ГЛОССАРИЙ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ПОДХОДУ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Раздел: Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира
Автор: А. М. Цирульников
Дата: 2010/8/27
Настоящий глоссарий (терминологический словарь) раскрывает содержание основных понятий, используемых в концепции социокультурной модернизации и социокультурном подходе к организации и развитию системы образования. Его задача – помочь взаимопониманию и коммуникации участников обсуждения данной проблематики, педагогов, ученых, управленцев, разработчиков первой в стране региональной программы социокультурной модернизации образования. Вводятся в оборот некоторые новые понятия, до настоящего времени не употреблявшиеся в этом качестве в научной литературе и терминологических словарях («социокультурная модернизация образования», «жизнеспособная школа», «образовательная экспедиция и образовательная ярмарка как социокультурные технологии» и др.). Данный вариант глоссария является рабочим и будет корректироваться и дополняться в процессе обсуждения и практической деятельности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурный подход к проектированию и развитию территориально-региональных образовательных систем», проект №10-06-01199а
Аннотация: Настоящий глоссарий (терминологический словарь) раскрывает содержание основных понятий, используемых в концепции социокультурной модернизации и социокультурном подходе к организации и развитию системы образования. Его задача – помочь взаимопониманию и коммуникации участников обсуждения данной проблематики, педагогов, ученых, управленцев, разработчиков первой в стране региональной программы социокультурной модернизации образования. Вводятся в оборот некоторые новые понятия, до настоящего времени не употреблявшиеся в этом качестве в научной литературе и терминологических словарях («социокультурная модернизация образования», «жизнеспособная школа», «образовательная экспедиция и образовательная ярмарка как социокультурные технологии» и др.). Данный вариант глоссария является рабочим и будет корректироваться и дополняться в процессе обсуждения и практической деятельности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурный подход к проектированию и развитию территориально-региональных образовательных систем», проект №10-06-01199а
Вариативность образования – закономерность культурно-исторической практики развития образования; педагогическая характеристика единства в многообразии его содержаний и форм; характеристика процесса и результата выбора в образовательной практике, обеспечивающего индивидуальные образовательные траектории каждого человека; характеристика творческой деятельности в образовании, фундаментальная характеристика нового качества образования; ведущий принцип организации и самоорганизации, отражающий баланс и структуру государственных и общественных сил, форм собственности в сфере образования и источников его финансирования, типов и видов школ, государственно-общественных механизмов управления образованием. Определяющий фактор объемности сферы образования. Предполагает вариативность отношений субъектов образования на всех уровнях.
Вариативность в организации школы - теоретический и методический подход, обеспечивающий реализацию культурного разнообразия содержания и форм ее деятельности с учетом разных факторов и условий. Вариативность в организации школы, наряду с общими, содержит специфические характеристики культуросообразности и укладосообразности, интегративные характеристики (ведущие компоненты) содержания образования, инварианты организации. Вариативная организация школы обусловливается рядом социально-экономических, социально-образовательных, организационно-педагогических и других факторов, одним из которых является тип социокультурной ситуации. Вариативность организации и развития школы обеспечивается совокупностью разнообразных технологий и моделей развивающихся образовательных систем, дифференцированных для разных типов населенных пунктов, уровня развития социальной инфраструктуры и коммуникаций, и используемых для решения образовательных задач разного уровня и класса.
Жизнеспособность школы означает ее сохранение и развитие как определенного типа в культурно-исторической практике; способность решать образовательные проблемы в условиях разнообразных изменений в обществе, его социокультурной динамики; возможность решать жизненные проблемы средствами образования. Примеры жизнеспособных школ в мировой практике: классические университеты Европы, Итонский колледж и др. Жизнеспособные типы школ характеризуются временем их исторического существования. Например, созданная самими крестьянами в России школа элементарной грамоты существовала более 200 лет, разные типы школ политссыльных – 100 лет, земская школа – около 50, а образцовые училища Министерства народного просвещения, несмотря на значительные финансово-материальные, кадровые и прочие вложения, оказывались весьма неустойчивыми, нежизнеспособными образованиями: срок их существования после очередной реанимации не превышал 10-15 лет.
