Мы убеждены, что заочные школы - это не элитная форма для немногих, специально отобранных детей, а, в первую очередь, - апробированный способ массового дифференцированного обучения и образования школьников из провинции. И в не меньшей степени - реальный путь подъёма профессионального мастерства учителя сельской школы.
Аннотация: Мы убеждены, что заочные школы - это не элитная форма для немногих, специально отобранных детей, а, в первую очередь, - апробированный способ массового дифференцированного обучения и образования школьников из провинции. И в не меньшей степени - реальный путь подъёма профессионального мастерства учителя сельской школы.
Доклад 15.
Глаголева Е., Беркинблит М.
ШКОЛЬНИКИ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА НЕ ПРИНИМАЮТСЯ,
или Заочная школа при МГУ
Всероссийская заочная многопредметная школа (ВЗМШ) была создана при Московском университете в 1964 году. Её цель - дать возможность школьникам, живущим вдали от научных центров, углубленно заниматься разными предметами, развить способности и интерес детей к науке, помочь учителям, в особенности, сельских школ.
Заочная форма обучения, по сравнению с другими, отличается большей гибкостью: здесь не ставится цель работать только с одаренными детьми, не предполагается жесткая специализация и не предопределяется дальнейшая судьба детей, при заочном обучении они не отрываются от семьи. Помимо хороших знаний по предмету, ВЗМШ прививает школьнику умения самостоятельно работать с книгой, письменно излагать свои мысли, приучает к систематическому умственному труду.
Инициаторами создания заочной школы являлись академик И.М.Гельфанд, ректор МГУ, академик И.Г.Петровский и заместитель министра просвещения РСФСР М.П.Кашин.
Сначала школа была только математической, и название ВЗМШ означало - Всесоюзная заочная математическая школа. В 1974 году появилось биологическое отделение. А в сегодняшней заочной школе действуют также филологическое, физическое, химическое, экономическое и другие отделения. Если в первые годы в ВЗМШ училось 1000-1500 человек, то сейчас в ней учеников в десять раз больше. А всего заочную школу окончило несколько сотен тысяч школьников. В основном, жителей сел, небольших городков, рабочих поселков.
Эта школа изначально рассчитана на провинцию.
Дело в том, что в больших городах ученые и преподаватели ВУЗов могут непосредственно курировать школу, читать лекции, проводить разные занятия. В большом городе можно открыть спецшколу практически по любому направлению, подобрать опытных педагогов и способных в данной области учащихся.
Иначе обстоит дело в небольшом городе и особенно в селе.
В сельской школе часто имеется всего один старший класс, и в нем два ученика, допустим, интересуются физикой, а один - биологией. В такой ситуации невозможно обеспечить углубленные занятия по предметам в обычной форме. Но ведь школьники из сел, деревень, поселков, станиц, железнодорожных станций составляют около половины всех старшеклассников страны. И среди них есть много ребят интересующихся, трудоспособных, одаренных, которые не должны оставаться без внимания и помощи.
Среди проблем сельской школы проблема сильных детей не должна быть забыта. Пренебрежение ею ведёт к снижению конкурентоспособности сельских школьников при поступлении в институты, и как следствие - село теряет возможность иметь собственных врачей, учителей, агрономов, получивших подготовку в хороших вузах и вернувшихся в родные места. Мы считаем, что один из основных путей решения этой проблемы - организация заочных школ.
Заочная школа работает так.
Приём в ВЗМШ проходит по конкурсу. Материалы вступительных работ публикуются в различных изданиях (журналах «Квант», «Биология в школе» и др.) Можно их опубликовать и в газете «Сельская школа со всех сторон». Школьники Москвы и Санкт-Петербурга в ВЗМШ не принимаются. Проходной бал для учеников из сел и деревень устанавливается более низкий, чем для других категорий учащихся.
В школу на Математическое отделение принимаются учащиеся 8-го класса, и они учатся здесь четыре года. (Однако, если ученик захочет углубленно заниматься каким-то предметом в 9-ом и даже 10-ом классе, дорога для него не закрыта. Такие ребята занимаются по специальным программам). На Биологическое отделение принимаются школьники 9-го класса и 10-го классов и т.д.
