Библиотека V1

Майндерс М. Ученик школы "De Korf" - это звучит гордо

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2003 г., № 1
Дата: 2007/5/23
Из беседы с учителем старших групп школы "Dе Коrf" в Роттердаме мы узнаем о трудностях и радостях непростой учительской жизни, познакомимся с некоторыми особенностями работы школы по методу Монтессори, сможем сравнить свои мечты с мечтами голландского коллеги.
С Меестер Лау Майндерc - учителем старших групп школы "De Korf" в Роттердаме - беседует журналист Валерия Винарская.
Ключевые слова: Начальная школа; Пятый класс; Педагогика Монтессори

Аннотация: Из беседы с учителем старших групп школы "Dе Коrf" в Роттердаме мы узнаем о трудностях и радостях непростой учительской жизни, познакомимся с некоторыми особенностями работы школы по методу Монтессори, сможем сравнить свои мечты с мечтами голландского коллеги.
С Меестер Лау Майндерc - учителем старших групп школы "De Korf" в Роттердаме - беседует журналист Валерия Винарская.

 


Начальная школа Голландии представляет собой первый обязательный этап
образования, одинаковый для всех. Объединяет учеников от 4 до 12 лет, рассчитан
на 8 лет обучения. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, музыка,
творчество, рисование, физкультура. В начальной школе все уроки, кроме
физкультуры, ведет один учитель, но учителя меняются каждый год. Таким образом,
за одним учителем закреплен один и тот же возрастной уровень.


Расскажи, пожалуйста, немного о школе.


"De Korf" - одна из старых школ Роттердама. Работать по методу Монтессори мы
начали лет 20 тому назад, когда я только начинал. До этого отдельно существовали
младшая школа классического типа и подготовительная школа для малышей,
использовавшая методику Монтессори. Когда было решено объединиться в единую
начальную школу, мы оказались перед выбором: классический путь или метод
Монтессори. Результаты опроса родителей оказались в пользу последнего.


Метод Монтессори был удачным выбором для голландских детей, но во многом не
подходил для новых учеников из турецких, марокканских, антильянских семей,
которых со временем становилось все больше. Турецкие дети плохо владеют языком,
в семье сохраняют национальные традиции и культуру. При самостоятельной работе
язык не развивается, этим детям нужны общие уроки, общение, дополнительное
объяснение. Для таких детей особенное значение имеет общение со сверстниками.
Качество образования стало резко ухудшаться. Для улучшения результатов пришлось
разрабатывать специальную программу, объединяя лучшее и наиболее подходящее из
разных методик. В отличие от других школ этого профиля, у нас сравнительно много
классических занятий, когда учитель рассказывает перед классом, вызывает
учеников к доске, мы проводим тесты, контрольные работы.


Чтобы было понятнее, расскажи чуть подробнее о системе Монтессори.


Основные принципы метода Монтессори: научить ребенка решать задачи и проблемы
самостоятельно. Мы должны учить его, не мешая при этом собственному развитию,
стимулируя его. Монтессори - школа индивидуального образования. Это означает,
что каждый ребенок занимается на своем уровне, в своем темпе, может свободно
выбирать материал и тему для работы. С утра каждый выбирает себе сам работу и
планирует день. Ребенок занимается самостоятельно, осваивая различные
интеллектуальные операции на специальном учебном материале, выполненном в форме
различных дидактических игр. Наличие легкодоступной библиотеки - еще одна
возможность обойтись без учителя в поиске нужной информации. Оценки отсутствуют,
в качестве стимула выступает похвала учителя. Ошибки исправляются ребенком
самостоятельно с помощью дидактических материалов, учитель выполняет лишь
регистрирующую функцию. Работа по такой системе требует от педагогов специальной
подготовки.


Система Монтессори позволяет создавать разновозрастные группы. Например, у
меня в классе среди 11-12-летних есть малыш с трудным характером из группы 4,
которому старшие ребята могут помочь справиться с проблемами лучше сверстников.
Очень важно заметить момент, когда просыпается интерес к определенному предмету:
один ребенок хочет учиться читать уже в 4 года, а другой заинтересуется буквами
лишь к 7. Важно уловить "чувствительный период" и дать нужную информацию в
правильный момент.


Ученики вашей школы выгодно отличаются самостоятельностью. Но что еще меня
удивило - это уважение друг к другу и любовь к своей школе. В разговоре с ними
всегда заметна гордость за школу. Даже ответ по телефону звучит гордо: "Вы
говорите с учеником школы "De Korf".


