...Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных целей и приоритетных форм воспитания может быть интерпретировано как двойственность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики идеологическую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.
Аннотация: ...Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных целей и приоритетных форм воспитания может быть интерпретировано как двойственность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики идеологическую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.
Доклад 8
Сергей Поляков
Идеологические рамки воспитательных возможностей
Большая часть педагогических научных текстов, посвященных проблемам воспитания, удивительно бесконтекстна.
Не анализируются психологические контексты воспитания. Почти не обсуждаются позиции, возможности, интересы учеников, определяющие их внутреннюю включённость - невключённость в воспитательные ситуации, принятие ими различных форм воспитания или сопротивления этим формам. Чрезвычайно мало исследований о реальных отношениях воспитанников к воспитателям. Не анализируются социальные контексты порождения и реализации тех или иных практик воспитания. Данная работа - попытка сделать некоторые шаги в постановке и исследовании социального, может быть, чуть точнее - общественного, идеологического контекста практики организации современного отечественного воспитания.
Судьбы общественного воспитания всегда были и связаны с судьбами общества и государства. Обсуждая проблемы, возможности и реалии современного воспитания, важно обозначить те тенденции cсовременного отечественного социального развития, которые и служат рамками возможностей общественного воспитания.
На наш взгляд, в социальной реальности (в том её фрагменте, что ближе всего к образованию, воспитанию) пространство выбора ограничено двумя тенденциями: движением к гражданскому обществу как системе возможностей для социальных инициатив и оформления их в действии на основе согласования интересов групп людей; или движением к «государственному обществу», в котором возможности инициатив и «улаживания» интересов делегированы государственным органом на основе более-менее демократических выборов основных властных инстанций.
Сама государственно-общественная тенденция отчетливо делится на подварианты: с акцентировкой централизованного социального устройства без какой-либо ярко выраженной идеологии и с центрацией на определенной, ясно выраженной государственной идеологией, при сохранении ориентации на государственно-общественный тип социального развития.
Назовем эти тенденции несколько условно «государственно-общественной», «идеологической» и «общественно-гражданской». Зададим вопросы: каковы источники целей воспитания, какова позиция учителя, какая мотивация поддерживается в учениках и какие формы воспитания соответствуют каждой из тенденций?
Государственно-общественная тенденция
• Источник целей воспитания (шире - образования) - государство, точнее, централизованная государственная иерархия.
• Задаваемая позиция педагога - работник государственной сферы услуг.
• Поддерживаемая в учениках мотивация - прагматическая, сориентацией на успех в данном, весьма бюрократизированном обществе.
• Соответствующие ведущие формы воспитания - самоуправление, повторяющее формы государственной власти, тренинги и конкурсы, ориентированные на выделение школьной элиты, формирование индивидуальной и корпоративной успешности.
Идеолого-государственная тенденция
• Источник целей воспитания (шире - образования) - государственная идеология.
• Задаваемая позиция педагога - «работник идеологического фронта», отвечающий за «правильное воспитание» детей.
• Поддерживаемая в учениках мотивация - государственно-идеологическая как стремление соответствовать задаваемым идеологией идеалам и нормам.
• Соответствующие данной тенденции ведущие формы воспитания - ритуальные и праздничные мероприятия; формы, задающие общие массовые переживания, эмоции; формы, ориентированные на изучение идеологии.
Общественно-гражданская тенденция
• Источник целей воспитания, шире образования – ценности толерантности, договорности, солидарности и защиты групповых интересов.
• Задаваемая позиция педагога - профессионального и социального самоопределения.
• Поддерживаемая в учениках мотивация - саморазвития и совместного развития на основе общих интересов и личностных смыслов.
• Соответствующие данной тенденции ведущие формы воспитания - дискуссии, совместные социальные проекты, участие в организации жизнедеятельности школы.
Подчеркнём, речь в данном тексте идёт не о вариантах будущего России, а о социальных тенденциях, существующих в современной ситуации.
Соответственно названные цели, позиции учителей, мотивации, формы воспитания существуют с тем или иным раскладом, в той или иной пропорции в каждом образовательном учреждении, а то и в сознании и действии конкретного педагога, создавая этим самым поле объективных противоречий в жизни, в развитии образовательных учреждений и в сознании и действиях педагогов. И каждая из этих тенденций задает в сфере школьного воспитания свои цели и соответствующие им преобладающие формы воспитательной работы.
Всё, что изложено, не просто версии, требующие конкретного, в том числе экспериментального, анализа. Есть и опыт такого исследования, который излагается ниже.
В рамках нашего эмпирического исследования мы исходили из модельных описаний социальных тенденций:
Государственно-общественная: сильная власть; правительство, регулирующее отношения между социальными группами и классами.
Общественно-гражданская: социальные группы, согласующие свои интересы через общественные объединения, на основе законов.
Идеолого-государственная: народ и государство, объединённые общими «высокими» национальными идеями и стремлениями.
В наших пробных исследованиях мы предлагали одной группе педагогов список из девяти форм воспитательной работы, выражающих все выделенные нами тенденции социального развития - по три на каждую, а другой группе - список девяти целей воспитания, выражающих эти же тенденции - также по три на каждую.
