Конференция: Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга
Продуктивное учение - это новый путь достижения образова¬тельных целей, в соответствии со своими методами:
• выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;
• самоорганизацией своего образовательного процесса;
• участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретиче¬ском уровне опыта деятельности;
• анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной дея¬тельности.
Аннотация: Продуктивное учение - это новый путь достижения образова¬тельных целей, в соответствии со своими методами:
• выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;
• самоорганизацией своего образовательного процесса;
• участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретиче¬ском уровне опыта деятельности;
• анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной дея¬тельности.
Доклад 5.
Бём И., Шнейдер Й.
Перспективы проектов продуктивного учения в Берлине
Развитие продуктивного учения в школах Берлина: концепция и опыт. Берлинская сеть продуктивных школ и проектов (PLEBS) с 2000-2001гг. работает на основе рамочной Программы продуктивного учения в берлинских школах, IPLEсовместно с учителями экспериментальных школ и принятой на городском уровне. (В 1983 г. была учреждена «Школа-как-город Берлин», по аналогии с действующей в США «Школой-как-город Нью-Йорк». В 1990 г. в Берлине состоялась международная конференция «Учение через активное действие», заложившая основы IPLE. В 2000 г. берлинская сеть включала уже 12 школ-участниц, в настоящее время в Берлине действует 16 проектов). разработанной сотрудниками
Согласно Программе подростки вместе с сертификатами об образовании получают разносторонний практический и производственный опыт, у них формируются многие универсальные компетентности и опыт продуктивной деятельности, что необходимо в современной жизни (см. Приложение «Продуктивное учение в школах Берлина» в конце статьи).
Концепция продуктивного учения, принятая в PLEBS, основывается на общих целях среднего образования и целях развития потенциала каждого учащегося, его независимости и самоуважения. Школа ответственна за обеспечение развития каждого ученика, она должна принимать во внимание его таланты, способности, желание учиться, а также уровень психического, социального, эмоционального и интеллектуального развития. Особого внимания требуют учащиеся, обладающие специальными способностями, а также социально дезадаптированные и с особенностями развития (с ограниченными возможностями). Школа должна создать условия для индивидуального роста каждого из них, развить в каждом способности: принимать решения, взаимодействовать, сотрудничать с разными людьми и ответственно действовать в социальной, культурной, экономической и профессиональной среде.
Продуктивное учение - это новый путь достижения образовательных целей, в соответствии со своими методами:
• выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;
• самоорганизацией своего образовательного процесса;
• участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретическом уровне опыта деятельности;
• анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной деятельности.
Продуктивная деятельность при таком подходе становится и непосредственной задачей образования, и его итогом. Учёба, интегрированная в практическую деятельность, адекватна индивидуальным интересам учащихся. Каждый из них, находясь в реальной жизненной ситуации и конкретном трудовом процессе, осмысливает предметные знания через собственный опыт. Связь между учебой и практической деятельностью - жизненно необходимая предпосылка и основа мотивации, норма обеспечения образовательного процесса и развития ключевых компетенций.
Одна из них - научиться учиться. Учащиеся практически развивают способности добывать, использовать информацию в целях обеспечения деятельности и теоретически осмысливать эти процессы. На это направлена помощь учителей, наставников на местах работы и группы сверстников-участников проекта.
Методология продуктивного учения обеспечивается следующими факторами:
• индивидуальное самостоятельное и мотивированное учение на основе индивидуального плана;
• индивидуальное консультирование учащегося (или в составе малой группы), поддержка (guidance) - в среднем 2-2,3 часа в неделю педагогического общения с каждым учащимся; как минимум два педагога работают с группой полный день;
• учение в социальной ситуации реальной жизни (каждый триместр - новая практика на новом рабочем месте при поддержке мастера-наставника);
• учебные мастерские (workshops), помогающие выстраивать учёбу в ходе практики на реальных рабочих местах и обеспечивающие подготовку завершающих образовательных отчётов за каждый триместр;
• групповая работа (еженедельное совместное осмысление практики и учебы, взаимная поддержка и психологическая взаимопомощь участников проекта);
• интернациональные формы учёбы и кооперации на основе контактов и молодежного обмена между продуктивными школами и проектами в Международной сети (INEPS), подготовка к жизнедеятельности в интернациональной среде;
• социальная работа, помощь в решении персональных проблем учащихся, если подростками заявлена такая потребность;
• взаимодействие и работа с родителями, привлечение родителей в качестве наставников на местах работы учащихся.
