Сообщества V1

Ровесническое образование – система Е.Е.Шулешко

Сообщество: Сообщества как педагогические направления
Автор: shperk
Дата: 2007/4/9
Ключевые слова: Система Шулешко, Начальная школа, Старший дошкольный,


     "Нам представляется, что важнейший водораздел между разными подходами к образованию состоит в том, к какому образу поведения они склоняют детей: к приспособленчеству относительно задаваемых взрослыми правил - или к самопроявлению своих возможностей в кругу ровесников.

     Закрепление готовности приспосабливаться - это первая привычка человека быть иждивенцем, а не личностью. А иждивенцу трудно уважать себя и ценить других.

     Ведь грамотность - не набор умений. Это прежде всего уважительное отношение к своим возможностям, предпочтениям, намерениям. Это признание за собой достойной роли в восприятии традиций своего народа, причастности к наследию его культуры. А вместе с тем - признание такого равного человеческого достоинства за всеми другими грамотными людьми".



     Так пишет в своей главной книге "Понимание грамотности" Евгений Евгеньевич Шулешко, создатель, вероятно, самой фундаментальной из новационных отечественных систем начального образования.


     Начинались исследования Евгения Шулешко и его соратников с вопроса о том, как сделать так, чтобы не было двоечников. Как разбить предрассудок о невозможности свободного освоения письменной речи каждым ребёнком? Для этого Шулешко отыскивал, увязывал между собой, закручивал в новые круговороты полузабытые научные традиции, находки практиков, театральные приёмы, бесчисленные игры… Решения были найдены. К сегодняшнему дню жизнью десятков тысяч детей показано, что письменная речь может так же естественно и успешно осваиваться всеми детьми, как и устная - а любые классы в начальной школе могут становиться классами без неудачников. 

     Главная забота педагогов, основная (и едва ли не единственная) цель, провозглашаемая шулешкинской методикой - это дружеские связи детей, их склонность действовать совместно, желание и умение сотрудничать, закрепление дружественно-делового стиля общения.

     "То, что для вас - форма, для нас -  содержание; что для вас -  содержание, для нас - форма", - так с ходу забавно размежёвываются оценки последователей Шулешко и традиционных методистов.

     Именно характер взаимоотношений детей Шулешко объявляет содержанием педагогического дела. А программные темы, отрабатываемые навыки, даже методы интеллектуального или эмоционального развития - теми формами и средствами, при помощи или по поводу которых выстраиваются педагогические ситуации, разворачивается подлинное - межличностное - содержание.


     "Обновление и самообразование" - самое распространённое из названий программы, созданной Евгением Шулешко, его соратниками и последователями.

     Все привыкли, что в школах и садах нужно что-то формировать, чему-то учить, в лучшем случае - нечто развивать. Задача сохранить и сберечь то самобытное и непосредственное, что возникло в детстве - редко принимается всерьёз.

     Если же признать такую задачу приоритетной, то меняется и образ желаемых перемен. Тогда этот образ - стремительная эволюция, неустанно и незаметно обновляющаяся традиция, где изменения подобны не техническим усовершенствованиям, а природным - тому, как стремительно весна наступает.


Представление и обсуждение наследия Евгения Евгеньевича Шулешко, диалог его последователей - одна из центральных задач нашего сайта.

 


Материалы и сайты, связанные с педагогикой Шулешко:


ОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ - "ШУЛЕШКИНЦАМ"


Конференция "Ровесническое образование после Е.Е.Шулешко"


Детский сад № 69  -  сайт дошкольного учреждения г.Москвы, где много лет успешно работают по программе "Обновление и самообразование" Шулешко. Педагогикой Шулешко здесь занимаются воспитатель Исаева Татьяна Михайловна, ст. воспитатель Гладкова Юлия Андреевна, психолог Баринова Наталья Михайловна.


Другие материалы на эту тему в Библиотеке сайта


 


Сообщества V1
URL: http://setilab2.ru/modules/community/view.article.php/c1/12