Сообщества V1

Вероятностное образование

Сообщество: Сообщества как педагогические направления
Автор: shperk
Дата: 2007/4/9
Ключевые слова: Вероятностное образование, Начальная школа, Пятый класс, Школа для подростка

«В вероятностном образовании принцип творческой неопределённости, принцип вероятностной размытости будущего принимается как фундаментальная культурная ценность. Это образование строится как цепь не запланированных заранее образовательных событий. Само содержание образования не развивается по заранее составленному плану, а нарастает по принципу «снежного кома» со всё более высокой творческой непредсказуемостью результатов» – в таком духе представляет сущность своего педагогического направления Александр Михайлович Лобок.

 

В начале девяностых годов молодой философ и вузовский преподаватель Александр Михайлович Лобок добился разрешения взять класс, чтобы вести его без планов и программ, часто без разделения уроков по предметам, и вообще осуществлять образование, в котором фундаментальной ценностью служит «принцип творческой неопределённости, принцип вероятностной размытости будущего».

На его стороне была революционная эпоха – и, главное, что большинство достававшихся ему шестилеток и семилеток выглядели детьми проблемными, и отдавали их с удовольствием. Через год-другой убедились, что всё обошлось: с детьми в результате вроде бы ничего страшного не происходит, а, пожалуй, даже наоборот.

А между тем, дети научались читать, не изучая букв, у них сам собой как-то становился почерк, а первыми написанными словами были сложные стихотворные строки, ими же и сочинённые…

Постепенно слава эксперимента росла, репутация упрочилась – и со временем Лаборатория вероятностного образования получила в своё распоряжение подобие маленькой школы на два класса: в отдельном очаровательном помещении из полудюжины комнат. Здесь работают нескольких постоянных и нескольких приходящих учителей, а сама школка напоминает и атмосферой, и внешним обликом маленький театр, в силу обстоятельств совмещённый с выставочным залом и полузаброшенной, но аккуратной районной библиотекой средней величины.

Здесь торжествует бравада идеи «педагогического черновика» как единственно правильной среды обучения и детей, и учителей. Отсутствует не то что проектирования будущих результатов, но даже краткосрочное планирования на часы и минуты.

То, что в педагогическом мире воспринималось как случайное, обрывочное ситуативное, заслонённое следованием за методиками, программами и приёмами – здесь вдруг предстаёт как целостное и приоритетное. А как раз планы и приёмы сжимаются здесь до опорных точек, низведены до случайных смысловых обрывков – от них отступают немедленно, как только возникает первый повод и потребность отступить.

 

Эксперимент с «вероятностным образованием» вряд ли доказывает, что правильно обходиться без программ и методик – но он показывает, что в принципе возможно обходиться и без них. И демонстрирует, как при этом можно «выезжать» не на приёмах – а на способности создавать насыщенную образовательную среду, умении слышать инициативы детей, доверять их и своей интуиции, подхватывать ситуации, позволяющие двигаться не вдоль, а вглубь.

Характерна и своеобразная оценка Александра Михайловича: что его эксперимент ценен не как ещё одна модель организации обучения – а, прежде всего, как площадка для педагогического образования – на примере которой учителя могли бы приобретать уверенность в своём праве принимать решения «здесь и сейчас».

Полезные ссылки:


http://www.lvolab.msk.ru/index.htm  -  авторский сайт Лаборатории Вероятностного образования.


Сообщества V1
URL: http://setilab2.ru/modules/community/view.article.php/c1/20