Методика исследований
Список форм воспитательной работы (в другой части исследования - список целей воспитания) предъявлялся педагогам в «перепутанной» последовательности. Респондентам предлагалось выбрать три из них, наиболее важные для современного воспитания. Затем предлагалось выбрать из оставшихся форм (целей) ещё три важных, вторых по значимости.
В исследовании по целям было опрошено 80 педагогов, в основном управленцев: заместителей директоров школ по воспитательной работе, директоров школ, специалистов районных органов управления образованием Ульяновской области.
При обработке результатов исследования целям, попавшим в первую тройку, присваивалось 2 балла; попавшим во вторую тройку - 1 балл, попавшим в невыбранную тройку - 0 баллов.
Результаты первой части исследования
Приоритетные цели воспитания в сознании организаторов воспитания таковы:
Наибольший балл набрали «идеологические» цели (развитие положительного мировоззрения, духовное развитие, формирование патриотизма) - 320 баллов. На втором месте, со значительным отставанием, - цели воспитания, отражающие гражданско-общественную тенденцию (развитие толерантности, формирование умения защищать свои интересы, формирование умения Договариваться), - 218 баллов. На третьем месте - цели, связанные с государственно-общественной тенденцией (формирование лидерских качеств, организованности, конкурентоспособности), - 202 балла.
Среди отвечавших на это задание большинство составляли педагоги с преобладанием ответов, выражающих определенную социальную тенденцию (две или даже три из трех целей относились к определенной тенденции). Такой вариант оказался у 56 респондентов (70% опрошенных).
Среди выделенных тенденций решительно преобладает идеологическая - у 46 педагогов. Причём у семи педагогов все три цели, отобранные как наиважнейшие, были «идеологическими». Две другие тенденции: гражданско-общественная и государственно-общественная - встречались значительно реже (семь случаев государственно-общественной и три - гражданско-общественной тенденций).
Вторая часть исследования была «обращена» к формам воспитательной работы как типичной «единице» организации воспитания.
В список для выбора приоритетов были включены:
Формы, выражающие государственно-общественную тенденцию-самоуправление типа «Школьные правительства» и «Президенты»-конкурсы, выделяющие школьную элиту по самым разным основаниям, но с подчёркнутым делением на лучших и худших; учебные программы по формированию и выделению особой элиты и лидеров-организаторов.
Формы, выражающие гражданско-общественную тенденцию: групповые дискуссии; совместная разработка и реализация социальных проектов; коллективная разработка общих законов и символов.
Формы, выражающие идеологическую тенденцию: общее празднование государственных праздников и знаменательных дат в виде собраний и шоу-программ; информационно-познавательные просветительные занятия на социально-общественные темы; линейки и митинги, посвященные общественно-политическим событиям.
Методика исследований была такая же, как в предыдущей части. Список форм предъявлялся педагогам в «перепутанном» виде, и предлагалось выбрать три из них, наиболее важные для современного воспитания. Затем предлагалось выбрать из оставшихся типов форм ещё три важных, вторых по значимости.
За формы, включенные в первую тройку, начислялось 2 балла; за формы, попавшие во вторую тройку, - 1 балл; формам, оставшимися невыбранными, баллы не начислялись (ноль баллов).
Задание по формам выполнил 71 педагог, в основном «управленцы от воспитания» (в том числе 41 человек, выполнявших и первое задание).
Сумма баллов, полученных формами соответствующих тенденций, такова:
- гражданско-общественной - 276 балла;
- государственно-общественной - 207 баллов;
- идеологической - 164 балла.
Результаты этой части исследования существенно отличаются от результатов первой части (сменился «лидер»; вместо идеологической тенденции на первом месте - гражданско-общественная).
Смена «лидера» произошла и с ориентацией педагогов на определённые социальные тенденции.
Большинство респондентов, как в первой части исследования, выбрали именно формы, соответствующие определенным социальным тенденциям (две или три из трех), - всего 53 случая из 71 (75%). Лидером, так же как и при подсчёте баллов, оказалась гражданско-обшественная тенденция - 30 случаев из 53. Идеологическая и государственно-общественная тенденции «получили» почти одинаковое число сторонников - 12 и 11 соответственно.
Выводы пилотажного исследования
Сознание педагогов в отношении приоритетности целей воспитания и приоритетных форм воспитательной работы структурировано в большинстве случаев (у 70% и 75% опрошенных соответственно) по определенным тенденциям социального развития.
В сознании опрошенных педагогов определенно преобладают как значимые цели воспитания, соответствующие «идеологическим» тенденциям социального развития.
Участвующие в исследовании педагоги определённо отдают предпочтения формам воспитательной работы, отражающим гражданско-общественные социальные тенденции.
Обнаруженное противоречие между выбором приоритетных целей и приоритетных форм может быть интерпретировано как двойственность сознания педагогов, что выражалось в ориентации целей на традиционную для отечественной педагогики духовно-идеологическую сферу и в ориентации практической работы на ценности современного гражданского общества.
Другая возможная интерпретация полученных данных: представленные результаты - следствие неадекватной методики исследования. Третья интерпретация - данный феномен свойственен педагогам Ульяновской области и не может распространяться без специальных исследований на другие регионы и статусы.
И, наконец, общий вывод: без анализа социальных контекстов в целом и общественно-идеологических в частности наше понимание реалий и возможностей современного воспитания будет оставаться весьма упрощенным и в значительной степени мифологизированным.