Определяясь в языке (способе) приобретения знания, мы определяемся и в целях, и в намерениях.
Николай Иннокентьевич БУГАЕВ - сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), руководитель центра "ОбрАз" ("Образование - взгляд из Азии), активный инициатор и координатор работы нескольких сетей сельских школ Якутии, кандидат филологических наук. Автор книги "Национальное своеобразие поэтического творчества". г. Якутск
Аннотация: Определяясь в языке (способе) приобретения знания, мы определяемся и в целях, и в намерениях.
Николай Иннокентьевич БУГАЕВ - сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), руководитель центра "ОбрАз" ("Образование - взгляд из Азии), активный инициатор и координатор работы нескольких сетей сельских школ Якутии, кандидат филологических наук. Автор книги "Национальное своеобразие поэтического творчества". г. Якутск
Доклад 10.
1. ХХ век продемонстрировал, с одной стороны, насколько общество бессильно перед тоталитарными системами, и с другой стороны - слабость самих тоталитарных режимов перед грядущими системными изменениями, связанными с необходимостью разрешения противоречивости результатов научно-технического прогресса, ухудшения генофонда человечества, манипулирования психикой человека. Проблема нравственного императива человека и свободного времени становится критической - настолько существенным является разрыв между интеллектуальным и нравственным развитием человека.
В такой ситуации важно не просто понимать существующее противоречие между государственными и общественными интересами, а проектировать адекватную времени деятельность, направленную на создание гражданских инициатив.
Отсюда видна и проблема формирования инновационного образовательного пространства.
2. Если допустить, что языком образования является способ организации образовательной деятельности, то язык образования выражается в образовательных действиях (поступках). Когда мы говорим о разных укладах жизни и способах восприятия мира, то речь идет о различных способах построения знания.
Определяясь в языке (способе) приобретения знания, мы определяемся и в целях, и в намерениях.
На практике, в отдельно взятой школе, параллельно могут существовать разные способы восприятия мира. Возникает вопрос подготовки универсальных аналитиков, экспертов или присутствие при оценке характера, успехов и недостатков в педагогической работе школы представителей очень разных направлений деятельности.
Поэтому чрезвычайно существенно формирование сообщества, где образование и повышение квалификации реализуется в сетевом взаимодействии на принципах кооперации и проектной деятельности.
А это, в свою очередь, предполагает разработку подходов к оценке качества образования через "социальные индикаторы", через соответствие потребностям и возможностям, складывающимся в разных социокультурных ситуациях.
3. И тогда основанием для возникновения и становления сетей могут быть только некие культурно-образовательные инициативы, на которые могут опираться образовательные программы для педагогов (и не только), трансляция наработанного на образовательные учреждения и общественные институции. Таким образом, может формироваться школа, строящая содержание образования от вопроса ученика. Тогда возникает возможность структурирования содержания образования по способам вхождения в культуру, а не по ее компонентам (набор предметов). То есть такая сеть представляет собой сообщество не школ как организаций, а школ как неких способов (образовательных культур). Лучше многообразие способов, нежели один. Ибо в определенном смысле мир понятий неизменен. Изменяется только способ их восприятия.
А первый шаг - это определение образовательных потребностей возможных участников образовательного процесса и определение видов деятельности, изменяющих и развивающих эти потребности. Так возникает ситуация, позволяющая претворять общественные образовательные потребности в образовательные тенденции (впрочем, и не только в образовательные). А из этого неизбежно вытекает следующий шаг - решение проблемы инновационного повышения квалификации.
4. К гражданскому обществу есть один путь - через общество не столько образованное, сколько образовательное. В таком обществе своеобразная "школа для учителя" должна быть не только в начале пути, но и на всем его протяжении.
Если вслед за М.М.Бахтиным определить культуру как самодетерминацию личности, то эту формулировку можно соотнести и с понятием образования. И тогда возникает и наполняется смыслом сочетание "образовательная культура" - как та культурная форма, в которой происходит самоопределение личности.
Только тогда обретает объективный характер и понятие сетевого - как той "диалогичной" гуманитарной среды, обогащающей возможности такого самоопределения.
И сеть тогда предпочтительней понимать как первый шаг после демифологизации досетевого мифа системы. Человек образовывается не потому, что получает что-то новое, а потому, что отказывается от чего-то старого, т.е. на время останавливает свой способ, чтобы понять новый. И тогда на сетевом (как становящемся новом) можно развивать и апробировать в работе новый миф. И тогда сеть можно воспринимать как в своем роде проектный шаг на пути к новому мифу. Т.е. сеть как мифодизайн. Сеть как рефлексия, как осмысление будущего через прошлое в настоящем.
5. Остается только вкратце описать то, что у нас в Якутии происходит.
Основанием для возникновения, становления и развития сети служит только культурно-образовательная инициатива и проявившаяся в ней некая общественная образовательная потребность. Пожалуй, первым сетевым опытом стало взимодействие Черкехской (Таттинский улус) и Ожулунской (Чурапчинский улус) школ.
Чтобы формировать какие-то тенденции и тем самым влиять на образовательную политику в регионе, необходимо формировать общественное мнение. Так начался проект по созданию Ассоциации инновационных образовательных учреждений "Эврика-Кэриэн-Уhуйуу", которая объединила большое количество сельских школ и детских садов.
Чтобы отрабатывать какие-то ассоциативные связи и искать новые, для нас стал очевидным шаг по созданию улусных сетей. Так появилась, например, сеть "Таатта-Ситим", координируемая общественной институцией. Или Центр образовательных технологий "МенгэШкола" (Мегино-Кангаласский улус).
Тезис "Школа начинается со школы для учителя" определил шаг с созданием Свободного образовательного центра "ОбрАз" ("Образование - взгляд из Азии"), который в определенном смысле можно называть образовательной сетью для создания новых образовательных сетей. Это Вилюйская региональная сеть "Сельская профильная школа" и Сетевой ресурсный образовательный центр "Чурапча". Повышение квалификации и вообще подготовку кадров для села предполагается в основном вести через ресурсные центры, позволяющие не только отдавать свои, но и пользоваться чужими, не претендуя на абсолютное обладание ими.
Для нормального перехода к общественному управлению образованием необходим выход за рамки системы образования. Так возник проект "Общественно-государственное самоуправление", предполагающий кроме всего прочего и участие в выборах в местное Государственное собрание и т.п.