Инновационное развитие образования – создание условий для педагогического творчества и развития вариативности образования; стимулирование образовательных инициатив и управление процессом перевода инноваций в культуру образования и педагогическую деятельность; переход от нерегулируемых изменений к культурно-нормативному оформлению новых социально-экономических и культурно-образовательных ситуаций. С позиций социокультурного подхода, инновационное развитие образования в стране, регионе вырастает из культурно-исторической практики, традиции, и является одновременно ее диалектическим отрицанием и развитием. Является важным фактором регионализации образования. Предполагает развитую инновационную образовательную деятельность, которая помогает становлению образования как многопрофильной и дифференцированной саморегулирующейся общественной практики.
Инновационные процессы – введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает качественно новые концепции содержания и форм образования. По мере нормативного оформления и создания поддерживающих структур, отдельные инновационные процессы могут постепенно угасать и институализироваться.
Контексты образования – в широком значении, среда, в которой существует и действует образовательная система, протекают образовательные процессы. Чаще всего, понятие контекста используется при анализе того, какое влияние оказывают внешние социальные факторы на локальную школьную ситуацию («макросоциальный контекст»). Другой тип контекста возникает внутри школы и связывается с понятием множества факторов и условий, которые оказывают существенное, хотя, может быть, и скрытое, непрямое влияние на решение педагогической задачи («микросоциальный контекст). При исследовании педагогической действительности выделяют также полидисциплинарный, социально-исторический, социально-политический контексты образования, конституциональный, социокультурный и др.
Социокультурный контекст является одним из ключевых и интегративных контекстов образования, соединяющим социальное и культурное, историческое и современное, культурно-историческую традицию и современный социокультурный фон школы. Данный контекст тесно связан с образовательной практикой. Родной язык, ценности, традиции, люди – живые носители содержания образования, неформальное образовательное сообщество – эти созидательные начала заключены в социокультурном контексте образования, как и факторы разрушительные, деструктивные.
Социокультурный контекст – наиболее полный, окружающий школу контекст жизни, главный со-текст образования. Школа в социокультурном контексте – это школа, преодолевающая свою закрытость и ограниченность, «читающая» текст социума, культуры, жизни, чтобы понять себя. Образовательный смысл социокультурного контекста можно также выразить следующим образом: все это – культура, социум, жизнь – тоже школа.
Культуросообразность школы – сообразность содержания и организации деятельности школы типу культуры, в которой осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного процесса – детей и родителей, учителей, местного сообщества.
Культурно-образовательная среда – своего рода «территория социального наследования», где смыкаются характеристики культуры и образования, где признаки культуры репрезентируются в признаки образования, создавая условия для формирования человека в конкретных социокультурных условиях. Наряду с семьей, школой, учреждениями дополнительного образования, традиционными учреждениями культуры, сегодня имеются новые формы и институты, формирующие культурно-образовательную среду. Среди них, социально-образовательные комплексы, образовательные путешествия, сетевые проекты, интернет, неформальные гуманитарные сообщества и др.
Насыщенность и качество культурно-образовательной среды не определяется количеством учреждений и расстоянием школы, ребенка до «культурного центра». Павлыш, в котором жил и работал В.А Сухомлинский, или Прелестное, в котором создал свой удивительный «душевный центр» педагог А.И.Шевченко, мало чем отличались от близлежащих сел и деревень. Но для этих и других педагогов, сумевших создать условия для действительного развития детей в, казалось бы, ничем не примечательной(с формальной точки зрения) среде, характерно то, что можно назвать умением реализовать культурно-образовательную возможность. Иными словами, уровень и качество среды школы, в значительной мере, зависит от способности или неспособности педагогов выявлять и разворачивать, использовать в образовании и воспитании культурно-образовательные возможности, заключенные в окружающей школу жизни - ландшафте, истории, живых носителях традиций и новаций, культурных ценностей, скрытого и дополнительного, а на самом деле основного содержания образования.
Метод анализа социокультурной ситуации (метод СКС). Одна из ведущих социокультурных технологий, используемых при разработке стратегий и моделей развития школьного и других видов образования в районах и населенных пунктах. Опирается на диагностику типов социокультурных ситуаций, которым соответствуют дифференцированные стратегии развития образования в данной местности. Использует алгоритм анализа ситуации в районе (микрорайоне), включая выявление образовательных запросов разных социально-профессиональных и возрастных групп населения, идентификацию образовательных проблем и нахождение средств их разрешения. Включает анализ культурного поля моделей развивающихся образовательных систем, школ, дифференцированных для разных типов населенных пунктов, уровня развития социальной инфраструктуры и коммуникаций; оценку, выбор и разработку конкретной модели организации и развития образования в данной ситуации в данной местности.