В разработанных Институтом разнообразных методических материалах выделены три главные образовательные цели продуктивного учения и три фактора образования:
ЦЕЛИ:
Содержательное исследование мест практики продуктивного учения.
Продуктивная деятельность на местах практики.
Осмысление (рефлексия) продуктивной деятельности.
ФАКТОРЫ (в соответствии каждой цели):
Самостоятельная учеба ученика согласно индивидуальному плану.
Практические ситуации реальной жизни.
Социальные и культурные традиции.
Учебный план (30 часов в неделю) строится в расчете на достижение целей и складывается из следующих модулей:
—«Учение на месте практике»: 17 часов,
—«Работа в коммуникативной группе» (рефлексия): 5 часов,
—«Немецкий язык в продуктивном учении»: два часа и более,
—«Английский язык в продуктивном учении»: два часа,
—«Математика в продуктивном учении»: два часа,
—«Природа и технология», «Общество и экономика»: по четыре часа и более.
Каждое из направлений учебного плана имеет следующие блоки, раскрывающие способы обеспечения продуктивного обучения:
• общие и частные цели образования,
• конкретные учебные темы,
• соответствующие методы и способы,
• критерии оценивания
• стандарты для трех уровней сертификатов, получаемых в зависимости от достижений учащихся.
Однако, если традиционная школа строит свои стандарты на основе знания предметного содержания, то продуктивное учение определяет их в терминах деятельностных компетенций, а также техдействий, которые необходимы в реальных жизненных ситуациях, т.е. в терминах продуктивной деятельности.
Построение учащимися связей между практическими проблемамии учебными областями. Предметно-дисциплинарная ориентация традиционного обучения, как правило, не дает учащемуся понимания того, для чего нужны те или иные знания и как можно их применить в тех или иных обстоятельствах.
Отличительное качество продуктивного учения - определение роли знания и его конкретное применение, решение практических задач, возникающих на рабочем месте - что можно показать на примере математики.
Решение практических задач рассматривается как образовательная парадигма, суть которой состоит в том, что учащийся действует не в теоретическом поле и не на основе заданного учителем алгоритма, а на основе собственного анализа производственной ситуации, собственного определения проблемы, поиска средств, интерпретации результатов и овладения математическим инструментарием. Учащийся сам определяет формы вычислений, практически нужных в данной образовательно-производственной ситуации, строит графики и диаграммы на основе найденного знания из алгебры, геометрии, статистики и др. Каждое такое решение становится для учащегося мотивированным и осмысленным.
Это делает принципиально важной работу учителя и учащегося над составлением и обеспечением индивидуального учебного плана. Определяя рамки продуктивного учения, педагоги и учащиеся следят за тем, чтобы планы одновременно соответствовали стандартам образования и целям продуктивного учения (его образовательным целям и образовательным ситуациям). Это позволяет объективно оценивать результаты образовательной и практической деятельности учащихся, однако главным образом оценивание основывается на самооценке учащихся.
Обеспечение продуктивного учения, деятельности и их рефлексии. В рамочной Программе продуктивного учения в берлинских школах значительное место отводится определению и обеспечению самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. При этом подчеркивается, что продуктивной является та учеба и деятельность, которые осуществляются самостоятельно и отвечают его интересам, и при которых приниматься самостоятельные решения. Учащийся должен проанализировать условия деятельности, подготовиться к действию, осуществить его, оценить результаты и сделать заключение о результатах. Рефлексия также содержит определенные этапы: учащийся соотносит свои практические действия с конкретным человеком, обществом, культурой и специальными целями. Определяемые концепцией двенадцать образовательных целей фиксируются в каждом индивидуальном плане.
Продуктивное учение в берлинских школах, участвующих в проектах, начинается после окончания учащимися восьмого класса. Проекты открыты для всех, кто хочет учиться дальше на основе деятельностного, опытного подхода, а также для тех, что хочет быть более самостоятельным, или тех, кто вошел в конфликт со школой, или успешен менее других. Учащиеся, желающие присоединиться к продуктивному проекту, заявляют об этом в своих школах и педагоги совместно с ними рассматривают вопрос о возможности продуктивного учения для данного ученика. После шести недель подготовительного периода директор решает вопрос окончательно. В итоге заявители могут вернуться в старую школу или остаться в новой.
Педагоги продуктивного обучения имеет дополнительную, подтвержденную сертификатом, квалификацию, полученную в итоге двухгодичного дополнительного образования без отрыва от своей работы (специальные обучающие семинары организуются IPLE).