На мой взгляд, здесь не только и не столько заслуга системы, сколько нашей
учительской команды. Одна из самых важных задач для нас - научить детей
моральным ценностям, воспитать в них уважение к общепринятым социальным нормам.
Во время футбольных турниров я непроизвольно сравниваю учеников нашей и других
школ: ученики других школ ругаются, обзывают наших детей, а учителя стоят рядом
и не реагируют. Для нас подобное поведение даже представить себе невозможно. Мы
делаем своим ребятам замечания типа "футболку заправь, некрасиво". Все остальное
давно оговорено в школе. Кто не умеет вести себя в обществе, тот не участвует в
турнире. И поверь, у нас в школе не "маменькины сыночки" занимаются, среди них
много трудных, агрессивных подростков. Но если вышел на футбольное поле - веди
себя достойно, на тебе майка с названием "De Korf", ты - лицо, визитка школы.


Дружеский настрой среди учителей - самое важное условие для общего климата в
школе. У нас дружная команда, все мыслят на одной волне, разделяют идеи,
стремления. Если коллеги не терпят друг друга, как можно ожидать хороших
отношений среди детей?


В свое время меня поразил и продолжает радовать ваш взгляд на учебу и
на школу: со стороны подростка, с точки зрения самого ученика.


Это важный элемент - интересы ребенка должны всегда стоять во главе, если у
него появляются проблемы - мы первые, кто их должен и может уловить. Именно нам
нужно звать родителей, а не наоборот, обсуждать происходящее, пробовать искать
причины и способы изменить ситуацию. Я могу пересадить ребенка, уделить ему
больше внимания. Но только при постоянном контакте с родителями можно помочь
по-настоящему. Для меня лучший комплимент - услышать от родителей, что благодаря
школе их сын или дочь изменились в лучшую сторону.


В прошлом году в школе работала инспекция, проверяли все. Самый сильный
пункт, отмеченный инспектором - педагогическая и дидактическая обстановка в
школе, другими словами - манера работы педагогов с детьми, спокойная обстановка
в классе, безопасность. Дети должны иметь возможность спокойно думать, отвечать
на вопросы, спрашивать без стеснения, не бояться делать ошибки.


А почему в школе так мало домашних заданий? (Домашние задания в
начальной школе задают по разным предметам в очень ограниченном количестве. В
основном, по биологии, истории, сочинения. В обычных школах - одни и те же для
всех. Суть домашних заданий в данной школе - задания по тем предметам, где у
ученика есть отставание. - прим. В.В.)


Я задаю домашние задания, но не слишком много, два раза в неделю. Причем в
одни и те же дни, известные и детям, и родителям. Если в понедельник вечером
ребенок не сидит за уроками, значит что-то не в порядке. Не выполнил, получаешь
то же задание на следующий день. Если сделал работу как надо - можно двигаться
вперед.


Другое дело - дополнительные домашние задания, если у ученика проблемы с
каким-то отдельным предметом. Тогда мы вместе с ним и родителями составляем
рабочий план домашних заданий. Для этого у меня есть другой журнал - домашних
заданий. Но такой метод эффективен, только если ученик сам заинтересован в
улучшении. Тогда он просит дополнительное задание, выполняет его и приносит на
проверку. Я проверяю, объясняю и даю новое. Чем чаще он возвращает работу на
проверку, тем чаще получает новую. В этом случае можно получать домашнее задание
хоть каждый день. Моя задача в том, чтобы поставлять задание, твоя - хотеть его
выполнять.


Но не забывай, что детство - единственное и очень быстро проходящее время в
жизни, когда можно играть, гулять, заниматься спортом, когда еще нет этого
постоянного "должен", преследующего нас, начиная со средней школы практически до
пенсии. Ежедневные 5,5-6 часов в школе должны быть, в принципе, достаточны для
усвоения огромного количества материала. Если их не хватает, вряд ли поможет и
лишний час домашней работы.


В отличие от других школ Монтессори вы используете довольно много
разных тестов...


Тестирование, контрольные работы - это то, что у нас не совпадает с системой
Монтессори, согласно которой не следует проверять того, кто старательно
работает. Но если не проверять, как определить сильные и слабые стороны? В свое
время много шуму наделала история со школой Монтессори из Амстердама - в знаниях
ее выпускников были обнаружены "белые пятна", пробелы. Хотя во многих предметах
они были намного сильнее. Если не хочешь пробелов - нужно контролировать. Если
что-то не получается - составлять рабочий план. С учеником необходимо обсуждать
его ежедневный выбор:


- Почему избегаешь этот предмет?

