Конференции V1

Поляков С. Идеологические рамки воспитательных возможностей

Конференция: История в пятом классе и дальше
Автор: Поляков Сергей
Дата: 2007/11/11
...Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных целей и приоритетных форм воспитания может быть интерпретировано как двойственность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики идеологическую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.
Аннотация: ...Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных целей и приоритетных форм воспитания может быть интерпретировано как двойственность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики идеологическую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.

Доклад 8


Сергей Поляков


Идеологические рамки воспитательных возможностей


Большая часть педагогических научных текстов, посвященных проблемам воспитания, удивительно бесконтекстна.

Не анали­зируются психологические контексты воспитания. Почти не обсуждаются позиции, возможности, интересы учеников, определяющие их внутреннюю включённость - невключённость в воспитательные ситуации, принятие ими различных форм воспитания или сопротивления этим формам. Чрезвычайно мало исследований о реальных отношениях воспитанников к воспитателям. Не анализируются социальные контексты порождения и реализации тех или иных практик воспитания. Данная работа - попытка сделать некоторые шаги в постановке и исследовании социального, может быть, чуть точнее - общественного, идеологического контекста практики организации современного отечественного воспитания.

 

Судьбы общественного воспитания всегда были и связаны с судьбами общества и государства. Обсуждая проблемы, возможности и реалии современного воспитания, важно обозначить те тенденции cсовременного отечественного социального развития, которые и служат рамками возможностей общественного воспитания.

На наш взгляд, в социальной реальности (в том её фрагменте, что ближе всего к образованию, воспитанию) пространство выбора огра­ничено двумя тенденциями: движением к гражданскому обществу как системе возможностей для социальных инициатив и оформления их в действии на основе согласования интересов групп людей; или движением к «государственному обществу», в котором возмож­ности инициатив и «улаживания» интересов делегированы государс­твенным органом на основе более-менее демократических выборов основных властных инстанций.

 

Сама государственно-общественная тенденция отчетливо делит­ся на подварианты: с акцентировкой централизованного социального устройства без какой-либо ярко выраженной идеологии и с центрацией на определенной, ясно выраженной государственной идеологией, при сохранении ориентации на государственно-общественный тип социального развития.

Назовем эти тенденции несколько условно «государственно-об­щественной», «идеологической» и «общественно-гражданской». За­дадим вопросы: каковы источники целей воспитания, какова позиция учителя, какая мотивация поддерживается в учениках и какие формы воспитания соответствуют каждой из тенденций?

 

Государственно-общественная тенденция


     Источник целей воспитания (шире - образования) - госу­дарство, точнее, централизованная государственная иерархия.

     Задаваемая позиция педагога - работник государственной сферы услуг.

     Поддерживаемая в учениках мотивация - прагматическая, сориентацией на успех в данном, весьма бюрократизированном обществе.

     Соответствующие ведущие формы воспитания - самоуправ­ление, повторяющее формы государственной власти, тренинги и кон­курсы, ориентированные на выделение школьной элиты, формирова­ние индивидуальной и корпоративной успешности.

 

Идеолого-государственная тенденция


   Источник целей воспитания (шире - образования) - госу­дарственная идеология.

     Задаваемая позиция педагога - «работник идеологического фронта», отвечающий за «правильное воспитание» детей.

     Поддерживаемая в учениках мотивация - государственно-идеологическая как стремление соответствовать задаваемым идеоло­гией идеалам и нормам.

     Соответствующие данной тенденции ведущие формы воспитания - ритуальные и праздничные мероприятия; формы, за­дающие общие массовые переживания, эмоции; формы, ориентиро­ванные на изучение идеологии.

 

Общественно-гражданская тенденция


     Источник целей воспитания, шире образования – ценности толерантности, договорности, солидарности и защиты групповых ин­тересов.

     Задаваемая позиция педагога - профессионального и соци­ального самоопределения.

     Поддерживаемая в учениках мотивация - саморазвития и совместного развития на основе общих интересов и личностных смыслов.

     Соответствующие данной тенденции ведущие формы воспитания - дискуссии, совместные социальные проекты, участие в организации жизнедеятельности школы.

 

Подчеркнём, речь в данном тексте идёт не о вариантах будуще­го России, а о социальных тенденциях, существующих в современ­ной ситуации.

 

Соответственно названные цели, позиции учителей, мотивации, формы воспитания существуют с тем или иным раскладом, в той или иной пропорции в каждом образовательном учреждении, а то и в со­знании и действии конкретного педагога, создавая этим самым поле объективных противоречий в жизни, в развитии образовательных учреждений и в сознании и действиях педагогов. И каждая из этих тенденций задает в сфере школьного воспитания свои цели и соот­ветствующие им преобладающие формы воспитательной работы.

 

Всё, что изложено, не просто версии, требующие конкретного, в том числе экспериментального, анализа. Есть и опыт такого исследования, который излагается ниже.

 

В рамках нашего эмпирического исследования мы исходили из модельных описаний социальных тенденций:

Государственно-общественная: сильная власть; правительство, регулирующее отношения между социальными группами и класса­ми.

Общественно-гражданская: социальные группы, согласующие свои интересы через общественные объединения, на основе законов.

Идеолого-государственная: народ и государство, объединённые общими «высокими» национальными идеями и стремлениями.

 

В наших пробных исследованиях мы предлагали одной группе педагогов список из девяти форм воспитательной работы, выража­ющих все выделенные нами тенденции социального развития - по три на каждую, а другой группе - список девяти целей воспитания, выражающих эти же тенденции - также по три на каждую.

