Библиотека V1

Зоц В. Координация спонтанных воспитательных очагов как основа развития школы

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima
Дата: 2007/5/11
Вера Николаевна Зоц, руководитель клуба «Сотрудничество», редактор газеты «Завуч», г. Киев
Ключевые слова: Посткоммунарство; Школа для подростков; Пятый класс

Аннотация: Вера Николаевна Зоц, руководитель клуба «Сотрудничество», редактор газеты «Завуч», г. Киев

Вера Зоц. Координация спонтанных воспитательных очагов как основа развития школы


Пытаясь внести четкость в описание существующих системных объектов, кибернетики разработали множество утонченных математических методов и достигли значительных успехов. Но хаос, случайность, неустойчивость, старательно изгонявшиеся из научных теорий, так и не пожелали уступать, пока не были признаны необходимыми факторами развития и самоорганизации в сложных системах разного рода. Так ученые согласились с тем, что для сложных систем - будь то сам человек, предприятие или экономика в целом - управление по принципу саморегулирующихся и саморазвивающихся организмов - единственный шанс выжить.

Современные теории гуманитарных систем исходят из того, что уникальность мировоззрения человека формируется в диалоге внутренней его сути внешней среды.

Подобные взгляды на суть воспитания близки многим. А педагогическая логика организации школы в связи с этим может быть разная. При хороша стечении обстоятельств речь может идти о целостной педагогической системе, обеспеченной материальными, техническими, кадровыми ресурсами. Увы, этим располагают немногие.

Но возможна и гораздо более простая модель - система воспитательных проектов. Ведь они возникают рядом с каждым учителем, осуществляют свою работу как вечную духовную миссию учительства, рядом с каждым, для кого не актуален популярный ныне вопрос: «Должна ли школа занимал воспитанием?»


Каждый из нас назовет достаточно примеров того, как вокруг учителей-энтузиастов спонтанно формируются очаги по-настоящему эффективного воспитания. Такие учителя найдутся едва ли не в каждой школе. Их педагогическая деятельность неоценима.

Но её ещё нельзя назвать воспитательным процессом школы. Впрочем, есть ли у общешкольного воспитательного процесса преимущества перед отдельными воспитательными очагами? Все-таки есть.

Во-первых, лишь осознанный опыт передается. А для осмысления необходимо не только чувствовать его изнутри, но нужна какая-то всесторонняя оценка, сравнение с другими вариантами, другими опытами.

Во-вторых, подобные воспитательные очаги самодостаточны, в определенной мере замкнуты. Зато при координации их деятельности в школе появляются условия для демонстрации школьниками возможностей содержательного развивающего общения и хотя бы эпизодического привлечения к нему более широкого школьного общества.

В-третьих, подобная координация может быть полезна не только для школы, но и для самих локальных "воспитательных сред". Воспитательные очаги способствуют самореализации личности - выстраивание же внешних элементов их организации включает их творческую линию в общественные измерения, социализирует ее, дает подросткам опыт находить согласие между поисками самоусовершенствования и ценностями общества, в котором они живут.


Модель воспитательного процесса школы, построенная на взаимодействии воспитательных очагов через реализацию проектов, разумеется, должна был вариативной, гибкой. Это может быть как система проектов, реализующих некую педагогическую цель, так. и их круг, возникающий спонтанно, в зависимости от внутренних потребностей самореализации отдельных учителей. Таких проектов может насчитываться от одного до нескольких десятков.

Приведем названия некоторых воспитательных проектов, клубов, творческих объединений из разных школ: Школьный театр, Клуб эйкос, Социальная служба помощи, Казацкие потомки, Песни друзей, Народный календарь, устный журнал «Искусство», Искатели приключений, Туристская тропа, Школа выживания, Спорт-тайм, Дизайн, Архитектура души. Зелёный мир, Память сердца...

Можно продолжить перечисление далее и далее, ведь в нём отражается яркая картина человеческой жизни, направленной к самоусовершенствованию; вряд ли она уместится на каком-то одном полотне. Душевных сил всем тем, кто идет этим тернистым и таким увлекательным путем!


...Каким же образом можно формировать воспитательный процесс школы на основе деятельности спонтанных воспитательных очагов? Решение такой задачи довольно просто организационно и очень сложно психологически. Его можно сравнить с художественной обработкой драгоценных камней. Настоящая художественная обработка предполагает такое осторожное и вдумчивое прикосновение к камню, что высветляло бы его суть и не губило природной неповторимости.

Воспитательным очагам, кружкам, сообществам можно предложить форму воспитательных проектов. В таком проекте потребуется сформулировать цель стельности, основные этапы развития на близкую, среднюю и дальнюю перспективы, определить способы, необходимые для осуществления задуманного.

Полезно создать координационный совет из представителей каждого воспитательного очага. Он может называться советом школьных клубов или как-то иначе. Совет определяет, когда то или иное воспитательное сообщество (клуб, отряд, объединение...) проводит акцию для всех школьников или для определенной возрастной группы и какую помощь могут оказать ему в этом иные группы.

Например, туристический клуб работает согласно своим желаниям по плану или без него. Осенью проводит сюиту туристических игр для учеников 5-8 классов, а весной - туристический слет 9—11 классов. Если клуб "Народный календарь" автономно живет весь год соответственно им интересам и предпочтениям, но к Рождеству готовит праздник для всех знающих учеников, учителей и родителей, а летом в школьном лагере организует праздник Ивана Купалы.

Какое осуществление воспитательных проектов в школе создает возможности для соединения свободы творчества и организационных начал целенаправленных действий.


Но нужно и предупредить неверную трактовку читателем нашей позиции. Речь не идет о подталкивании к дальнейшей эксплуатации учительского энтузиазма, о призывах к самоотдаче в общественной, то есть неоплачиваемой работе. Более того, мы считаем, что вообще вредно приучать людей работать без справедливой оплаты их труда. Это формирует нереалистические жизненные позиции, а в нынешних условиях ещё и приучает к определенной беспомощности.

Но есть и другая сторона явления. Тем учителям, кто относится к своей работе в школе не только как к профессиональной деятельности, но и как к духовной миссии, - для них важна не только, а порой и не столько оплата, сколько признание и поддержка. Для них потребность в неформальном общении с учениками не только учительская, но и личностная. Если им запретить ходить в походы с детьми или ставить спектакли, то они начнут собираться на квартирах и все равно заниматься тем же. Если же школа способна найти хоть какие-то средства на поддержку такой работы, то они окупятся сторицей.


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/86