- Не нравится.

- Почему не нравится?

- Не понимаю.

- Что именно не понимаешь, давай объясню еще раз.


Глядишь - разобрался и понравилось.

Ну, а когда уж совсем не идет - мы составляем рабочий план, например, не дается
математика - каждый день с утра час математики, я помогаю. После этого можно
заниматься любимыми предметами. Следить помогает Leerlingvolgsysteem CITO,
позволяющая определять и поддерживать личный счет и уровень ученика. (Система
отслеживания каждого отдельного ученика, разработанная специальным институтом
СИТО. Достаточно сложная система регистрации уровня усвоения учебного материала
по каждому предмету отдельно. Очень красочно и научно выглядит. Специалисту
достаточно заглянуть в журнал, чтобы увидеть пробелы по определенным темам,
отставания, степень усвоения, а также насколько сложно дается тот или иной
раздел. - прим. В.В.
)


Мы - как бухгалтеры, все время что-то чертим, раскрашиваем. Смотри, здесь все
красное - значит этот вопрос ученик полностью освоил. И так - для каждого
ученика, по каждой теме, для каждого предмета.


Сколько же времени длится твой рабочий день, рабочая неделя?


В принципе, нормальной 40-часовой недели вполне хватает, за исключением
дополнительных часов для спортивных соревнований, подготовки школьных вечеров,
праздников. В молодости, когда не было детей, работал по 50-60 часов в неделю. С
опытом научился выбирать самое главное, откладывать второстепенные дела.
Например, давно мечтаю навести порядок в шкафу.


Что еще ты бы хотел сделать, если бы появилась возможность?


Я бы хотел год поработать в этой школе без ведения класса. Собрать за столом
всех родителей и учеников, от малышей до старшеклассников и выяснить, чего они
ожидают от школы, что хотели бы для своего ребенка. Составить своего рода
контракт с каждой семьей: что мы можем, что вы можете, что должны и т.п. И
потом, в течение года постоянно встречаться и обсуждать - что изменилось,
улучшилось, что не получается, как добиться результатов. Книги обсуждать,
программы телевизионные, советоваться. Короче, вместе бороться за каждого
школьника. Увы, возможности для такого года у нас не предвидится.


Что в вашей школе не заметить невозможно - это подавляющее количество
неголландских детей. "Черная" школа с приятной рабочей атмосферой и приличными
учебными результатами. Не оправдывает ли это существование подобных школ, стоит
ли стремиться к "смешению"?
(Довольно серьезную проблему представляют школы
с большим количеством "цветных" детей. Как правило, голландцы хотят, чтобы их
дети учились в "белых" школах, без большого количества иммигрантов. "Смешение"
означает стремление к разнородному этническому составу учеников. "Смешением"
детей из различных семей можно увеличить интеграцию некоренных голландцев,
иммигрантов первого, второго поколений (т.н. "аллохтонов") с коренными
голландцами ("аутохтонами"), уменьшая расовую, национальную, социальную,
этническую и религиозную дискриминацию. Конечно, все это несколько упрощено, на
практике возникает много аргументов, как за, так и против смешения. - прим.
В.В.)


Обязательно нужно. Самое лучшее соотношение учеников в классе, на мой взгляд,
50%-50%. Убедился я в этом на личном опыте, ведь изменения в ученическом составе
происходили на моих глазах. Когда я начинал около 20 лет назад, в школе было 4-5
турецких детей, один ребенок из марокканской семьи. Самое обидное, что с
изменением этнического состава района, из школы уходили лучшие ученики. Их места
занимали дети из трудных семей, новоприбывшие из мусульманских стран, с низким
уровнем образования родителей, плохим знанием языка. В сравнительно короткое
время уровень школы сильно упал, и нам приходилось и приходится много и тяжело
работать, чтобы его поднять и удерживать. Необходимо постоянно изменять и
улучшать методики, устанавливать и поддерживать правила.