 

Методика исследований


Список форм воспитательной работы (в другой части исследования - список целей воспитания) предъявлялся педагогам в «перепутанной» последовательности. Респондентам предлагалось выбрать три из них, наиболее важные для современного воспитания. Затем предлагалось выбрать из оставшихся форм (целей) ещё три важных, вторых по значимости.

В исследовании по целям было опрошено 80 педагогов, в основ­ном управленцев: заместителей директоров школ по воспитательной работе, директоров школ, специалистов районных органов управле­ния образованием Ульяновской области.

При обработке результатов исследования целям, попавшим в пер­вую тройку, присваивалось 2 балла; попавшим во вторую тройку - 1 балл, попавшим в невыбранную тройку - 0 баллов.

 

Результаты первой части исследования


Приоритетные цели воспитания в сознании организаторов вос­питания таковы:

Наибольший балл набрали «идеологические» цели (разви­тие положительного мировоззрения, духовное развитие, фор­мирование патриотизма) - 320 баллов. На втором месте, со значительным отставанием, - цели воспитания, отражающие гражданско-общественную тенденцию (развитие толерантности, форми­рование умения защищать свои интересы, формирование умения Договариваться), - 218 баллов. На третьем месте - цели, связан­ные с государственно-общественной тенденцией (формирование лидерских качеств, организованности, конкурентоспособности), - 202 балла.

 

Среди отвечавших на это задание большинство составляли пе­дагоги с преобладанием ответов, выражающих определенную со­циальную тенденцию (две или даже три из трех целей относились к определенной тенденции). Такой вариант оказался у 56 респондентов (70% опрошенных).

Среди выделенных тенденций решительно преобладает идеологическая - у 46 педагогов. Причём у семи педагогов все три цели, отобранные как наиважнейшие, были «идеологическими». Две другие тенденции: гражданско-общественная и государственно-общественная - встречались значительно реже (семь случаев государственно-общественной и три - гражданско-общественной тенденций).

 

Вторая часть исследования была «обращена» к формам воспитательной работы как типичной «единице» организации воспитания.

В список для выбора приоритетов были включены:

Формы, выражающие государственно-общественную тенденцию-самоуправление типа «Школьные правительства» и «Президенты»-конкурсы, выделяющие школьную элиту по самым разным основаниям, но с подчёркнутым делением на лучших и худших; учебные программы по формированию и выделению особой элиты и лидеров-организаторов.

Формы, выражающие гражданско-общественную тенденцию: групповые дискуссии; совместная разработка и реализация социаль­ных проектов; коллективная разработка общих законов и символов.

Формы, выражающие идеологическую тенденцию: общее праз­днование государственных праздников и знаменательных дат в виде собраний и шоу-программ; информационно-познавательные просве­тительные занятия на социально-общественные темы; линейки и ми­тинги, посвященные общественно-политическим событиям.

 

Методика исследований была такая же, как в предыдущей час­ти. Список форм предъявлялся педагогам в «перепутанном» виде, и предлагалось выбрать три из них, наиболее важные для современного воспитания. Затем предлагалось выбрать из оставшихся типов форм ещё три важных, вторых по значимости.

За формы, включенные в первую тройку, начислялось 2 балла; за формы, попавшие во вторую тройку, - 1 балл; формам, оставшими­ся невыбранными, баллы не начислялись (ноль баллов).

Задание по формам выполнил 71 педагог, в основном «управлен­цы от воспитания» (в том числе 41 человек, выполнявших и первое задание).

Сумма баллов, полученных формами соответствующих тенден­ций, такова:

- гражданско-общественной - 276 балла;

- государственно-общественной - 207 баллов;

- идеологической - 164 балла.

 

Результаты этой части исследования существенно отличаются от результатов первой части (сменился «лидер»; вместо идеологической тенденции на первом месте - гражданско-общественная).

Смена «лидера» произошла и с ориентацией педагогов на определённые социальные тенденции.

Большинство респондентов, как в первой части исследования, выбрали именно формы, соответствующие определенным социальным тенденциям (две или три из трех), - всего 53 случая из 71 (75%). Лидером, так же как и при подсчёте баллов, оказалась гражданско-обшественная тенденция - 30 случаев из 53. Идеологическая и государственно-общественная тенденции «получили» почти одина­ковое число сторонников - 12 и 11 соответственно.

 

Выводы пилотажного исследования


Сознание педагогов в отношении приоритетности целей воспита­ния и приоритетных форм воспитательной работы структурировано в большинстве случаев (у 70% и 75% опрошенных соответственно) по определенным тенденциям социального развития.

В сознании опрошенных педагогов определенно преобладают как значимые цели воспитания, соответствующие «идеологическим» тенденциям социального развития.

Участвующие в исследовании педагоги определённо отдают предпочтения формам воспитательной работы, отражающим гражданско-общественные социальные тенденции.

 

Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных це­лей и приоритетных форм может быть интерпретировано как двойс­твенность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики духовно-идеологи­ческую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.

Другая возможная интерпретация полученных данных: пред­ставленные результаты - следствие неадекватной методики иссле­дования. Третья интерпретация - данный феномен свойственен педагогам Ульяновской области и не может распространяться без специальных исследований на другие регионы и статусы.

И, наконец, общий вывод: без анализа социальных контекстов в целом и общественно-идеологических в частности наше понимание реалий и возможностей современного воспитания будет оставаться весьма упрощенным и в значительной степени мифологизирован­ным.

Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c1/61