Метод получил распространение в школьной, управленческой и инновационной практике ряда регионов и районов страны, в особенности в республике Саха(Якутия).
Модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, процесса, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества; изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям; макропроцесс перехода от традиционного к современному обществу — обществу модерна. Сегодня понятие модернизации рассматривается преимущественно в трёх значениях: 1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени; 2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать; 3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ Запада (модернизация как перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что обеспечивает сегодня переход к постиндустриальному обществу). Модернизация означает несколько больший или меньший разрыв с социокультурной национальной традицией. Изменение культурной идентичности рассматривается теоретиками модернизации как необходимое условие успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса. Основные принципы, на которых базируется вышеуказанное понимание модернизации: 1) Модернизация это, прежде всего, внутреннее достижение обществ, в которых разворачиваются модернизационные процессы; 2) модернизационные процессы, протекающие в различных частях социокультурной сферы отличаются комплиментарным характером, то есть, поддерживают друг друга; 3) страны, лидирующие в модернизационном процессе, не мешают тем, кто находится на более ранних этапах; 4) процессы модернизации имеют общую направленность.
Образование. С точки зрения культурно-деятельностной методологии, является одной из ведущих социальных деятельностей общества, формирующих историко-эволюционный процесс наряду с другими институтами социализации (семья, религия, СМИ). В качестве таковой деятельности, образование порождает гражданскую идентичность и формирует менталитет народа, ценности, социальные нормы поведения отдельных личностей, больших и малых социальных групп. В психолого-педагогическом контексте образование является синтезом обучения и учения, воспитания и самоопределения, развития и саморазвития личности и индивидуальности.
Образовательная политика – проектирование коалиций политических и общественных сил, с помощью которых возможна реализация образованием собственных целей, ценностей и интересов.
Образовательная среда – совокупность образовательных институтов (институций) и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими институтами, ориентированными на цели образования.
Образовательная экспедиция – социокультурная технология, соединяющая логику жизнедеятельности в условиях незапрограммированного и непредсказуемого путешествия с традиционными и нетрадиционными формами научно-педагогического исследования. В ходе образовательных экспедиций не только собирается уникальный научно-педагогический и социокультурный материал, но происходит разнообразная работа с системой образования, учителями, управленцами, местным населением, включающая совместный анализ социокультурных ситуаций, разработку территориально-региональных проектов и программ развития, обучение кадров, запуск инновационных процессов и новых видов образовательных институтов и учреждений, складывание и развитие образовательного сообщества. В настоящее время накоплен опыт проведения образовательных экспедиций в разных, подчас отдаленных и труднодоступных районах русского Севера и южного Урала, горного Алтая и Байкала, Красноярского края и др. Как особая, систематически используемая социокультурная технология, образовательная экспедиция возникла и оформилась в республике Саха (Якутия).
Образовательная ярмарка – технология стимулирования, презентации и развития социокультурных образовательных проектов и сообществ. Сетевой проект, обеспечивающий встречу различных культурно-образовательных инициатив по правилам ярмарочного действа с его особым укладом и содержанием, пестротой участников (педагогов, детей, родителей, народных мастеров, музыкантов и бардов, спонсоров и меценатов), между которыми возникают разнообразные контакты и завязываются отношения. Сетевое ярмарочное действо играет роль своего рода авторской микромодели культуры. Сеть ярмарки «сплетается» уже в процессе самой ее подготовки из множества диалогов на сайтах, в режиме «оn-line», где вырабатывается каждый раз новая тематика образовательных программ и проектов, их навигация (экспертиза и сопровождение) и возможность трансформации в ходе всей ярмарки, включая ее виртуальную часть. Культурно-информационная среда образовательной ярмарки принципиально избыточна и существенно превышает потребности и возможности участников, что обеспечивает возможность их свободного образовательного путешествия по павильонам, мастерским, выставочным салонам и дискуссионным площадкам ярмарки, непрерывно развивающейся за счет деятельности самих участников. В содержание ярмарки может быть включена и образовательная экспедиция по маршруту движения участников, формирующая ряд сетевых событий, из которых складывается сетевое образование. В целом, ярмарка представляет собой модель открытого образовательного, общества, открытой школы, суть которой – гуманитарный диалог. Диалог, из которого возникает нечто третье.
