…В качестве гипотезы относительно преподавания истории в школе мне видятся три цикла, три разных языка, история человеческих масс, история личностей, история идей.
1 цикл (5-6 класс). Вся мировая история, но взятая как история этносов, больших человеческих масс и их государственных образований; не история имён, а история КАРТЫ И ХРОНОЛОГИИ, анонимная история, дающая общее представление о мировых событиях. Схематичная, но все-таки цельная картина исторического процесса. История, «заряженная» картографией.
2 цикл (7-8 классы) – кризисный период, когда пробуждается интерес к себе, к личной биографии. Здесь может преобладать история ИМЁН, история исторических личностей, из которых сплетается общая биография человечества.
3 цикл. Не знаю, как его назвать точно – это история ментальностей, история отношений. История самая глубокая и дискуссионная – история столкновения ИДЕЙ.
Получаются словно три разные истории одной и той же Истории. На первом этапе – более объективная история, на втором – «романтическая», на третьем – по преимуществу диалогическая».
Каждый из этих циклов нуждается в собственном языке, собственной предметной риторике: длительные этнические процессы в обширных географических пространствах требуют для своего описания континуальных метафор. История личностей и биографических событий предполагает язык сингулярных высказываний и риторику дискретного описания. Предмет третьего цикла, возможно, потребует принципиально нового историографического языка.
Предлагаемая схема только на первый взгляд отдаленно напоминает принятую практику исторического описания в действующих учебниках, когда сначала даётся очерк природно-географических условий, затем следует социально-экономическая характеристика и, наконец, политическая история. Дело в том, что эти разнообразные по своему предмету описания даны в учебниках из одной позиции и выполнены одним языком. В них нет внутреннего напряжения межъязыкового конфликта. Названные тематические блоки не стали героями повествования - они не имеют своей собственной точки зрения. Монологичность таких описаний тотальна, и вступить с ними в диалогические отношения практически невозможно.
Нам бы хотелось предположить иное. Для нас приоритетами коммуникативной дидактики являются: во-первых, приоритет коммуникации перед информацией; во-вторых, приоритет понимания перед знанием; в-третьих, приоритет ментального языка внутренней речи перед заёмным для школьника внешним языком предметной риторики.
Выпускник школы коммуникативной дидактики - это человек, в арсенале которого имеется достаточно широкий набор ментальных стратегий понимания и стратегий общения.