Развитие новых педагогических компетенций требует периодических тренингов. В продуктивной школе или проекте педагоги не работают как традиционные учителя-предметники. Взаимодействие педагогов и учащихся направлено на развитие их интересов и продуктивных компетенций. Предпосылкой служит добровольное участие в проекте.
Педагоги значительно расширяют свою роль - они становятся наставниками и советниками (educational advisers and learning guides), обеспечивая реализацию концепции, методологии и программу продуктивного учения. Они поддерживают учащихся и создают продуктивные ситуации их саморазвития в школе и местах практики.
Продуктивное учение оценивается в баллах - всего до 30-ти в неделю (хорошо - один балл, удовлетворительно - полбалла, не выполнено - ноль):
• учение на практике - до 17-ти балов:
— практическая деятельность - до 4-х,
— обеспечение связи практики и продуктивного учения - до 4-х,
— независимая продуктивная задача - до 4-х,
— отчетная документация об учебе на практике - до 5-ти;
• участие в коммуникативной группе - до 5-ти,
• различные области учения в школе - до 8-ми.
Важное условие оценивания - развернутый содержательный образовательный отчет учащегося по каждому месту практики. Отчет и количество баллов в триместр (45-90 баллов) в 6-9 модулях дает право на определенный уровень сертификата.
Программа учебы и повышения квалификации педагогов содержит несколько компонентов:
• вовлечение учителей в продуктивные проекты и дальнейшее развитие проектов,
• подготовка Институтом методических материалов,
• организация заочного курса на основе методических материалов и текстов, которые готовятся учителями на основе их анализа педагогических прецедентов и новых задач,
• организация для учителей по их заявке проектного семинара (160 часов), включая четыре 20-часовых семинара в Берлине - Институт выдает сертификат об участии в программе после 18 месяцев работы в проекте, письменного анализа по меньшей мере половины указанных в Методических письмах задач продуктивного учения, а также по итогам участия в международных мероприятиях,
• организация двух ежегодных международных мероприятий (Конгресса INEPS и семинара IPLE).
IPLE оказывает учителям академическую помощь и поддержку в целях развития проекта на основе кооперации.
Развитие сети продуктивных школ и проектов в Германии. После девятилетнего развития в Берлине сети продуктивных школ была принята рамочная Концепция продуктивного учения в берлинских школах, которую официально поддержал министр образования. С 2006-2007 гг. деятельность Института получила финансовую поддержку из бюджета Берлина.
Развитие продуктивных проектов официально поддерживается и в федеральных землях. Так, в одной из школ Лейпцига организована группа продуктивного учения. В Саксонии-Анхальт, вслед за «первым поколением» из семи школ, начали реализовываться продуктивные проекты ещё в четырнадцати школах. Шесть продуктивных проектов стартует в средних школах в земле Мекленбург-Ворпоммерн. В Тюрингии шесть школ включились в продуктивное учение. Несомненно, это - достижение в развитии продуктивного учения в Германии.
Наши национальные задачи мы видим в укреплении позиций продуктивных школ и проектов, в разработке более подробных программ и методических материалов. Будет расширена команда, ведущая научные исследования. Мы будем развивать сеть продуктивных школ и проектов с тем, чтобы обеспечить новое направление образования, соответствующее современным интересам и потребностям молодежи.
Программа деятельности Международной сети продуктивных школ и проектов (INEPS) предполагает организацию деятельности по нескольким направлениям:
• ежегодные конгрессы,
• молодежные конгрессы,
• консультирование и тренинги учителей,
• развитие поддержки общих модулей и методов работы,
• программы обмена педагогов и учащихся,
• исследовательские проекты и издание книг, журналов и методических материалов,
• новые проекты продуктивного учения,
• обеспечение и поддержка веб-сайта.
Сегодня INEPS- международная ассоциация, объединившая 64 коллективных проекта и индивидуальных членов в 19-ти странах.
Все участники движения постоянно обмениваются опытом, программами, разработками. Несмотря на разнообразие культурных особенностей, они поддерживают идею самостоятельного учения через деятельность и опыт. Продуктивные проекты и школы вносят свой вклад в преодоление европейских границ, не подавляя при этом культурную идентичность.
В 2007 г. изданы материалы 18-го Конгресса (Вернигедоре, Германия), организованы 19-й Конгресс (Печ, Венгрия), молодежные конгрессы в Суомеплине и Таллине, встреча членов INEPS скандинавских стран.