Как особая технология, образовательная ярмарка возникла и оформилась в республике Саха(Якутия). Республиканская образовательная ярмарка «Сельская школа» ежегодно проходит в Якутии с 2003 г.; выработанные на ярмарке идеи и материалы способствовали появлению многих перспективных образовательных проектов, легли в основу разработки Стратегии развития системы образования в республике Саха(Якутия) до 2020г., принятой на XI съезде работников образования и общественности в 2005г., ряда республиканских законов об образовании(«О государственной поддержке образовательных учреждений, расположенных в сельской местности», «О государственно-общественном управлении образованием» и др.).
Образовательный институт – нормативно-организационный комплекс, реализующий определенный тип образования, который определяется возрастными нормативами развития и содержанием образовательной деятельности.
Образовательный процесс – с точки зрения социокультурного подхода является частью культурно-исторической практики и социокультурного процесса; представляет встречу участников образования в совместно-распределенной деятельности, ориентированной на цели развития личности и ее способностей.
Образовательная сфера (пространство) – совокупность всех социальных практик, ориентированных на достижение целей и ценностей образования.
Образовательное сообщество. В наиболее простом понимании – множество людей, активно общающихся между собой в связи с целями, ценностями и проблемами образования. До появления современных транспортных средств и коммуникаций определение сообщества прочно увязывалось с географическим местом. Принадлежность к сообществу определялось местом рождения и проживания, социальной группой, профессией. Покинуть место проживания было равнозначно исходу из местных сообществ. В настоящее время понимание сообщества в меньшей мере связано с географическими и прочими факторами, и в большей – с отношениями между людьми. Наибольшее значение для формирования и существования сообществ имеют следующие характеристики: общие цели, интересы и потребности; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ (не обязательно финансовые, ресурсами могут считаться знание, сетевое пространство); общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества. Некоторые исследователи считают, что если сообщество существует, у него есть цели, политика, группы людей, которые в него входят. В языке термин «сообщество» окрашен гораздо положительнее, чем термин «общество», что указывает на большую приватность, домашние ценности, личные отношения между людьми. Образовательное сообщество существует далеко не в каждом населенном пункте и даже районе. С другой стороны, это не обязательно чисто профессиональное или детско-взрослое объединение, хотя может быть и таковым(например, знаменитая фрунзенская коммуна И.П.Иванова им. Макаренко). Как неформальная общность, образовательное сообщество может включать самых разных людей – родителей, взрослых и детей, людей разных профессий и социальных позиций, близких и дальних друзей школы, объединенных общими интересами и общей деятельностью в сфере образования. Понятие сообщества тесно связано с международным понятием «community» и «community education», что можно перевести как образование в сообществе, или общинное образование…..
Общественный образовательный договор – юридическое оформление образовательной программы и возможности ее финансового и других видов обеспечения между гражданами, образовательными учреждениями (организациями) и учредителями. Составлению и принятию общественного образовательного договора предшествуют процедуры анализа социокультурных ситуаций, выявления образовательных запросов разных институтов, социально-профессиональных и возрастных групп населения, согласование потребностей, определение образовательных проблем и средств их решения с помощью социокультурных технологий.
Программа (социокультурная) развития образования – способ перехода от ведомственно-отраслевой к сферной организации образования, механизм запуска развивающих культурно-образовательных процессов в регионе и стране, основа позицирования и субъективизации образовательной общественности. Одна из главных целей такой программы - превращение образования в средство развития общественной системы и формирования вокруг сферы образования социальных институтов поддержки.
Программа социокультурной модернизации образования характеризуется открытым «надведомственным» характером, опережающей стратегией общественного развития, избыточностью образования как ведущей социальной деятельности по отношению к сиюминутным запросам рынка, стратегическим инновационным управлением и др.