Учащемуся, принятому в ВЗМШ, высылаются по почте пособия и задания к ним. Проработав пособие и выполнив задание, школьник посылает свою тетрадь в заочную школу, где она проверяется и возвращается ученику с замечаниями и оценкой.
В прошлые годы проверкой тетрадей занимались студенты на общественных началах. И сейчас студенты (особенно, бывшие ученики ВЗМШ) участвуют в проверке работ, но в основном это делают методисты ВЗМШ.
Долгое время занятия в ВЗМШ были практически бесплатными. В последние годы ситуация несколько изменилась. МГУ предоставляет ВЗМШ помещение, а Российская академия образования выплачивает сотрудникам школы зарплату. Однако подготовку и издание пособий, а также почтовые расходы школа берет на себя. В результате ученики ВЗМШ платят сегодня за обучение 300-500 рублей в семестр. Некоторые учащиеся имеют льготы.
Помимо отдельных учеников, в заочной школе занимаются группы учащихся - это, как правило, школьные кружки, работающие под руководством учителя (мы называем такую группу «коллективным учеником»). Оказывая этим учителям систематическую методическую помощь, ВЗМШ способствует повышению их квалификации. Сейчас в заочной школе работает свыше 300 школьных кружков.
За многие годы работы ВЗМШ был создан и тщательно проверен комплекс учебных пособий и система специальных заданий для самостоятельной работы учащихся. Многие пособия неоднократно издавались массовыми тиражами. Пособия по математике положили начало «Библиотечке физико-математической школы» (сегодня предполагается возобновить её издание).
Содержание обучения в заочной школе тесно связано с курсами общеобразовательной школы. Опыт работы ВЗМШ показывает возможность добиваться высокого уровня знаний не за счет расширения круга рассматриваемых вопросов, а путем более глубокого, всестороннего изучения основных понятий и идей школьного курса.
Поскольку при заочном обучении невозможно проработать всю школьную программу, для изучения в ВЗМШ отбираются узловые темы. Например, в математическом отделении таковыми являются: метод координат; функции и графики; уравнения и неравенства; многочлены; прямые и кривые; тригонометрия и др. А в биологическом отделении такие узловые темы: физиология растений; физиология животных; биологические молекулы; цитология; законы Менделя; гены и хромосомы; экология и некоторые другие.
Сегодня в одном только математическом отделении ВЗМШ действует 14 филиалов при разных университетах и пединститутах страны. Школьники могут поступать как в центральную заочную школу, так и в её филиалы, которые работают по материалам ВЗМШ. Некоторое преимущество филиалов состоит в том, что они расположены ближе к дому школьника и часть филиалов проводит со своими учениками очные встречи.
Формы работы заочной школы - разнообразны. Например, чтобы решить некоторые качественные задачи, учащиеся биологического отделения должны просмотреть несколько книг, найти в них нужную информацию, а затем, используя её, подготовить ответ. Так формируется один из важнейших навыков интеллектуальной деятельности - работа с литературой.
Наиболее успешно занимающимся школьникам математического и биологического отделений высылаются летние задания, которые ученики выполняют в период каникул. У математиков - это особенно трудные задачи, «cо звездочкой», у биологов - практические работы, темы которых разнообразны: скажем, изучение факторов, от которых зависит рост ряски; изучение поведения пауков; генетические опыты с дрозофилами.
Выпускникам ВЗМШ рассылались анкеты, в которых мы интересовались жизненными и профессиональными судьбами наших учеников. Около половины учащихся, например, биологического отделения поступают в разные российские университеты, ещё 30-40% - в медицинские институты. Часть ребят выбирают себе профессию, не связанную с биологией. Однако практически все, независимо от выбора профессионального пути, говорят, что главное чему они научились в заочной школе - умение самостоятельно думать.
Мы убеждены, что заочные школы - это не элитная форма для немногих, специально отобранных детей, а, в первую очередь, - апробированный способ массового дифференцированного обучения и образования школьников из провинции, реальный путь подъема профессионального мастерства учителя сельской школы, источник самообразования.