Зато, благодаря высокому проценту "аллохтонов", школа получает больше
денег?
(Все школы получают государственные субсидии (начальное образование -
бесплатное), количество денег прямо пропорционально количеству учеников в школе.
Поэтому для школ установлен обязательный минимум учеников (53 ученика), максимум
официально не установлен, что ведет к очень большим классам (по 35-36 человек).
За счет более "дорогих" учеников (происхождение, уровень образования родителей)
можно уменьшить количество детей в классах. Особенно много денег выделяется на
спец.школы для умственно-отсталых детей. - прим. В.В.)


Не все так просто. В Нидерландах каждый школьник имеет определенный "удельный
вес ученика", который определяется страной происхождения и образованием
родителей. Если "удельный вес" ребенка из голландской семьи, родители которого
получили нормальное образование, принят за 1, то ученик из турецкой или
марокканской семьи, родители которого окончили только начальную школу, может
иметь "удельный вес" до 1,9. Ребенок из смешанной семьи, в которой один из
родителей голландец, может "весить" 1,2. На практике это часто означает, что
"трудный" класс из 18 учеников иногда можно приравнять к "нормальному" классу с
36 учениками. Но мы говорим о действительно очень трудных классах, состоящих из
учеников с домашними проблемами, языковым отставанием, агрессивным характером,
совсем другими, зачастую непонятными для нас, привычками. Благодаря этому у нас
есть возможность создавать сравнительно маленькие классы, в среднем из 20
учеников. Голландские ребята, в своем роде, пользуются преимуществами
"маленького" класса, но всегда ли им удается избежать недостатков "трудного"? К
счастью, далеко не все ученики нашей школы имеют высокий "удельный вес".


Тогда мне непонятно, откуда вы берете дополнительные средства на
"внешкольную работу", в школе практически ежедневно открыты двери после уроков,
работают кружки: танец, драма, шахматы, спортивные клубы?


Мы используем так называемые "деньги для расширенной школы". Эти средства
доступны для любой желающей школы. Подобные субсидии выделяются городскими
властями с целью увеличения роли школы в жизни района. В идеале школа должна
быть открыта с 7 утра и до 7 вечера, чтобы дети не шатались по улицам, а могли
заняться чем-то интересным и полезным под руководством и с помощью
заинтересованных взрослых профессионалов. У нас работает и класс подготовки
домашних заданий, и школьная библиотека. Мы приглашаем настоящих спортивных
тренеров, сейчас например, занятия баскетболом ведет известный югославский
баскетболист. Но одних денег недостаточно, необходимы учителя, готовые
оставаться в школе после уроков. Ведь не каждому ключ от школы можно доверить.
Так что, в первую очередь, это заслуга нашего заместителя директора, которого
почти всегда можно застать на работе.


Получается, вовсе не деньги решают все сегодняшние школьные проблемы?


Сегодня дело не столько в средствах, сколько в идеях, позволяющих решить
накопившиеся проблемы. До недавнего времени экономили страшно, образование было
заброшено. Экономили на учебниках, на уборке помещений, на качестве пособий.
Стартовая зарплата начинающих учителей была ниже среднего уровня. И это после
окончания PABO (PABO - специальное педагогическое образование, сравнимо с
нашими пед.училищами и пед.институтами. До недавнего времени было обязательно
для всех учителей, независимо от иного полученного образования. В последнее
время, в связи с сильной нехваткой учителей требования смягчаются, т.е.
допускает ограниченный приток людей с высшим образованием, без спец.
педагогической подготовки. - прим. В.В.
). Их сверстники без высшего
образования получали намного более высокие зарплаты на производстве. Не
удивительно, что мы потеряли многих талантливых педагогов. Последние годы
ситуация со средствами изменилась в лучшую сторону, но деньги - это еще не все.
Нужны возможности реализовать свои идеи, получить новые знания. И маленькие
классы, потому что уделить нужное внимание каждому ученику, когда их в классе
36, физически невозможно. Учителя срываются, халтурят, болеют.


20 лет подряд учительствовать в начальной школе, многим ли это под
силу?


Не знаю, я разных учителей видел. Неспособные к этой работе, действительно,
быстро стареют. Зато те, кто чувствует себя на месте, любит эту работу,
наоборот, долго остаются молодыми. Мы ведь постоянно слышим от детей новую
музыку, моду, книги, новые слова. Лично мне эта работа очень нравится. У меня
есть диплом для работы в средней школе, могу преподавать голландский язык, но
мне больше нравится начальная школа. Здесь еще есть время и возможности реально
повлиять на конкретного ученика, не только научить его языку, истории,
математике, но умению мыслить и выражать свои чувства, уважать себя и других.
Это очень благодарная работа.