Проектирование в образовании – идеальное представление («промысливание») и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть в сфере образования. Один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социально-образовательных объектов. Включает разные виды образовательного проектирования: проектирование обучения, проектирование образовательных процессов, проектирование образовательных систем, проектирование инновационных образовательных систем, каждый из которых имеет общее и специфическое содержание, предполагает использование определенных форм и методов проектирования. Социокультурное проектирование развития образовательных систем включает использование социокультурного анализа и выявление типов социокультурных ситуаций, разработку(выбор) дифференцированных стратегий и моделей развития образовательных систем, организацию культурно-образовательной и инновационной деятельности, социокультурный мониторинг процесса и результатов деятельности.
Развитие образования – изменение образовательных систем в соответствии с социокультурной динамикой общества и отхода от сложившихся норм функционирования различных образовательных институтов. Включает адаптацию новаций. Развитие структуры и внутрисистемных связей, пересмотр отработавших норм и принципов, апробацию новых представлений и ценностей. Развитие образования складывается во взаимодействии его различных уровней организации – стабилизационного, инновационного, сферного и других.
Риски образования, обусловленные недооценкой социокультурной действительности и ее влияния на организацию и развитие образования. В их числе, государственное упрощение разнообразия и сложности образования и социокультурной среды, в которой протекает образовательная деятельность; «высокий модернизм» - чрезмерная вера в научно-технический прогресс и возможности всеохватного планирования и социальной организации образования человека; авторитарное государство, способное использовать властные ресурсы для воплощения высокомодернистских проектов; обессиленное гражданское общество, не способное сопротивляться этим планам.
В числе рисков недооценка социальных и ментальных эффектов системы образования, которые отражают отношение общества к образованию как социальной деятельности: отсутствие внятной стратегии молодежной политики, поддержки детских, подростковых и юношеских общественных объединений, личностного самоопределения и формирования идентичности молодежи; кризис семьи как института социализации; рост социального сиротства; феномен детского нищенства; феномен ранней коммерциализации подростков, обуславливающий увеличение нарушений их морального и нравственного развития, вероятность взаимодействия с криминальными слоями общества; риск нарастания агрессивно-насильственного поведения подростков; рост детей – жертв насилия; личностная незрелость; неадекватные стратегии поведения подростков и молодежи в трудных жизненных ситуациях.
Регионализация образования – наделение региона правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, культурно-национальными и другими условиями. Регионализация - сложное понятие, трактуемое с разных позиций.
Следует различать следующие аспекты.
Социальный аспект регионализация образования означает переход от тотального огосударствования системы образования, гиперунификации и сверхстандартизации к развитию образования в условиях гражданского общества с присущим ему взаимодействием частных, региональных и общенациональных (федеральных) интересов.
Административно-государственный аспект регионализации отражает развитие системы образования в соотношении с жизнью региона, способность центра компетентно складывать единое и многообразное образовательное пространство, стимулировать инициативы регионов, совместно проектировать и программировать деятельность и создавать необходимые правовые и финансово-экономические механизмы.
Общественно-организационный аспект регионализации заключается в рассмотрении образования как средства развития региона, его жизнеустройства, при котором образование из ведомственной отрасли должно стать общественной сферой деятельности, открытой для образовательных инициатив отдельного человека, семьи, социальной группы, профессионального сообщества. Этот аспект регионализации отражает преобразовательные задачи: создание активных способов влияния образования на региональную экономику, выращивание иной социальной инфраструктуры региона, определение новых приоритетов и направлений деятельности.
Социокультурный аспект состоит в рассмотрении регионализации образования как части социокультурной сферы и механизма ее развития, особого социокультурного феномена и культурно-исторического процесса, элемента новой социодинамики культуры. С этих позиций образование связывает различные области социокультурной сферы региона, устроенные по ведомственно-отраслевому принципу, в единую общественную региональную сферу; обеспечивает складывание регионального образовательного пространства; выступает способом порождения нового содержания образования.
Существует еще одна трактовка регионализации как формы разворачивающегося сегодня в мире обсуждения проблем поли-мульти-интер-культурного образования, подготовки к жизни в условиях демократии.
Региональная образовательная сфера - сложный и интегративный социокультурный феномен, рассматриваемый в следующих ипостасях, характеристиках, измерениях.
Субъектно-деятельностные характеристики региональной образовательной сферы отражают индивидуальные, общественные и институциональные «активности», феномены складывания региональной образовательной общественности, коалиции представителей разных социально-профессиональных групп и институтов региона, определяемых общностью образовательных проблем.
