Конференции V1

Ковалева Т., Рыбалкина Н. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов

Конференция: Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга
Автор: Dima
Дата: 2007/11/11
Образовательное путешествие - идея не новая. В стародавние времена люди всегда старались отправить своих отпрысков в путешествия в дальние края, чтобы они ума-разума набрались.
Но главное – не куда, а как это путешествие организовано
Аннотация: Образовательное путешествие - идея не новая. В стародавние времена люди всегда старались отправить своих отпрысков в путешествия в дальние края, чтобы они ума-разума набрались.
Но главное – не куда, а как это путешествие организовано

Доклад 4.


Ковалева Татьяна, Рыбалкина Наталья


Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов


 

Сегодня многие педагоги - как теоретики, так и практики начинают всерьёз обсуждать возможности и реальные преимущества организации сетевого образования, имея ввиду принципиально иную его организацию, где нет уже ставшей привычной иерархизированной структуры отчетности и обязанностей учеников перед учителем, а есть лишь общая проблематика и взаимно пересекающиеся интересы учащихся (взрослых и детей), обмен информацией и опытом, которые и задают совершенно иное взаимодействие, не сеть как место для взаимодействия (Интернет), а сеть, которая плетется каждый раз заново, из живых человеческих связей, чтобы вместе поймать золотую рыбку Знания – каждому свою.

С этих позиции мы и представляем вам технологию образовательных путешествий как новый, и в то же время хорошо забытый старый, вид образования. Это не только возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами, но и формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, а не только по учебникам и с учителем.

 

Путешествие в поисках себя


История образовательных путешествий говорит нам о том, что раньше в такие путешествия отправлялись выпускники элитно-государственных или учащиеся частных образовательных заведений, то есть те, чей будущий профессионализм требовал целостного образования, связанного с личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Начиная с петровских времен, это были претенденты на службу государственного масштаба – научную или дипломатическую, военную или управленческую.

Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в "приёмной" семье. Мы, как авторы данной технологии образовательных путешествий, предлагаем возродить его внутренний смысл, как духовного странствия, путешествия в поисках себя.

 

Для культурного возраста старшей школы, с которой преимущественно работает технология образовательных путешествий, ведущей деятельностью является построение проектов будущей жизни, подразумевающее в том числе культурное самоопределение, как присоединение к той или иной культурной традиции.

В нашей трактовке путешествия за границу – это путешествия не только в пространстве – в другие страны, а во времени - к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура. Это - путешествия в историю народов, приобщение к исканиям наших прародителей, предшественников. Предмет нашего интереса – не сиюминутные приключения, а вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в памятниках культуры.

 

Школяр – не потребитель, но соавтор


Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой. Вообще, в отличие от обычной поездки в путешествие отправляется, как правило, тот, кто хочет найти ответ на какой-то очень важный для себя вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия – не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на Вопрос – индивидуально значимый для каждого школяра, отправляющегося в путешествие. Можно сказать, что такой вопрос рождается на пересечении индивидуальной жизни и истории рода человеческого.

 

Каждый школяр строитсвой собственныйиндивидуальный образовательный проект– как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие - командные - события он видит в этом образовательном путешествии.

В самом путешествии вооруженные новым знанием школяры вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи – делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений.

 

Не экскурсоводы, но тьюторы


Как же это возможно:

-       сочетать абсолютно разные вопросы на едином маршруте, не утеряв при этом возможности каждой индивидуальной встречи с Культурой;

-          подойти разными путями к исследованию одной и той же темы;

-          объединить разобщенных вопросами школяров в исследовательские команды;

-          сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;

-          сделать так, чтобы личные события сложились в культурно значимые?

 

Как раз всему этому и помогает сетевая организация, а для формирования умения взаимодействовать сетевым образом в технологию образовательных путешествий мы ввели особую педагогическую позицию – тьютора.

 

Каждый этап школярского действия в образовательном путешествии сопровождается тьютором. Вместе со школяром он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого школяра, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции.

Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c3/65