Какими качествами должен обладать хороший учитель?


Прежде всего, иметь хорошие дидактические качества, умение объяснить трудные
вещи простым языком, терпение. Одни схватывают на лету, другим нужно объяснить
несколько раз.


Каждому ученику я повторяю: "Если надо, я объясню 10 раз, мне за это деньги
платят. Но твоя задача указать, что непонятно, вовремя подать сигнал, чтобы я
мог найти слабое место". Ученики, которым трудно дается какая-то тема, должны
чаще отвечать у доски. А остальные - молчать и слушать. И класс должен иметь
терпение и понимать, что не всем каждая тема дается одинаково легко. Некоторые
рвутся к доске, жалуются, что их не спрашивают. Я объясняю, что это не
наказание, а комплимент. Значит, у тебя нет проблем с этим вопросом, радуйся и
молча слушай товарища.


Другое важное качество - нельзя иметь любимчиков или наоборот. Хуже нет,
когда учитель не может скрыть своего отношения к ребенку. Конечно мы не роботы,
у одних замечаешь симпатичные качества, о других думаешь "тот еще характер". Но
каждый ученик имеет право разочаровать тебя не один, а 10, 100 раз и снова
получить возможность исправиться. Дверь всегда должна быть открыта. Во взрослой
жизни может быть совсем по-другому, но в работе учителя иначе нельзя. Конечно
можно и нужно быть строгим, но ребенок должен понимать, что ты о нем заботишься,
стоишь на его стороне и защищаешь его интересы. Если этого нет - нужно уходить
из школы и поскорей, пока не возненавидишь и детей и свою профессию.


С чего бы ты начал, если бы стал министром образования?


Развел бы школы и религию. Я согласен с предложением о разделении школы и
религии. Школа должна учить языку, математике, географии. Естественно в школе
можно и нужно рассказывать о разных религиях, чтобы дети могли сформировать свое
мнение. Но главная цель школы - дать определенные знания и научить уважать друг
друга. Что касается христианских норм и ценностей, а что, в нашей школе можно
воровать, не нужно уважать чужое мнение и достоинство?


Школы должны получить возможность создавать маленькие классы, все ученики и
учителя школы должны знать друг друга в лицо. Обязательно поддерживал бы
маленькие школы, слияния бы запретил.


Каждый новый министр мечтает войти в историю отечественного образования и,
приходя к власти, первым делом начинает все менять, вводить новшества, ломать
построенное. Я бы не лез в школу с новыми указаниями "сверху", больше доверял бы
учителям, дал бы им возможность спокойно работать.


У тебя есть любимое изречение?


Марии Монтессори: научи меня как это сделать самому. Еще китайская поговорка:
дай человеку рыбы и у него будет еда на один день, научи рыбачить - и он не
умрет с голоду всю жизнь.




Валерия Винарская, (Голландия)


Предшествующая история о поиске хорошей голландской школы


(история, основанная исключительно на личном опыте и ни в коем случае
не претендующая на обобщения)


Если вполне нормальный и благополучный ребенок в 12 лет не знает таблицы
умножения - это проблема школы или родителей? Или это проблема ребенка, помочь
которому можно, лишь объединив усилия и родителей, и школы? Об этом размышляет
наша бывшая соотечественница и коллега - журналист из Голландии.


В нашем доме та-ра-рам,

Стыд и срам, стыд и срам.


Наша дочка не знает таблицы умножения! И обнаружили мы это только сейчас,
накануне Рождества, когда учиться осталось неделю с хвостиком, а там
"здравствуй, елочка пушистая, подавай-ка нам подарочки заморские" и пошло, и
поехало. С января, как известно, выпускная группа начальной школы всерьёз
занимается лишь постановкой мюзикла, отвлекаясь всего на три дня для сдачи
СИТО-тестов.


Шум поднял папа. Он же приступил к решению вопроса немедленно и по-мужски:
"Даю тебе неделю. ГТСТ до особого распоряжения отменяется и никаких карманных
денег!". Карманные деньги - не проблема, но без ГТСТ нормальный голландский
подросток жить не может.


"Незнанием содержания последних двух серий ты выделяешься в классе в миллион
раз больше, чем незнанием таблицы умножения", - всхлипывая, объясняла дочка. Но
приказы папы в нашем доме не обсуждаются.