Ценностно-ориентационные характеристики отражают нормативно-ценностные потребности, запросы региона в определенных образовательных услугах и создании условий для появления новых духовных запросов личности.
Содержательные характеристики включают разные концептуальные подходы к выстраиванию содержания образования(базисно-региональный, предметно-информационный, рефлексивно-мыследеятельностный, проектно-исследовательский, личностно-ориентированный и др.), а также предметные характеристики(выражающиеся через характеристики образовательных процессов, институтов и сред).
Организационно-управленческие характеристики региональной образовательной сферы включают характеристики образовательной программы, проекта, системы, образовательного региона(понимаемого как общность традиционных и альтернативных институций, систем и людей, объединенных на основе личностного самоопределения и решения одинаковых или сходных проблем) и образовательной политики, удерживающей баланс внутри- и межрегиональных, национальных, частных, общественных и государственных интересов в разных социокультурных и образовательных ситуациях.
Регионализация и построение региональной сферы образования базируется на принципах: культурно-исторической преемственности и этнокультурной направленности, целостности, вариативности и многоцентровности, сферной организации, открытости и динамичности.
Сетевое образование (сетевая организация образования) – современная педагогическая парадигма и форма организации и самоорганизации образования, перспективное направление кооперации в образовательной практике.
Ключевыми характеристиками сетевого образования являются следующие: образование не вертикальная, иерархически организованная система, а горизонтальная самоорганизующаяся сеть; в сети нет организаций и «организованностей» в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает общность, сообщество; в отличие от правильно организованной системы, для сетевого образования характерны неоднородность, неправильность, сложность; узлы сети – не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы; сеть строится не на похожести образовательных инициатив, а на возможности их вклада в разрешение определенной социокультурной проблемы («неключевые компетентности»); в сети несравнимо быстрее, чем в традиционной системе, распространяются инновации; сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития обычной массовой школы.
Основные характеристики сетевого управления – децентрализация и отсутствие единого центра принятия решения; частичное лидерство при ответственности за удержание общего пространства смыслов и деятельности; широкая специализация, предполагающая решение «пограничных проблем»; сочетание профессионального и неформального, клубного характера отношений членов сети. Образовательная сеть конкретизирует понятие общественно-государственной системы образования и переводит разговоры об образовательной политике в инструментарий практики.
Выделяется ряд типов и видов сетевой организации образования (сеть – совокупность учреждений, выполняющих определенную социально-образовательную функцию; сеть – структура обеспечения связи между разнообразными образовательными программами и школами; сеть – пространство общения, обеспечивающее встречу уникальных участников сетевого взаимодействия).
Современная сетевая организация включает несколько десятков разных моделей, в том числе, так называемое, «простое товарищество», сообщество «именных школ», «траекторно-сетевая организация образования в сельской местности», «модульная организация образования в районе», различные образовательные ассоциации, сеть ФЭП, «сетевой университет», различного рода территориально-региональные и межрегиональные сети и др.
Сетевая организация образования позволяет на практике решать неразрешимые иным образом (сверху) проблемы государственного реформирования и модернизации образования (например, реструктуризации сельской школы, развития профильного обучения в провинции, распространения педагогических инноваций).
Становление независимых образовательных сетей есть признак самоорганизации и саморазвития сферы образования, является предпосылкой возникновения содержательного диалога и образовательного договора между обществом и государством как одного из механизмов становления гражданского общества.
Социокультурная среда - совокупность разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, сообществ, этносов, и определяющих, во многом, их существование; качество природного и социокультурного окружения.
Социокультурная модернизация образования
Методология и теория, инструментарий и практика модернизации системы образования, в основе которой лежит социокультурный подход к ее организации и развитию. В отличие от обычного для России типа модернизации с известными характеристиками и последствиями, социокультурная модернизация проходит в пространстве равноправного диалога отечественного и мирового опыта, центра и регионов, традиции и новации, и представляет собой качественное общецивилизационное преобразование системы образования на национальной основе.
Как показывают исследования, причиной провала проводимых в разных странах и сферах деятельности реформ и модернизаций, является губительное сочетание четырех элементов.
Первый элемент – административное рвение, стремящееся привести в порядок природу, общество, человека, в том числе, сложнейший и разнообразный процесс его образования – «государственное упрощение».
