Мы говорим: обучать творчеству, создавать на уроке творческую обстановку. Здесь мы обязаны спросить себя, знаем ли сами муки творца, процесс творчества? Ведь разговор о творчестве без творчески мыслящего учителя повисает в воздухе.
Сколько раз приходится слышать: вот учителя-новаторы. Они пишут, выступают. А мы что? Мы годовой план составим, поурочный напишем, тетради проверим, от администрации отбояримся. Они особые, а мы нет. Так вот, все это неправда.
Неэкспериментирующего учителя в природе не существует! Это педагогическая лемма. Это основа всех других положений и теорем, которые мы могли бы доказывать в педагогике.
Представьте, что вы готовитесь к завтрашнему уроку. Вы изучаете книги, подбираете и решаете задачи.
Вы становитесь исследователем в предмете.
А когда вы пришли на урок?
Пятьдесят с лишним лет я отдал школе. Я знаю, что семилетние дети могут доказывать теоремы, решать сложнейшие задачи. Но я говорю: я до сих пор не знаю, когда начинается ученик. Один взрывается в чётвертом классе и добивается все новых успехов. Второй испытывает то взлеты, то падения. На третьего тратишь год за годом и становишься свидетелем только первых слабых ростков. Четвертый, пятый… Это бесконечное поле поиска и исследования.
После урока возвращаемся к составленному плану, сравниваем его с тем, что реально происходило, видим все свои просчеты, делаем выводы. Мы сами себе и критики, и восхвалители. И с каждым следующим уроком становимся все опытнее и мудрее.
А ведь этот путь познания в науке называется экспериментированием, методом проб и ошибок.
Кто из вас не вёл такого эксперимента? Вы его ведете каждый день. Едва переступив порог школы, вы становитесь экспериментатором. Один идёт глубже и дальше. Другой решает мелкие экспериментальные задачи, но, повторяю, вы всю жизнь с детьми и у вас никогда даже подряд не было двух одинаковых уроков. Вот мы и доказали, что неэкспериментирующего учителя в природе не существует.
А следующий вопрос, на который следует отвечать: как стать настоящим экспериментатором, как подняться на уровень тех, кого мы считаем талантливыми учителями?