Рустам Курбатов Прощай, оружие! Прощай, оценка?За сильную школу!Школа заквашена на насилии. В явной форме - крики, угрозы, вызовы родителей. Или в скрытой - ещё хуже - уговоры, увещевания, попытки воздействия. Дело не в том, что ученики плохие или учителя злые - дело в природе Школы. Дело в системе. Системе, которая может работать только при условии внешнего принуждения. Поэтому слова «сильный учитель» - высшая оценка профессионализма преподавателя. Если ты работаешь в школе - нужна сила! Чтобы сдержать натиск детской энергии. И заставить ребёнка делать то, что он не хочет делать. Но чтобы он думал при этом, что делает это добровольно. Здесь слабым делать нечего. Только сильные учителя могут держать дисциплину в классе. Только сильные учителя могут добиться результата. Только таких учителей любят дети и вспоминают с благодарностью после школы. Слова «школа заквашена на насилии» - это не оскорбление. Это констатация факта. Система не работает без применения силы, направленной на ученика извне. То есть - без насилия. Арсенал средств, позволяющих осуществить это действие, богатый. Но есть один проверенный, универсальный и надежный инструмент. Лучше которого ничего не придумала и вряд ли придумает педагогика. Инструмент, который действует без отказа - и результат мгновенный. И совсем не больно - а многим детям даже нравится. А уж про родителей и говорить не будем! Это оценка. Мне вчера дали свободу…Ставить ли оценки детям - дурацкий вопрос. Вроде того как «Чистить ли зубы по утрам?» Так было всегда и везде, и другого быть не может. Школа немыслима без оценки. А то, что отдельные учителя-гуманисты (Шалва Амонашвили, Селестен Френе) обходились без оценок - это частный случай, маргинальное явление. Чтобы не сказать - ересь. Но в Законе об образовании есть статья о том, что «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы и периодичности промежуточной аттестации учащихся» (ст 15.3) Не важно, что за 16 лет действия Закона лишь считанные школы воспользовались этим правом и перешли на безотметочное обучение. Поставлена под сомнение святая святых школы - пятибалльная оценка. И отказ от оценки теперь - уже не педагогическая ересь и не маниловское благодушие. А возможность, прописанная в законе. Нам дали свободу - и от нас теперь зависит, «что с ней делать». Вопрос «ставить ли оценки?» имеет право на существование. Это вопрос, который каждый учитель должен задать самому себе: «Буду ли я ставить оценки?» И тема для серьезной и спокойной дискуссии, где будут выслушаны аргументы обеих сторон... PRO et CONTRAАргументы сторонников сохранения традиционной системы убедительны:
Не надо вводить в искушение детей. Пусть оценка - зло, но «отмена её была бы злом несравненно большим». Без оценки - честной и объективной - человек утратит связь с реальностью. А это уже не школьная, а медицинская проблема. Теперь - доводы противников оценки.
Может быть, доводы сторонников оценки оказались более весомыми. Но есть ещё один аргумент против оценки… Оценки ставить противно. Противно видеть в глазах детей страх возможного наказания за двойку. Противно слушать их уговоры «спросить ещё раз» и «не ставить тройку». И совсем невозможно видеть их «счастье» от полученной пятёрки. Противно и пошло. Когда искренность и чувство опускают до уровня инструкции Наркомпроса 1944 года, когда в ответ на доверие (иногда любовь) твёрдой рукой и красными чернилами в дневнике выводится оценка… Поэтому стоит подумать не столько о детях - сколько о самих себе. Чтобы, работая в школе, сохранить способность чувствовать, переживать, любить, - нам надо было бы отказаться от этого права. Права оценивать другого человека. Попробуйте неделю-другую не ставить оценки - объявите краткосрочный мораторий - и сразу всё станет на места. Если ученикам будет интересно то, что вы говорите - они будут слушать. Если нет - никакой силой не заставишь. Без оценки вы не сможете их заставить сидеть недвижно 20 минут и слушать ответ товарища у доски. Без оценки вы не сможете объяснить им необходимость учить наизусть правила и орфограммы. Отказ от оценки вскроет всю фальшь и неестественность того, что мы делаем. Вот тогда нам придется думать не только об оценках - но и о содержании образования. В этом главный смысл «моратория». Другая школаМораторий не может длиться долго. Нельзя отказаться от оценки, ничего не меняя в Школе - будет ещё хуже. Как учитель теперь заставит ученика, к примеру, переписать диктант? Будет убеждать его, говорить о сознательности, взывать к совести. Нет, лучше уж оценкой! Лучше «двойка», чем душеспасительные беседы. Это только объявление перемирия. Мы не будем больше стрелять. Мы готовы к переговорам. Переговоры должны быть честными и последовательными - чтобы полностью были соблюдены интересы двух сторон: Ребёнка и Взрослого. Интересы Ребёнка? 