Короче, таблица была вызубрена за три дня, карманные деньги удвоены за
старания и в связи с дорогим месяцем. В том, что таблица умножения будет напрочь
забыта к концу недели я не сомневалась, но зыбкий мир разрушать не хотелось,
потому решила, на этот раз, хранить молчание.


А по поводу СИТО-тестов муж меня успокоил: это, мол, формальность, надобная
больше для определения уровня школы, чем ребёнка. В средней школе никто на эти
тесты не смотрит, и все рады лишнему ученику, поскольку деньги выделяются в
зависимости от количества записавшихся. Ему, мол, в школе тоже советовали ЛТС,
но отец сказал ХАВО, а приказы отца, как известно...


*  *  *


Позднее, после посещения дней открытых дверей в нескольких школах,
соответствующих нашим представлениям о нормальном среднем образовании, я узнала,
что никакая это не формальность. При приёме в сколько-нибудь приличную школу всё
упирается в результаты СИТО-тестов и совет (направление) начальной школы.
Последний, как правило, основан, опять же, на результатах СИТО-тестов, с
поправкой на мнение учителя и может быть оспорен. Если результаты позволяют.
Теоретически, тесты тоже можно пересдать, но пока эта канитель раскрутится, все
места в желаемой школе почти наверняка будут заняты. Да и где гарантия, что на
этот раз результаты окажутся лучше предыдущих. Но протестовать можно...


*  *  *


"Мы пойдём другим путём. И без крика, без слёз все исправим", - думала я, не
подозревая о муках, связанных с этим самым путем.

Первый шаг, разумеется, в школу.



- Да, в математике она слабовата, - согласился учитель. - Но я вам ведь и раньше
говорил: мы работаем с ней по специальной программе. Все идёт по плану.

- По какому плану? Покажите план, дайте учебники. Я эту историю два года слышу,
а ребёнок не знает ничего! Даже таблицы умножения!

- Не волнуйтесь, она у нас не одна такая. Вот после Рождественских каникул
придёт практикантка заниматься раз в неделю математикой дополнительно. И всё
будет в порядке. А учебники мы на дом не даём. И под расписку тоже нет. И
продать не можем, самим не хватает. Да и зачем вам дома учебники? Дайте ребёнку
спокойно отдохнуть на каникулах. У них же мюзикл на носу. Кофе хотите?


*  *  *


Здесь необходимо маленькое отступление. Моя дочка учится не в специальной
школе для умственно-отсталых. Обычная общедоступная школа, в приличном районе,
со средним процентом коренных голландцев и весёлой неформальной атмосферой.
Между прочим, официально сертифицированная школа Дальтона. И туалеты чистые, и
двор с качелями и горками неразломанными, и картинки на окнах, и школьный журнал
ежемесячно.


Ой, как хочется выругаться, по-русски! И по-голландски!


Потом были попытки самостоятельно заниматься дома по учебникам (достать
которые оказалось мало сказать непросто), не давшие впрочем никакого результата.
Были мытарства по различным психологическим консультациям, и единственный
результат - уяснение себе принципов работы этих заведений - побеседовать,
поплакаться, кофе попить - сколько душе угодно, а бесплатные тесты делаются
только по письменной и обоснованной заявке школы. Поданной, как минимум, за
полгода. В нашей же школе способности дочки к восприятию мира в цифровом
выражении подозрений не вызывали: и не таких видали. Дни шли за днями, не
прибавляя нам надежд на какой-то достойный выход из ситуации.


Впрочем, обещанная практикантка не только действительно появилась, но
оказалась умницей и отличницей. Дочка с радостью сообщила, что методы обучения у
неё здорово похожи на мои, только, конечно, в сто раз лучше. И что таблицу
умножения нужно видеть во сне, чего мы собственно и добивались с самого начала.
Две недели (два дополнительных занятия) казались праздником узнавания. Увы, не
всем. Не по вкусу пришлось строгое обращение отстающим дальтоновцам. На третей
неделе практикантку заулюлюкали и наш праздник сошёл на нет.


Свободная страна, свободные нравы.


Практикантка исчезла, и в поиске её я снова предстала пред глазами учителя,
искренне удивлённого подобной настырностью. Идея дополнительных занятий с одним
учеником показалась ему наглостью непомерной, а вразумительного ответа на моё
осторожное замечание о частных уроках получить не удалось из-за отвисшей челюсти
педагога.


*  *  *


Приближались СИТО-тесты. Обложившись учебниками и прошлогодними примерами из
Интернета, мы учились, учились, учились. Способ был простой: я решала задачи
вслух, а дочка смотрела умными собачьими глазами и клялась, что всё понимает.


