энтузиазм. Педагог
обязан работать не на максимуме, а в нормальных пределах, стараясь не
сваливаться ниже минимума и не очень часто - лишь при крайней необходимости -
перепрыгивая тот максимум, за которым требуется самоотверженность. Ведь его дело
- жить на радость себе и детям, а не являть примеры героизма. У него есть право
на личную жизнь, у него хватает домашних трудностей и радостей, у него
подрастают свои дети.
Чтобы педагоги удерживались в рамках нормального отношения к профессии (не
выпадая ни в сторону халтурного отношения к делу, ни в показуху, ни в сторону
перенапряжений, полного поглощения своей жизни работой, не впадали в уныние),
необходима практика их совместного наблюдения за детьми и совместного поиска
грамотных методических решений.
Для этого надо считать время встреч педагогов и других заинтересованных лиц
рабочим временем и соответственно его оформлять. Это относится и к
кратковременным индивидуальным встречам, и к регулярным периодическим общим
встречам на определенной территории (города, района, двух городов или двух
районов, двух малых объединений по 5-8 детских садов или школ). При возможности
очень полезны и эпизодические дальние поездки, почти всегда воодушевляющие и
позволяющие взглянуть на положение дел у себя дома свежим взглядом.