1. Ребёнок хочет СИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ. Ему интересно все: он любит смотреть в окно, разглядывать картинки, слушать страшные сказки и смешные истории. И что в школе? Вместо интересных историй - параграфы и резюме; вместо опытов - графики и формулы; вместо свободного пользования родным языком - синтаксис сложноподчиненного предложения; вместо наблюдений за природой - таблица Менделеева. Вместо наблюдения и переживания - «понятия»! Если мы хотим настоящего сотрудничества с учеником, мы должны говорить с ребёнком на его языке - языке чувств и ощущений. Чтобы понять что-либо, взрослый человек (тем более, ребёнок!) должен это УВИДЕТЬ и ПОЧУВСТВОВАТЬ. Синтез чувства, зрительного образа и словесного определения - это и есть настоящее понятие. 2. Ребёнок хочет, чтобы его труд имел РЕЗУЛЬТАТ Деятельность, активность - в природе ребёнка. Когда он маленький - ему надо лазать, бегать, прыгать, разбирать и собирать игрушки - ИГРАТЬ. Когда становится взрослее - важно, чтобы деятельность стала серьезнее и имела результат. Который можно подержать в руках, показать друзьям, похвастаться перед родителями. Это же естественно: что-то делал - и вот что получилось… Работа без овеществленного результата невозможна. Два исключения: социалистическая экономика и школа. В чём же результат детского труда? Решение нестандартной задачи по математике, написание своего текста по литературе, проведенное исследование по физике, химии или биологии, воображаемые диалоги в человеком другой эпохи - по истории… Все детские шедевры - употребляю это слово без иронии - публикуются в школьном журнале или, к примеру, записываются на видеокамеру. 3. Ребёнок хочет ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО Ребёнок любит задавать вопросы. «Как? Почему? Зачем?» - естественное для него любопытство. Которое, увы, проходит уже в первых классах. В школе все готовое: и вопросы, и ответы, - остается слушать, запоминать, повторять. Настоящее сотрудничество, настоящая «школа для ребёнка» - это школа, где учитель не дает готовых ответов. Более того, он не дает и «готовых вопросов» - он лишь подводит ученика к непониманию и удивлению. Вопрос должен задать сам ученик: если нет вопроса - то и не на что отвечать… Без удивления не может быть настоящего мышления. 4. Ребёнок хочет ОБЩАТЬСЯ. Подросток ходит в школу, чтобы общаться. Учиться - это второе дело. И что ж? Десятиминутные перемены и редкие записочки - вот что остается для общения. Если мы хотим строить «школу для ребёнка», мы должны дать ему возможность говорить на уроках - то есть работать в группах. Такая работа может занимать до половины учебного времени. 5. Ребёнок хочет УСПЕХА. Успех - чувство, что «я могу», «у меня получается» - это здоровый допинг для нашей нервной системы. Без этого никто: ни взрослый, ни ребёнок, - работать не будет. Почему же в школе так много «неуспешных учеников»? Они не хотят учиться? Это не так: любой ребёнок хочет узнавать новое и неравнодушен к похвале. Любой ребёнок хочет - до тех пор, пока ему не скажут: один, другой, третий раз, что он не может: не может решать задачки, писать грамотно, сочинять свои истории… Чтобы не разрушить веру ребёнка в свои силы, чтобы поддерживать в классах постоянную «ситуацию успеха», Школа должна отказаться от «единых требований» ко всем ученикам. Каждый ученик должен получать посильное ему задание и положительную «оценку» в случае его выполнения. * * * Такова «программа переговоров» со стороны Ребёнка. Хорошо организованный труд, самостоятельное мышление, радость от работы - но разве мы, взрослые, хотим чего-то другого? Поэтому школа, построенная на этих основаниях, - это не просто «школа для ребёнка». Это школа общего языка - диалога - Взрослого и Ребёнка. Это пространство, где соединяются два потока: детский Интерес и Мышление как главная ценность взрослой культуры. Хотя это и не очень похоже на традиционную школу. Более уместно было б название МАСТЕРСКАЯ (употребим это слово вслед за Д.Дьюи и С.Френе) - потому что в такой школе дети не просто «учатся», а самостоятельно добывают знания - «мастерят». В такой школе оценка не нужна. Её даже не надо специально отменять никаким приказом или положением. В такой школе об оценке просто некогда думать - ни ученику, ни учителю. Как же «текущий контроль» и «итоговый результат»? Для текущего контроля - Лист индивидуальных достижений (в нашей школе - «Маршрутный Лист»). Это перечень основных этапов работы над темой и отметки - «зачеты» - о выполнении работы. Итоговый результат - сборники творческих работ ученика (в нашей школе - Альманахи и журнал «Сады Лицея»). Это самые интересные работы - шедевры! - ученика за четверть или за год. Прощай, оружие!Да, школа заквашена на насилии. И главный инструмент насилия - это оценка. О каком сотрудничестве идёт речь, когда за спиной автомат? Сначала - разоружение, потом - сотрудничество. Но отказ от применения силы ставит другую проблему - необходимо изменить саму природу Школы, продумать заново содержание и методы образования. И только после этого мы сможем совсем отказаться от пятибалльной оценки и прочих методов устрашения, оставив за собой лишь один метод воздействия на ученика. Воздействия Словом. И вот тогда мы скажем с облегчением: «Прощай, оружие!» |