Конференции V1

Бём И., Шнейдер Й. Перспективы проектов продуктивного учения в Берлине

Конференция: Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга
Автор: Dima
Дата: 2007/11/14
Продуктивное учение - это новый путь достижения образова¬тельных целей, в соответствии со своими методами:
• выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;
• самоорганизацией своего образовательного процесса;
• участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретиче¬ском уровне опыта деятельности;
• анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной дея¬тельности.
Аннотация: Продуктивное учение - это новый путь достижения образова¬тельных целей, в соответствии со своими методами:
• выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;
• самоорганизацией своего образовательного процесса;
• участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретиче¬ском уровне опыта деятельности;
• анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной дея¬тельности.

Доклад 5.


Бём И., Шнейдер Й.


Перспективы проектов продуктивного учения в Берлине


 

 

Развитие продуктивного учения в школах Берлина: концепция и опыт. Берлинская сеть продуктивных школ и проектов (PLEBS) с 2000-2001гг. работает на основе рамочной Программы продуктивно­го учения в берлинских школах, IPLEсовместно с учителями экспериментальных школ и принятой на го­родском уровне. (В 1983 г. была учреждена «Школа-как-город Берлин», по аналогии с действующей в США «Школой-как-город Нью-Йорк». В 1990 г. в Берлине состоялась международная конференция «Учение через активное действие», заложившая основы IPLE. В 2000 г. берлинская сеть включала уже 12 школ-участниц, в настоящее время в Берлине действует 16 проектов). разработанной сотрудниками

 

Согласно Программе подростки вместе с сертифи­катами об образовании получают разносторонний практический и производственный опыт, у них формируются многие универсаль­ные компетентности и опыт продуктивной деятельности, что необ­ходимо в современной жизни (см. Приложение «Продуктивное уче­ние в школах Берлина» в конце статьи).

Концепция продуктивного учения, принятая в PLEBS, основы­вается на общих целях среднего образования и целях развития потен­циала каждого учащегося, его независимости и самоуважения. Шко­ла ответственна за обеспечение развития каждого ученика, она долж­на принимать во внимание его таланты, способности, желание учить­ся, а также уровень психического, социального, эмоционального и интеллектуального развития. Особого внимания требуют учащиеся, обладающие специальными способностями, а также со­циально дезадаптированные и с особенностями развития (с ограни­ченными возможностями). Школа должна создать условия для инди­видуального роста каждого из них, развить в каждом способности: принимать решения, взаимодействовать, сотрудничать с разными людьми и ответственно действовать в социальной, культурной, эко­номической и профессиональной среде.

 

Продуктивное учение - это новый путь достижения образова­тельных целей, в соответствии со своими методами:

    выбором продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации;

    самоорганизацией своего образовательного процесса;

    участием в групповой рефлексии и осмыслении на теоретиче­ском уровне опыта деятельности;

    анализом опыта и подготовки нового поля продуктивной дея­тельности.

 

Продуктивная деятельность при таком подходе становится и непосредственной задачей образования, и его итогом. Учёба, инте­грированная в практическую деятельность, адекватна индивидуаль­ным интересам учащихся. Каждый из них, находясь в реальной жиз­ненной ситуации и конкретном трудовом процессе, осмысливает предметные знания через собственный опыт. Связь между учебой и практической деятельностью - жизненно необходимая предпо­сылка и основа мотивации, норма обеспечения образовательного процесса и развития ключевых компетенций.

 

Одна из них - научиться учиться. Учащиеся практически раз­вивают способности добывать, использовать информацию в целях обеспечения деятельности и теоретически осмысливать эти процес­сы. На это направлена помощь учителей, наставников на местах ра­боты и группы сверстников-участников проекта.

 

Методология продуктивного учения обеспечивается следующи­ми факторами:

    индивидуальное самостоятельное и мотивированное учение на основе индивидуального плана;

    индивидуальное консультирование учащегося (или в составе малой группы), поддержка (guidance) - в среднем 2-2,3 часа в неде­лю педагогического общения с каждым учащимся; как минимум два педагога работают с группой полный день;

   учение в социальной ситуации реальной жизни (каждый три­местр - новая практика на новом рабочем месте при поддержке ма­стера-наставника);

   учебные мастерские (workshops), помогающие выстраивать учёбу в ходе практики на реальных рабочих местах и обеспечиваю­щие подготовку завершающих образовательных отчётов за каждый триместр;

   групповая работа (еженедельное совместное осмысление практики и учебы, взаимная поддержка и психологическая взаимо­помощь участников проекта);

   интернациональные формы учёбы и кооперации на основе контактов и молодежного обмена между продуктивными школами и проектами в Международной сети (INEPS), подготовка к жизнедеятельности в интернациональной среде;

   социальная работа, помощь в решении персональных про­блем учащихся, если подростками заявлена такая потребность;

   взаимодействие и работа с родителями, привлечение родите­лей в качестве наставников на местах работы учащихся.

В разработанных Институтом разнообразных методических ма­териалах выделены три главные образовательные цели продуктивно­го учения и три фактора образования:

 

ЦЕЛИ:

Содержательное исследование мест практики продуктивного учения.

Продуктивная деятельность на местах практики.

Осмысление (рефлексия) продуктивной деятельности.

 

ФАКТОРЫ (в соответствии каждой цели):

Самостоятельная учеба ученика согласно индивидуальному плану.

Практические ситуации реальной жизни.

Социальные и культурные традиции.

 

Учебный план (30 часов в неделю) строится в расчете на дости­жение целей и складывается из следующих модулей:

«Учение на месте практике»: 17 часов,

«Работа в коммуникативной группе» (рефлексия): 5 часов,

«Немецкий язык в продуктивном учении»: два часа и более,

«Английский язык в продуктивном учении»: два часа,

 

«Математика в продуктивном учении»: два часа,

«Природа и технология», «Общество и экономика»: по четы­ре часа и более.

 

Каждое из направлений учебного плана имеет следующие бло­ки, раскрывающие способы обеспечения продуктивного обучения:

   общие и частные цели образования,

   конкретные учебные темы,

   соответствующие методы и способы,

   критерии оценивания

   стандарты для трех уровней сертификатов, получаемых в за­висимости от достижений учащихся.

 

Однако, если традиционная школа строит свои стандарты на основе знания предметного содержания, то продуктивное учение оп­ределяет их в терминах деятельностных компетенций, а также техдействий, которые необходимы в реальных жизненных ситуациях, т.е. в терминах продуктивной деятельности.

 

Построение учащимися связей между практическими проблемамии учебными областями. Предметно-дисциплинарная ориентация тра­диционного обучения, как правило, не дает учащемуся понимания того, для чего нужны те или иные знания и как можно их применить в тех или иных обстоятельствах.

Отличительное качество продуктивного учения - определение роли знания и его конкретное применение, решение практических задач, возникающих на рабочем месте - что можно показать на при­мере математики.

 

Решение практических задач рассматривается как образова­тельная парадигма, суть которой состоит в том, что учащийся дейст­вует не в теоретическом поле и не на основе заданного учителем ал­горитма, а на основе собственного анализа производственной ситуа­ции, собственного определения проблемы, поиска средств, интер­претации результатов и овладения математическим инструментари­ем. Учащийся сам определяет формы вычислений, практически нуж­ных в данной образовательно-производственной ситуации, строит графики и диаграммы на основе найденного знания из алгебры, гео­метрии, статистики и др. Каждое такое решение становится для уча­щегося мотивированным и осмысленным.

Это делает принципиально важной работу учителя и учащегося над составлением и обеспечением индивидуального учебного плана. Определяя рамки продуктивного учения, педагоги и учащиеся следят за тем, чтобы планы одновременно соответствовали стандартам об­разования и целям продуктивного учения (его образовательным це­лям и образовательным ситуациям). Это позволяет объективно оце­нивать результаты образовательной и практической деятельности учащихся, однако главным образом оценивание основывается на са­мооценке учащихся.

 

Обеспечение продуктивного учения, деятельности и их рефлексии. В рамочной Программе продуктивного учения в берлинских школах зна­чительное место отводится определению и обеспечению самостоя­тельной продуктивной деятельности учащихся. При этом подчерки­вается, что продуктивной является та учеба и деятельность, которые осуществляются самостоятельно и отвечают его интересам, и при ко­торых приниматься самостоятельные решения. Учащийся должен проанализировать условия деятельности, подготовиться к действию, осуществить его, оценить результаты и сделать заключение о резуль­татах. Рефлексия также содержит определенные этапы: учащийся со­относит свои практические действия с конкретным человеком, об­ществом, культурой и специальными целями. Определяемые кон­цепцией двенадцать образовательных целей фиксируются в каждом индивидуальном плане.

Продуктивное учение в берлинских школах, участвующих в проектах, начинается после окончания учащимися восьмого клас­са. Проекты открыты для всех, кто хочет учиться дальше на основе деятельностного, опытного подхода, а также для тех, что хочет быть более самостоятельным, или тех, кто вошел в конфликт со школой, или успешен менее других. Учащиеся, желающие присоединиться к продуктивному проекту, заявляют об этом в своих школах и педаго­ги совместно с ними рассматривают вопрос о возможности продук­тивного учения для данного ученика. После шести недель подгото­вительного периода директор решает вопрос окончательно. В итоге заявители могут вернуться в старую школу или остаться в новой.

 

Педагоги продуктивного обучения имеет дополнительную, под­твержденную сертификатом, квалификацию, полученную в итоге двухгодичного дополнительного образования без отрыва от своей ра­боты (специальные обучающие семинары организуются IPLE).

Развитие новых педагогических компетенций требует периоди­ческих тренингов. В продуктивной школе или проекте педагоги не работают как традиционные учителя-предметники. Взаимодействие педагогов и учащихся направлено на развитие их интересов и продуктивных компетенций. Предпосылкой служит добровольное учас­тие в проекте.

 

Педагоги значительно расширяют свою роль - они становятся наставниками и советниками (educational advisers and learning guides), обеспечивая реализацию концепции, методологии и программу про­дуктивного учения. Они поддерживают учащихся и создают продук­тивные ситуации их саморазвития в школе и местах практики.

 

Продуктивное учение оценивается в баллах - всего до 30-ти в неделю (хорошо - один балл, удовлетворительно - полбалла, не выполнено - ноль):

 

учение на практике - до 17-ти балов:

 практическая деятельность - до 4-х,

 обеспечение связи практики и продуктивного учения - до 4-х,

 независимая продуктивная задача - до 4-х,

 отчетная документация об учебе на практике - до 5-ти;

 

   участие в коммуникативной группе - до 5-ти,

   различные области учения в школе - до 8-ми.

 

Важное условие оценивания - развернутый содержательный образовательный отчет учащегося по каждому месту практики. Отчет и количество баллов в триместр (45-90 баллов) в 6-9 модулях дает право на определенный уровень сертификата.

 

Программа учебы и повышения квалификации педагогов содер­жит несколько компонентов:

   вовлечение учителей в продуктивные проекты и дальнейшее развитие проектов,

   подготовка Институтом методических материалов,

   организация заочного курса на основе методических материа­лов и текстов, которые готовятся учителями на основе их анализа пе­дагогических прецедентов и новых задач,

   организация для учителей по их заявке проектного семинара (160 часов), включая четыре 20-часовых семинара в Берлине - Ин­ститут выдает сертификат об участии в программе после 18 месяцев работы в проекте, письменного анализа по меньшей мере половины указанных в Методических письмах задач продуктивного учения, а также по итогам участия в международных мероприятиях,

• организация двух ежегодных международных мероприятий (Конгресса INEPS и семинара IPLE).

 

IPLE оказывает учителям академическую помощь и поддержку в целях развития проекта на основе кооперации.

 

Развитие сети продуктивных школ и проектов в Германии. После девятилетнего развития в Берлине сети продуктивных школ была принята рамочная Концепция продуктивного учения в берлинских шко­лах, которую официально поддержал министр образования. С 2006-2007 гг. деятельность Института получила финансовую поддержку из бюджета Берлина.

Развитие продуктивных проектов официально поддерживается и в федеральных землях. Так, в одной из школ Лейпцига организова­на группа продуктивного учения. В Саксонии-Анхальт, вслед за «первым поколением» из семи школ, начали реализовываться про­дуктивные проекты ещё в четырнадцати школах. Шесть продуктив­ных проектов стартует в средних школах в земле Мекленбург-Ворпоммерн. В Тюрингии шесть школ включились в продуктивное уче­ние. Несомненно, это - достижение в развитии продуктивного уче­ния в Германии.

Наши национальные задачи мы видим в укреплении позиций продуктивных школ и проектов, в разработке более подробных про­грамм и методических материалов. Будет расширена команда, ведущая научные исследования. Мы будем развивать сеть продуктивных школ и проектов с тем, чтобы обеспечить новое направление образования, соответствующее современным интересам и потребностям молодежи.

 

Программа деятельности Международной сети продуктивных школ и проектов (INEPS) предполагает организацию деятельности по нескольким направлениям:

   ежегодные конгрессы,

   молодежные конгрессы,

   консультирование и тренинги учителей,

   развитие поддержки общих модулей и методов работы,

   программы обмена педагогов и учащихся,

   исследовательские проекты и издание книг, журналов и методических материалов,

   новые проекты продуктивного учения,

   обеспечение и поддержка веб-сайта.

 

Сегодня INEPS- международная ассоциация, объединившая 64 коллективных проекта и индивидуальных членов в 19-ти странах.

Все участники движения постоянно обмениваются опытом, про­граммами, разработками. Несмотря на разнообразие культурных особенностей, они поддерживают идею самостоятельного учения че­рез деятельность и опыт. Продуктивные проекты и школы вносят свой вклад в преодоление европейских границ, не подавляя при этом культурную идентичность.

В 2007 г. изданы материалы 18-го Конгресса (Вернигедоре, Гер­мания), организованы 19-й Конгресс (Печ, Венгрия), молодежные конгрессы в Суомеплине и Таллине, встреча членов INEPS скандинавских стран.

