«Коммунарской методике» посвящены десятки обстоятельных книг и тысячи брошюр.
Её смысловая тройственность отразилась и в тройственности названия: коммунарское движение – педагогика общей заботы – методика КТД.
Методика, «с которой педагог обречён на успех…»
Ключевые слова: Посткоммунарство
Аннотация: «Коммунарской методике» посвящены десятки обстоятельных книг и тысячи брошюр.
Её смысловая тройственность отразилась и в тройственности названия: коммунарское движение – педагогика общей заботы – методика КТД.
Методика, «с которой педагог обречён на успех…»
«Хитроумность» коммунарской методики направлена прежде всего на то, как открыть для старших подростков особое счастье взаимоотношений, наполненное восхищением от личностей друг друга и от общей атмосферы происходящего.
Забота о других людях, используемая как повод для взаимной заботы и внимания.
Совместно придуманное творческое дело – как коллективное создание радости для кого-то – и как возможность для каждого сделаться предметом восхищения всех.
Вообще «чудо заботы» друг о друге, которое входит в привычку и постоянно подпитывается творческой импровизацией (чаще всего легкомысленной, но от того не менее очаровательной).
Недельные «сборы» как опыт невероятно интенсивных дней эмоциональной и творческой жизни, «где радостных событий происходит столько, что хватило бы на несколько лет неспешной жизни. Оттого взрослые и дети успевают увидеть себя с разных сторон и удивиться. И обрадоваться. И не захотеть жить по-другому».
«Огоньки» – рефлексии у костра или с передающейся из рук в руки свечой – вроде бы обсуждения дня, уточнения, что получилось, что нет, кому что подумалось… Но едва ли не главное в этой рефлексии – высвечивание нового эмоционального плана событий, рассмотрения каждого из товарищей и самого себя в новом свете, с ещё большей глубиной и неоднозначностью…
Именно «коммунарство» продемонстрировало доступные, предсказуемые возможности успешной воспитательной работы с подростками – а тем самым создало общее пространство диалога и для приверженцев, и для оппонентов; и для тех, кто притягивался к нему, и для тех, кто отталкивался.
«Это творческое содружество поколений в заботе о людях средствами коллективной творческой деятельности», – так определял «коммунарство» его создатель профессор Игорь Петрович Иванов.
1) Содружество поколений;
2) в заботе о людях;
3) средствами коллективной творческой деятельности.
Если так расположить три части приведённого определения – то они начинают прочитываться вовсе не гладко, а вполне парадоксально.
Почему-то содружество поколений должно возникать на почве заботы о людях (неужели не про что больше дружить?) – а саму эту заботу зачем-то нужно осуществлять средствами коллективной творческой деятельности (будто нельзя позаботиться прямо, конкретно и без творческих выкрутасов).
Но странное сведение этой триады воедино и стало прологом к великому открытию.
Можно сказать, что в девяностые годы как раз в отталкивании лидеров от классической «методики коллективной творческой деятельности», похоже, и состояла третья волна коммунарского движения. (Если считать первой волной эпоху «Фрунзенской коммуны», раннего «Орлёнка» и «Алого паруса», а второй – время широкого распространения в восьмидесятые годы).
Воспитанные на тридцатилетней традиции коммунарства, сотни его опытных наследников в девяностые годы двинулись во все возможные стороны. Для них «методика коллективных творческих дел» словно закрепилась как хорошо прожитое детство – детство, в котором нельзя жить вечно – но которое навсегда остаётся основой жизненных сил.
Наиболее зрелое коммунарство с поверхности педагогической жизни повсеместно уходило в глубину. Оно пропитывало собой питательную почву для всевозможных явлений: от становления российской Монтессори-педагогики и украинского вальдорфского движения до Корчаковского общества; от центров ролевого моделирования до академических институтов; от «Форпостов культуры» до приютов для беспризорников.
Наследники «педагогики общей заботы» стали ядром инновационных сообществ едва ли не в большинстве крупных городов страны. Именно педагогические лидеры «коммунарского» происхождения чаще всего тянут на себе уникальные «стыковочные» задачи: увязывая между собой дела школы и обучение студентов в педвузах, учебную и внеурочную работу с детьми, официальную науку и учебные педагогические сообщества, летние лагеря и переподготовку учителей, втягивают «образовательную начинку» в социальные, культурные и коммерческие проекты – и наоборот.
«Методика Иванова» словно уже прожила полноценную биографию, на всех направлениях перерастая саму себя. Она словно нечаянно воплотила вечную евангельскую притчу: «…Если пшеничное зерно, павши в землю, не умрёт – то останется одно, а если умрёт – то даст много плода».
И что же, можно теперь сказать, что коммунарство, методика Иванова, методика КТД, педагогика общей заботы – это то, чего уже нет, и что теперь будет с нами всегда и почти везде? Что, растворяясь во множестве явлений, педагогическая практика и приобретает по-настоящему вечные черты?
Или же следует ожидать, что в недалеком будущем «педагогика общей заботы» возродится в новом блеске в своём каноническом и технологичном виде подобно тому, как воскрес (опять-таки не без помощи «коммунаров») в девяностые годы российский скаутинг – духовный собрат и антипод коммунарства?
Где и как, в чьих руках, в каких новых идейных сочетаниях дышит сегодня коммунарское наследие?
Сайты, тесно связанные с коммунарским наследием:
Технология Альтруизма (РУ) - Живой и постоянно обновляющийся сайт. Здесь есть: неформальныe сообщества альтруистического толка: коммунары, скауты, хиппи, коммунитарные общины... Размышления на тему "Как жить дальше" или "Что делать?". Дискуссионные материалы. Новости. Форумы. Поиск единомышленников.
Полезные ссылки: