Библиотека V1

Хилтунен Е. Коллективная творческая деятельность

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Дата: 2007/5/8
Так случилось, что первые проводники монтессори-педагогики в современной России оказались выходцами из коммунарского движения. В результате уклад жизни шестилетних российских «монтессорианцев» впитал в себя множество уникальных черт из методики КТД.
Ключевые слова: посткоммунарство, педагогика Монтессори, старший дошкольный

Аннотация: Так случилось, что первые проводники монтессори-педагогики в современной России оказались выходцами из коммунарского движения. В результате уклад жизни шестилетних российских «монтессорианцев» впитал в себя множество уникальных черт из методики КТД.

Русский уклад европейского стиля


Перейдя пяти-шестилетний порог жизни, ребенок вступает в одну из важнейших точек сензитивного периода развития социального чувства. Для него становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых. Ученые отмечают, что такой период повторится еще раз в жизни человека в юношеском возрасте, но тогда он будет обусловлен более сложными процессами. В любом случае школа и есть то место, где ребята реально приобретают опыт социального общения - ведь школу невозможно представить иначе, чем коллективное сообщество взрослых и детей, в котором ребенку может быть комфортно, радостно или, наоборот, неуютно и скверно. Здесь многое зависит от уклада жизни. Каков уклад сообщества, таковы и отношения между людьми.

Но как же будет развиваться в детях социальное чувство, если предполагается, что каждый ребенок в монтессори-школе работает сам по себе?

Ответ на этот вопрос кроется в определении ценностей монтессори-школы.
Первейшая из которых - свобода. Дело в том, что во внутренней жизни детей порядок и ясность, приветливое и доброжелательное отношение к сверстникам и ко взрослым, радостное участие в событиях школьной жизни происходит не от нравственных проповедей о вежливости и уважении к работе и правах других. Даже не от придумывания специальных мероприятий воспитательного характера (праздников, представлений и прочего). В монтессори-школе и ребенку, и взрослым предоставляется возможность свободно заниматься разумной работой, удовлетворять свои индивидуальные нужды.

При этом школа не держится на энтузиазме и одиночных усилиях отдельных учителей-воспитателей. Это коллектив старших и младших, живущих общей счастливой жизнью (как сказал бы профессор И.П.Иванов - «творческое содружество поколений»). Как говорят сами дети - «домашняя школа». Если отбросить профессиональные заботы взрослых, то окажется, что и жизненные цели у членов такого разновозрастного сообщества очень похожи: и взрослые, и дети хотят быть участниками жизни, а не наблюдателями; и те и другие стараются быть лучше, радуются своей работе и гордятся ею, считают себя полезными и нужными людьми, хотят верить в счастливую жизнь и в свое право и способность улучшать ее. Остается только придумать, каким способом достичь этих общих целей. К сожалению, в трудах Марии Монтессори, да и других западных педагогов вряд ли можно найти подходящий ответ на этот вопрос.

Уклад российской модели начальной монтессори-школы близок укладу жизни коммунарских коллективов 60-х, 70-х годов, профессионально использовавших методику коллективной творческой деятельности Игоря Петровича Иванова, а также опыту организации семейных клубов, существовавших в России в годах 80-х. И в коммунах, и в семейных клубах выстраивались положительные модели человеческих отношений, при которых каждый ребенок и каждый взрослый оставались самими собой и были не похожи на других. Но отношения между ними моделировались одинаковые. Это были дружелюбные отношения взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания, взаимной симпатии.

Если воспользоваться мыслью Симона Соловейчика, то в российской монтессори-школе «усилия педагога направляются не только на ребенка, не только на коллектив и тем более не на мероприятие, а на отрезок жизни коллектива, моделируется лучшее времяпрепровождение, лучший способ прожить один день человеческой жизни со всеми его сложностями».


Метод проектов


Большинство школьных проектов возникает спонтанно, их подсказывает сама жизнь, и заранее планировать их не приходится. Скажем, случилось, что многие дети стали носить в карманах игрушечных динозавриков. И возник «Исторический проект» с музеем, на открытие которого были приглашены родители, старшие друзья и малыши из детского сада. Или однажды под школьным крыльцом кошка родила котят, и это событие так взволновало школу, что всю неделю обсуждалась анатомия кошек, их происхождение и повадки, а в пятницу была открыта выставка живых кошек, которых дети, родители и учителя притащили из дома. В другой раз неожиданно приехала в гости учительница с Гавайских островов. Все стали разучивать песни на английском языке, танцевали народные танцы, а в конце нарядились в ситцевые платья с венками из бумажных цветов и вместе с родителями ели экзотические фрукты и овощи, запивая не менее экзотическими соками.

Есть и традиционные проекты. Они осуществляются обязательно и ежегодно, их ждут с нетерпением, но каждый раз устраивают по-разному. Ни один такой проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание остается прежним.

Всякий проект - часть общего контекста школьной жизни. Он начинается советом проекта, который возникает сам собой. В нем по желанию участвуют и дети, и взрослые, у которых есть идеи. Все эти идеи высказываются на круге и обсуждаются. Совет проекта продумывает предстоящую работу и затем руководит ею, отвечает за нее. Важно, чтобы все, о чем мечтали и дети, и взрослые, осуществилось. Проект может длиться не более недели и заканчиваться праздничным финалом, в котором принимает участие вся школа - дети, учителя и родители.

На следующий день после завершения проекта происходит едва ли ни самое важное с точки зрения педагогики событие - обсуждение проекта в кругу. Обычно оно состоит из трех частей: что было хорошо? что было плохо? что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше? Выходит, что вся проектная деятельность коллективно обдумывается, коллективно организуется и коллективно анализируется. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свою неповторимую лепту в общее дело.

Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли.

Участие в проекте - это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения. При таком укладе жизни дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразуя мир вокруг себя к лучшему.

Когда мы говорим, что в монтессори-школе воспитывается человек самостоятельный и потому свободный, то имеем в виду, что и самостоятельность, и свободомыслие, и творческий подход к делу - корни одного дерева. Все это закладывается в детстве и отрочестве и проявится во взрослой жизни, как бы она ни сложилась. Залогом тому - судьбы тысяч людей, прошедших школу коммунарского воспитания.


Елена ХИЛТУНЕН

Из книги «Авторская программа воспитания и обучения

в российском монтессори-детском саду и начальной школе»

(М.: Первое сентября, 2000)


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/57