Роль ежегодных Конгрессов и семинаров INEPS. Каждый Конгресс и семинар показывают, как можно использовать методику продуктивного учения в различных учебных ситуациях и на разных уровнях образования. Каждый Конгресс и семинар помогает включить в наше движение новых педагогов.
В 2005 г. в Москве состоялся 17-й Конгресс «Продуктивное учение и демократизация школы», который объединил российских педагогов, заинтересованных в осуществление идей продуктивной школы в практике образования. Такой же процесс Институт начинает и в странах Балтии. Первый Балтийский семинар был проведен в Риге, второй - в Берлине. Балтийские коллеги теперь включены в европейские программы.
В мае 2006г. в Вернигероде (Германия) состоялся очередной, 18-й Конгресс международной сети продуктивных школ и проектов (ШЕР5). Как обычно он был посвящен одной из проблем, актуальной для принимающей страны. На этот раз сессии, семинары, мастерские были посвящены поискам ответов на вопрос «Продуктивное учение: образовательный подход для всех?». На этот актуальный вопрос отвечали не только учителя и учащиеся школы, на базе которой проводился конгресс, но все его участники из разных стран.
Где бы проекты продуктивного учения ни начинались, они были ориентированы на тех учащихся, которые, как казалось, потеряны для официальной системы среднего образования. В большинстве случаев школы и администрация присоединялись к продуктивным проектам и начинали использовать методы продуктивного учения только потому, что они не видели другого способа вернуть «потерянных учащихся» в образование.
Но продуктивное учение - нечто гораздо большее, чем последний шанс для «неуспевающих». Это - альтернативный путь для образования в условиях изменяющегося мира, где:
- объём знания стал «переизбыточным»;
- информационные сети и компьютеры заменяют преподавание;
- для работы требуются новые компетенции и способности;
- однонаправленная коммуникация отвергается и т.д.
Учащиеся стремятся участвовать в принятии решений относительно того, что и как они учат. Учителя становятся всё больше и больше их помощниками в преодолении противоречий между традиционным обучением, потребностями учащихся и требованиями общества.
Вот почему продуктивное учение - как и другие современные способы учёбы и обучения - может использоваться всеми учащимися, кто хочет учиться на основе иных методов, чем те, что существуют в классно-урочной системе. Продуктивное учение может использоваться на всех образовательных уровнях - начиная от детского сада до университета. Этот вывод сделан на основе опыта, доказавшего свою эффективность. На 18-м Конгрессе мы рассмотрели аргументы все «за» использование методики продуктивного учения на различных этапах образования.
В рамках конгрессов, как обычно, действуют семинары и тренинги-мастерские. Расскажем о некоторых семинарах 18-го Конгресса.
Семинар «Как создавать продуктивные проекты?» специально организован для тех, кто заинтересован в использовании нашей методики и инициирует проект в своем регионе. Сначала участники разделились на творческие группы с тем, чтобы определить ситуацию и потребности всех участников. Совместно были сформулированы вопросы: в каких условиях вы будете начинать и развивать проект? Что и как вы хотите изменить? Что уже сделано и насколько успешно? Какими могут (должны) быть следующие шаги? Какие препятствия вы ожидаете? Обсуждавшиеся вопросы затем систематизируются.
На семинаре обсуждался опыт педагогов Германии, Болгарии, Чехии, Швеции по развитию продуктивного учения в школах и вне школ. Участники пришли к выводу, что при организации проекта надо определить условия его внедрения, содержание программы и учебный план, средства преодоления административных преград и объективных/субъективных трудностей, кадровое и финансовое Обеспечение.
Семинар «Возможности развития продуктивного учения». Участники отметили, что во многих европейских странах растет потребность в продуктивном учении. Общественность и администрация школ понимает его действенность в решении проблем молодежи групп риска и тех, кто бросает школу (кого школа «выталкивает»). В Германии в настоящее время уже активно развивается более 50 проектов, и этот процесс будет продолжаться. Участвуя в реформах Hauptschule в Берлине, IPLE, как носитель know-how, может предложить соответствующий способ решения проблем молодежи групп риска: развития учебной деятельности на основе практики и профессиональной ориентации. Но возможности методики продуктивного учения значительно шире: они позволяет вовлечь в инновационные образовательные процессы гораздо больше учащихся, создать более приемлемые условия общественного и экономического развития и сделать реформу действенной. Однако есть опасность того, что проекты продуктивного учения будут направлены только на тех, кто бросил учёбу. На семинаре обсуждались вопросы: как можно достичь цели продуктивного учения в условиях традиционной экзаменационной/тестовой системы; как получить необходимое качество образования и сохранить дух продуктивного учения; какова роль INEPS в распространении и развитии методики продуктивного учения.