Чудеса, как вы знаете, случаются только в сказках. Результат СИТО показал,
что её знания по математике составляют 12% от положенного уровня. По остальным
предметам результаты были тоже не блестящие - сказались недосыпание и общая
усталость.


*  *  *


На последнюю беседу с классным руководителем я пошла одна. Муж рвался, но я
уговорила его остаться дома, понимая, что без крови не обойдётся. Рекомендация
учителя о средней школе типа ВМБО практического направления была оставлена мной
без комментария. Да и что я могла сказать: что мой ребёнок с 4-х лет бредит
балетом, третий год занимается в спецклассе Балетной Академии, во имя чего
принесены многие жертвы, среди которых, увы, и математика.


Какой смысл тратить драгоценные 10 минут (родительские собрания у нас
называются 10-минутными беседами), если уж за все эти годы не заметили... Не
объяснять же мне им, образованным, с сертификатами, что математика, как ни
крути, основа и физики, и химии, и вообще любого логического мышления. И что от
полученного образования, зависит вся дальнейшая жизнь. Как дважды два четыре.


Не стала метать бисер, ругаться, каяться, упрашивать. Спокойно и сухо
поставила в известность, что девочка к большой жизни, по нашему мнению, не
готова, и наилучшим решением кажется нам повторение 8-ого класса. От начала до
конца, в другой школе. Точка.


*  *  *


Поиск школы я начала со следующего дня. И окончила его 28 июня. Узнав при
этом, что политика приёма детей в начальную школу практически не отличается от
руководства стран ЕС по приёму беженцев: принять только в случае, если отказать
невозможно. Из-за Женевской конвенции. И даже когда для отказа зацепки нет,
всегда есть причина - "фол из фол", по-русски - "мест нет".


Школ в нашем 100-тысячном городке, между прочим, 30. Из них 14 общедоступных,
8 христианско-протестантских, 6 католических, 2 специализированные, для детей с
замедленным темпом развития.


Проблема расстояния отпадает сама собой, поскольку близкими мы считаем школы,
расположенные в зоне получаса на велосипеде, что спокойно покрывает площадь
города с востока на запад и с севера на юг. В отношении религии в нашем
многонациональном доме предрассудков не было никогда. По крайней мере, до начала
поиска. Была бы дисциплина.


Скажу сразу - я обзвонила все 30 школ. Включая две школы для детей с
проблемами развития. И результат оказался везде одинаковым - отказ. Чтобы вы не
заподозрили чего несправедливого - причины и манеры отказов были очень даже
разнообразные. Не только "мест нет!", были и "очень жаль, но теснота, отсутствие
стульев, помещений, учителей...".


В реформистской школе сослались на форму одежды, мол, у нас девочки только в
длинных юбках, а ваша, наверняка, привыкла к брюкам. До сих пор не пойму, как
они заметили по телефону. Реформированные протестанты, видимо, отличаются особым
дальновидением.


Очень понравился мне отказ директора католической школы. Причину забыла, но
мягкая доброжелательность врезалась в память. Выслушал, пригласил на
дополнительную беседу, очень благодарил за мою заботу и мою заинтересованность.
В моём же ребёнке. Такое теперь, к сожалению, не часто встречается.


В большинстве же школ особо не церемонились, сразу ставили на место. По
районам, по этическим соображениям, по этническим признакам. А чаще всего,
просто ссылались на отсутствие всех членов дирекции. Постоянное и дружное, то
бишь, нет и не будет.


*  *  *


Снова на столе Желтые Страницы, приемлемый радиус поиска расширяется примерно
до 30 км. На сей раз начинаю поиск с Монтессори-школ. Не по убеждениям (прошли
те времена!), а просто потому, что в нашем городке их нет, а мне интересно
услышать что-то новое. Я имею в виду свежие неожиданные причины отказов.


Три первых последователя Марии Монтессори не отличаются ничем от своих менее
прогрессивных коллег: "только дети нашего района, без особой подготовки в
последнем классе нашу систему не постичь, дирекции нет и до конца года не
ожидается...", - знакомые все звуки.


И вдруг, на четвертой попытке - тишина!!! То есть меня не перебивают, не
опровергают, не просят перезвонить, не переключают, просто слушают. От удивления
ли, от недоверия, может, от страха, что перебьют, недопоймут, пошлют подальше,
выложила всю историю от начала до конца.