Второй – идеология, так называемого, «высокого модернизма» - чрезмерная вера в научно-технический прогресс, господство человека над природой, возможности всеохватного планирования и социальной организации(«гигантские проекты века»).
Это утопия, но по-настоящему опасной она становится в сочетании с третьим элементом: авторитарным государством, которое способно использовать власть, чтобы воплотить высокомодернистские проекты.
И четвертый элемент, способный в сочетании с этими тремя привести к бедствию – обессиленное гражданское общество, неспособное сопротивляться этим планам.
При обсуждении и решении проблем социокультурной модернизации необходим анализ ситуации и оценка степени наличия данных факторов и соответствующих рисков, которые могут быть достаточно велики.
Для уяснения понятия следует также иметь в виду, что для России и в историческом плане, и сегодня характерен, так называемый, «догоняющий тип модернизации».
Начиная с Петра I, он состоит в том, что, во-первых, берется только та часть инокультурного опыта, которая связана, прежде всего, со сферой промышленных, военных технологий. Во-вторых, перенимается определенный уровень цивилизованности и комфорта для элиты. Это характерно и для состояния и тенденций отечественной модернизации.
Современная сфера образования дает очевидное подтверждение вышесказанного – элитарное образование и попытки восстановления ВПК и его прошлого научно-образовательного обеспечения (например, в виде восстановления прежней ориентации вузов, типа Физтеха, Баумановского или их аналогов).
Модернизация такого рода (включая известные «упрощенческие» и «высокомодернистские» решения, типа реструктуризации», ЕГЭ и пр.) - есть явление обычной отечественной(и не только) технократической модернизации – до социокультурной.
Социокультурной модернизация образования может стать, если будет реализовывать принципиально иные стратегические ориентиры.
1. Начнет развертываться деятельность, прямо противоположная губительному сочетанию указанных четырех элементов.
То есть, не упрощать, а осознавать и основываться в своих политических и управленческих решениях на сложности и разнообразии образовательных явлений и процессов (способствовать сохранению «живого леса» образования).
Принимать решения, прямо противоположные «высокому модернизму» (не глобальные, а локальные, точечные социально-образовательные проекты, стимулировать частные культурно-образовательные инициативы, связывающиеся в сети, опираться на богатство деятельности местных сообществ).
Влиять на изменение характера государства, его дальнейшую историю – через четвертый элемент – набирающее силы гражданское общество, здесь образование, как известно, многое, что может сделать.
Сочетание этих трансформируемых элементов: ориентация на сложность и разнообразие, на развитие уже существующего и местного вместо утопического проектирования всеобщего нового порядка, на самоорганизацию и саморазвитие – составляет одну из ключевых характеристик социокультурной модернизации образования.
2. Вторая тенденция – отход от привычной модернизации «догоняющего типа» к собственно социокультурной. То есть, модернизации не технократических технологий, а, прежде всего, ценностей, социальной организации и форм культуры. В этом ключе при обсуждении смысла и содержания социокультурной модернизации образования встают вопросы о ценности отдельного человека, инноваций, вырастающих из традиций, культуротворчестве, формуле «общецивилизационные качественные преобразования на национальной основе», а в то же время о позитивных тенденциях «глобализма» - открытом информационном обществе, мире без «границ», либеральных и демократических институтах и пр. – что представляет значительное поле для дискуссии, учитывая отечественные евразийские реалии.
В настоящее время обоснованы стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России; раскрыта роль образования в социальной консолидации общества, гражданской идентичности представителей различных социальных групп и национальных культур, обеспечении социального доверия, успешной социализации подрастающих поколений. Обоснована необходимость учета эффектов социокультурной модернизации образования как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства в процессе создания программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе федеральной программы развития образования
Представляя собой новое понятие и явление, социокультурная модернизация в образовании имеет, в то же время обоснование и подтверждение в мировой и отечественной образовательной практике, в деятельности отдельных стран и регионов, накопивших реальный опыт(Япония, «молодые азиатские драконы», Китай, в России первые шаги в социокультурной модернизации системы образования делает республика Саха(Якутия).