Семинар «Продуктивное учение как приключение» представил своим участникам продуктивное учение как реальное пространство, в котором каждый может увидеть и понять, что значит быть на практике автором собственного образовательного маршрута. Пространство семинара - это выставка достижений наиболее успешных учащихся. За основу были взяты три составляющих продуктивного учения: личность - культура - жизнедеятельность. Инсталляция раскрывала разнообразие форм деятельности участников проектов и их изменения в изменяющейся практике, показывая историю человека и человека в истории.
Экспозиция выставки включала:
— биографические тексты об учащихся,
— высказывания их учителей и родителей,
— заметки о прежних школах и об учёбе в традиционных условиях,
— фоторепортажи о новых условиях учебы и местах работы,
— краткую информацию об истории, содержании, обеспечении продуктивного проекта в целом,
— индивидуальные образовательные продукты,
— документацию об успехах учащегося в продуктивном проекте самооценки и рефлексию,
— заключения и содержательные оценки педагогов, наставников, родителей (в том числе анализ конфликтов, решения проблем выбора, динамику самоуважения и др.).
Семинар «Изобретаем школу». Участники рассматривали возможность проектирования школы в малом городе (где население составляет 10 тыс. чел., из которых примерно 7% - иммигранты из разных стран Европы).
«Педагогическая архитектура» строилась на трех основаниях:
1. Основы учебного плана и программ (ценности, миссия, предвидение, цели);
2. Инфраструктура (состав учащихся и педагогов, организация, база, среда);
3. Педагогические средства и методы (организация учебного года, организация групп, учебные стили, поддержка особых потребностей, предметы и учебная среда, кооперация в школьном сообществе, кооперация с родителями и семьей, кооперация с другими образовательными учреждениями).
Обсуждение подобных возможностей помогло участникам глубже понять потребности инновационной деятельности в их собственных школах и задачи продуктивных проектов.
Успехи международных проектов. Получил дальнейшее развитие известный проект Школы им. Ивана Вазова в Бургасе (Болгария): Петко Иванов и Руссин Бориславов организовали семинар по продуктивному учению, на котором Институт (IPLE) представил доклад о философии продуктивного учения и опыте международного развития сети. Семинар способствовал появлению в Бургасе новых проектов. Принято также официальное решение о поддержке деятельности сети продуктивных школ в городе. Вице-мэр Бургаса Марисия Любчева избрана в национальный парламент Болгарии и, как она заявила, будет стараться осуществить в стране Программу продуктивного учения, которая уже разрабатывается.
Проект EUROPLE («Socrates»). В августе 2006 г. девять организаций начали осуществлять совместный проект EUROPLE. Он был инициирован нашим финским коллегой из ОРЕКО Джусси Кахара. Цель проекта - осуществлять курсы повышения квалификации для педагогов продуктивных школ и проектов, а также расширить работу по продуктивному учению в сфере общего, профессионального и дополнительного образования. В семинаре EUROPLE, помимо наших постоянных членов, участвовали и новые коллеги из Румынии, Мальты, Италии, Греции.
19-й Конгресс в Пече (Венгрия, апрель, 2007). Не случайна тема Конгресса: «Включенное образование и продуктивное учение». Для современного социума характерны социокультурные, экономические и образовательные формы исключения молодежи из активной жизни. Это начинается в школе, где преподается одна и та же программа и дается одна сумма знания для разных учащихся, хотя общеизвестно, что все имеют разные способности, интересы и потребности и что программа осваивается не всеми, что часто ведёт к селекции и вытеснению из школы разных групп учащихся. В противовес традиционному обучению продуктивное учение адресовано действительно всем и каждом, поскольку основано наличном опыте и интересе каждого учащегося, включает изучение школьных предметов в его реальную активную деятельность, несмотря на различия в образовательном уровне, культурных традициях, социальном статусе групп и на индивидуальные особенности.
Благодаря расширению движения продуктивных школ становится все больше педагогов, учащихся, родителей, администраторов, политиков, понимающих, что продуктивное учение в сравнении с традиционным обучением может рассматриваться как направление образования и образовательная программа, более эффективные и сообразные потребностям молодых людей в самоопределении и самореализации в реальной деятельности.
Перевод с англ. Н.Крыловой