И услышала ответ, немедленно повергший в ностальгию, поскольку не слыхала
такого со времени отъезда из Союза: "Деточка, по-моему, вы правы. Сейчас уже
поздновато, шестой час, в школе пусто. Приезжайте-ка к нам завтра утром. Покажу
вам школу, побеседуем с учителем 8-й группы. Обратите внимание на возможности
проезда общественным транспортом. Для ребёнка это важно. И не волнуйтесь. До
завтра".


Спи, не просыпайся, сон мой продолжайся...


*  *  *


Мюзикл моя дочка отыграла с лёгкой душой: учителю было известно, что она
принята в школу Монтессори. И из школы этой ему уже звонили с просьбой как можно
скорее прислать её дело, поскольку до конца учебного года оставались считанные
дни.


Тесты, проведенные по инициативе директора новой школы и занявшие почти целое
утро показали, что никакой дискалькулии у моей дочери нет. А есть огромное
отставание по математике, связанное с её ленью и инфантильностью, помноженной на
безразличие и непрофессионализм (чтобы не выразиться покрепче) упомянутого ранее
педагога и его предшественников и на моё нежелание замечать то, чего не видеть
было невозможно.


На каникулы дочка уехала с учебниками математики, пуантами и наказом нового
классного руководителя: таблица умножения должна сниться по ночам. Остальное
приложится. Что и требовалось доказать.


Что же касается школы - конечно, она многоцветная. Скажу больше - типичная
"чёрная" школа. И моя дочка чувствует себя в меньшинстве и часто скучает по
старым подружкам. Но учитель у неё настоящий, каких в нашей стране называли
"Учитель", с большой буквы. И из самых отстающих она перешла в категорию очень
даже успевающих. Что же касается математики, а этому предмету уделяется около
80% её школьного времени, так она действительно занимается по специальной
программе. С домашними заданиями и контрольными работами. За полгода интенсивных
занятий ей пришлось освоить программу 6-ой и 7-ой групп. Оставшиеся 4 месяца, по
убеждению Учителя, с лихвой хватит на постижение задачника 8-ой группы. Вот так,
умело и спокойно он перевел почти неразрешимую для нас проблему на уровень
"рабочих" задач.


А ещё у дочки есть школьный дневник, в котором замечания и предложения. И в
школе я должна бывать, как минимум, раз в месяц. В любое удобное для меня время.


В школьной библиотеке можно одолжить книги, по четвергам работают разные
кружки, а по пятницам весь клаcс пьёт чай и обсуждает текущие дела.


*  *  *


Баллов СИТО-теста, на этот раз оказалось больше чем достаточно для желанной
школы: отделения ХАВО Музыка и Танец при Балетной Академии. На гордое сообщение
дочери о результатах, муж отреагировал на удивление флегматично: "Ничего другого
я и не ожидал. Между прочим, слышал сегодня по радио, что "черные" школы
показали в этом году удивительно высокие результаты. Объясняется тем, что в этих
школах работают заинтересованные и профессиональные учителя".


Так что, если вам придется выбирать ...



--------------------------------------------------------------------------------



СИТО-тест / CITO-toets - специальные тесты для измерения уровня знаний учащихся,
разработанные Национальным Институтом Тестирования в Арнхеме. Состоят из трёх
частей: языка, арифметики и общей ориентации. Применяются также для определения
общего уровня школ.



ГТСТ / GTST = Goede tijden, slechte tijden - бесконечный голландский телесериал,
ежедневно транслируемый по каналу РТЛ-4 (кроме выходных) и особо популярный
среди подростков и домохозяек.



ЛТС / LTS = Lage Technische School - средняя техническая школа, соответствует
нашему ПТУ.



ХАВО / HAVO = Hoger algemeen voortgezet onderwijs - общее среднее образование,
дающее знания, сопоставимые с уровнем 10-летней средней школы и достаточные для
поступления в ВУЗ.



ЛВОО/ LVOO - leerweg ondersteunend voortgezet onderwijs - подготовительное
отделение для продолжения среднего образования. Предназначено для "проблемных"
детей и сильно субсидировано.



ВМБО / VMBO - Voortgezet Middelbare Beroeps Leerweg - средняя школа, готовящая
детей к работе или продолжению учёбы в средних учебных заведениях, сравнима с
нашей "восьмилеткой", достаточной для поступления в ПТУ.


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/172