Библиотека V1

Лобок А. Избыточность как минимальное условие вероятности. Организация культурно-информационной среды (КИС)

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima
Дата: 2007/5/11
С точки зрения вероятностного образования та совокупность предметов, книг и других информационных источников, в диалоге с которыми может строиться образовательный процесс, призвана выполнять роль авторской микромодели культуры.
Эта среда принципиально избыточна по отношению к тем или иным сознательно формулируемым обучающим задачам, она существенно превышает те или иные учебные потребности и возможности учеников и учителей.
Первая задача культурно-информационной среды - выступать моделью избыточности самой человеческой культуры, но в данном случае - это специально подобранная, организованная избыточность.
Как избыточность, так и специальная организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить осуществлять образование как процесс свободного путешествия ученика и учителя по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности детей и педагогов.
По сути своей это библиотека, но библиотека в широком смысле слова.
Ключевые слова: Начальная школа; Пятый класс; Школа для подростка; Сельская школа ; Вероятностное образование

Аннотация: С точки зрения вероятностного образования та совокупность предметов, книг и других информационных источников, в диалоге с которыми может строиться образовательный процесс, призвана выполнять роль авторской микромодели культуры.
Эта среда принципиально избыточна по отношению к тем или иным сознательно формулируемым обучающим задачам, она существенно превышает те или иные учебные потребности и возможности учеников и учителей.
Первая задача культурно-информационной среды - выступать моделью избыточности самой человеческой культуры, но в данном случае - это специально подобранная, организованная избыточность.
Как избыточность, так и специальная организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить осуществлять образование как процесс свободного путешествия ученика и учителя по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности детей и педагогов.
По сути своей это библиотека, но библиотека в широком смысле слова.



 


 


 


Александр Михайлович Лобок,

доктор философских наук, учитель, создатель концепции и практики Вероятностного образования, г. Екатеринбург


Александр Лобок. Избыточность как минимальное условие вероятности. Организация культурно-информационной среды (КИС)


Библиотека в широком смысле


1. Это библиотека, включающая в себя множество смыслонесущих предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе сводятся до минимума. «Смыслонесущий» характер предметов КИС означает то, что у предметов формируется «шлейф» эмоциональной истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией.

Задача библиотечной каталогизации этой предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию личных смыслов, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной среды - важная образовательная деятельность в пространстве «Вероятностное образование» (деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками).

Предметная среда «Вероятностное образование» нарастает стихийно - пространство, в котором происходит образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных подробностей. У этой среды нет определенного автора - есть множество «авторов», привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы.

Процесс личностного аннотирования и каталогизации этой предметной среды - важный образовательный проект.


2. Это библиотека, включающая в себя множество личных и коллективных архивов, накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или иного класса (детско-учительского коллектива) - архивов на бумажных (учебные листы - метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео и электронных носителях.

Прежде всего - это архив меток, с помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса - своя образовательная траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно, свой деятельностный архив.

Возможен диалог архивов (специально выстроенный методологически и образовательно)


3. Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио-носителях - постоянно расширяющаяся модель «большой» культуры. Что из этого следует?



Модель каталога культурно-образовательной среды


Каталог КИС строится как непрерывно расширяющийся диалог личных взглядов на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых) исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны взрослых, так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров (оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а также диалог авторских маркировочных систем.

Аннотирующее (диалогическое) движение по КИС - это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного образования.


Элементы базовой маркировки:



  1. Книга (автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка

  2. Месторасположение (модуль, стеллаж, полка)

  3. Группа индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из количества страниц? Из толщины? Внешней величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? - понятно, что все это разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно также, что это вполне исследовательский проект.

  4. Группа опирающихся на предложенные индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные «библиотеки в библиотеке»)

  5. Постепенно расширяющаяся группа участников того или иного «маркерного проекта»

  6. Индивидуальные аннотации - на любой элемент КИС. Диалог аннотаций.

  7. Коллективные рейтинги элементов КИС

  8. Экспертиза аннотаций и рейтингов


Правом задавать свою систему каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса.

Право экспертизы делегируется лишь представителям «взрослого» мира.


Электронный путеводитель


Интерактивный путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной среды (множество виртуальных личных библиотек), а также создавать множество аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель.

Каждый создатель личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других информационных носителей по виртуальным полкам).

На каждую книгу может оказаться написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться «членом» множества личных виртуальных библиотек.

Важно, чтобы любая книга, описываемая и каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в реальности - в открытом библиотечном доступе.


Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив модельных практикумов и семинаров как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека практикума). Создаются архив модельных «образовательных событий» для педагогов с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования.


Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/92