Социальное партнерство в образовании представляет собой горизонтальное взаимодействие государственных организаций, социума в широком понимании, и личности как гражданина, направленное на согласование разных запросов и интересов, совместное решение проблем в сфере образования. Механизмы социального партнерства предполагают взаимодействие, как минимум, трех секторов: государства, бизнес-сектора и некоммерческих общественных организаций, что обеспечивает создание межсекторного социального партнерства. Осуществляется на основе Трудового и Гражданского кодексов, Федеральных законов об образовании, об общественных организациях, региональных нормативно-правовых актов.
Социокультурный подход к организации и развитию системы образования – направление методологии исследования, совокупность приемов и способов, в основе которых лежит рассмотрение системы образования в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. При этом подходе социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы, как необходимое измерение, придающее ведомственным выводам объемность жизненных реалий.
Другой системой отсчета выступает этнорегиональное. С одной стороны, оно – конкретизация и локализация социокультурного, соединение этноса с конкретным местом, в котором реализуется его историческая судьба, произрастает уклад и образ жизни, обусловливающий особенности образования. Но этнорегинальное - не просто составляющая системы образования. Скорее, сущность, выражающаяся в целях и содержании образования, его философии и технологии, а в плане системы – ее построении и организации, укладе, типах школ – все это не только варьируется в национальных, этнорегиональных координатах, но произрастает из этнорегионального.
Социокультурный подход реализуется с помощью определенного инструментария (совокупности социокультурных технологий, форм и методов), в числе которых метод анализа СКС, технологии социокультурного проектирования образования, научно-педагогическая(образовательная) экспедиция, образовательная ярмарка как форма социокультурного исследования, презентации и развития образования и др.
Тип социокультурной ситуации.
В общем виде может быть представлен как комбинация двух основных параметров: локальной культурно-исторической традицией (КИТ) и уровня современного социокультурного фона (СКФ). Выделяется четыре основных типа социокультурной ситуации в данной местности. КИТ(+), СКФ(+) – сохранились культурно-исторические традиции, относительно высок уровень современного социокультурного фона(ситуация «школа в культурном центре»). КИТ(+), СКФ(-) – сохранились культурно-исторические традиции, но уровень современного социокультурного фона низок(«школа в бывшем очаге культуры»). КИТ(-), СКФ(+) – культурно-исторические традиции отсутствуют, но уровень современного социокультурного фона относительно высок(ситуация «школа в потенциальном очаге культуры»). КИТ(-), СКФ(-) – культурно-исторические традиции и современный социокультурный фон отсутствуют(ситуация «школа в культурной пустыне»). Описан ряд промежуточных, сложных, комплексных СКС: «социокультурный разлом», «герметическое новаторство», ситуация «неопознанного педагогического объекта», сельская школа – центр социально-экономических инициатив» и др. Разным типам ситуаций соответствуют дифференцированные стратегии развития образования; традиционно школьные, связанные с изменением социокультурного фона, с возрождением локальных культурно-исторических традиций, стратегии общинного образования, инновационные, социально-образовательные.
Социокультурные ситуации более крупных образовательных систем (муниципальных и пр.) могут быть идентифицированы как совокупность, комбинация локальных, или иметь собственную качественную феноменологию и типологию. Так, на примере Якутии, в условиях Севера выделяются следующие типы улусов (районов): «культурно-исторический инновационный», «традиционно национальный», «бывшая промзона», «обслуживающий» и др., которым также соответствуют разные стратегии развития образования.
Тип социокультурной ситуации является одним из ключевых факторов, обусловливающих вариативную организацию школы; диагностика и анализ типа социокультурной ситуации лежит в основе метода СКС.
Толерантность - цивилизационная норма, обеспечивающая устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия.
Укладосообразность школы - сообразность содержания и организации деятельности школы укладу, образу жизни населения, местного и более широкого сообщества, частью которого является школа.
Авторы и составители А.М.Цирульников, Н.Б.Крылова, И.М.Перель
Примечание. При разработке глоссария использованы публикации и разработки А.Г.Асмолова, Н.И.Бугаева, С.Н.Гаврова, Н.Б.Крыловой, А. Моля, Дж.Скотта, В.И.Слободчикова, В.М.Полонского, И.М.Реморенко, И.Д.Фрумина, А.М.Цирульникова, материал ряда терминологических словарей и тезаурусов в области гуманитарных, общественных наук и образования.
Библиотека V1
URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c9/255