 

Роль ежегодных Конгрессов и семинаров INEPS. Каждый Кон­гресс и семинар показывают, как можно использовать методику про­дуктивного учения в различных учебных ситуациях и на разных уров­нях образования. Каждый Конгресс и семинар помогает включить в наше движение новых педагогов.

В 2005 г. в Москве состоялся 17-й Конгресс «Продуктивное уче­ние и демократизация школы», который объединил российских пе­дагогов, заинтересованных в осуществление идей продуктивной школы в практике образования. Такой же процесс Институт начина­ет и в странах Балтии. Первый Балтийский семинар был проведен в Риге, второй - в Берлине. Балтийские коллеги теперь включены в европейские программы.

В мае 2006г. в Вернигероде (Германия) состоялся очередной, 18-й Конгресс международной сети продуктивных школ и проек­тов (ШЕР5). Как обычно он был посвящен одной из проблем, ак­туальной для принимающей страны. На этот раз сессии, семина­ры, мастерские были посвящены поискам ответов на вопрос «Про­дуктивное учение: образовательный подход для всех?». На этот акту­альный вопрос отвечали не только учителя и учащиеся школы, на базе которой проводился конгресс, но все его участники из раз­ных стран.

Где бы проекты продуктивного учения ни начинались, они были ориентированы на тех учащихся, которые, как казалось, по­теряны для официальной системы среднего образования. В боль­шинстве случаев школы и администрация присоединялись к про­дуктивным проектам и начинали использовать методы продук­тивного учения только потому, что они не видели другого способа вернуть «потерянных учащихся» в обра­зование.

 

Но продуктивное учение - нечто гораздо большее, чем послед­ний шанс для «неуспевающих». Это - альтернативный путь для обра­зования в условиях изменяющегося мира, где:

- объём знания стал «переизбыточным»;

- информационные сети и компьютеры заменяют преподава­ние;

- для работы требуются новые компетенции и способности;

- однонаправленная коммуникация отвергается и т.д.

 

Учащиеся стремятся участвовать в принятии решений относи­тельно того, что и как они учат. Учителя становятся всё больше и больше их помощниками в преодолении противоречий между тра­диционным обучением, потребностями учащихся и требованиями общества.

Вот почему продуктивное учение - как и другие современные способы учёбы и обучения - может использоваться всеми учащими­ся, кто хочет учиться на основе иных методов, чем те, что существуют в классно-урочной системе. Продуктивное учение может использо­ваться на всех образовательных уровнях - начиная от детского сада до университета. Этот вывод сделан на основе опыта, доказавшего свою эффективность. На 18-м Конгрессе мы рассмотрели аргументы все «за» использование методики продуктивного учения на различных этапах образования.

В рамках конгрессов, как обычно, действуют семинары и тре­нинги-мастерские. Расскажем о некоторых семинарах 18-го Кон­гресса.

 

Семинар «Как создавать продуктивные проекты?» специально организован для тех, кто заинтересован в использовании нашей ме­тодики и инициирует проект в своем регионе. Сначала участники разделились на творческие группы с тем, чтобы определить ситуа­цию и потребности всех участников. Совместно были сформулиро­ваны вопросы: в каких условиях вы будете начинать и развивать про­ект? Что и как вы хотите изменить? Что уже сделано и насколько ус­пешно? Какими могут (должны) быть следующие шаги? Какие пре­пятствия вы ожидаете? Обсуждавшиеся вопросы затем систематизи­руются.

На семинаре обсуждался опыт педагогов Германии, Болгарии, Чехии, Швеции по развитию продуктивного учения в школах и вне школ. Участники пришли к выводу, что при организации проекта на­до определить условия его внедрения, содержание программы и учебный план, средства преодоления административных преград и объективных/субъективных трудностей, кадровое и финансовое Обеспечение.

Семинар «Возможности развития продуктивного учения». Участ­ники отметили, что во многих европейских странах растет потреб­ность в продуктивном учении. Общественность и администрация школ понимает его действенность в решении проблем молодежи групп риска и тех, кто бросает школу (кого школа «выталкивает»). В Германии в настоящее время уже активно развивается более 50 проектов, и этот процесс будет продолжаться. Участвуя в реформах Hauptschule в Берлине, IPLE, как носитель know-how, может предло­жить соответствующий способ решения проблем молодежи групп риска: развития учебной деятельности на основе практики и профес­сиональной ориентации. Но возможности методики продуктивного учения значительно шире: они позволяет вовлечь в инновационные образовательные процессы гораздо больше учащихся, создать более приемлемые условия общественного и экономического развития и сделать реформу действенной. Однако есть опасность того, что проекты продуктивного учения будут направлены только на тех, кто бросил учёбу. На семинаре обсуждались вопросы: как можно достичь цели продуктивного учения в условиях традиционной экзаменаци­онной/тестовой системы; как получить необходимое качество обра­зования и сохранить дух продуктивного учения; какова роль INEPS в распространении и развитии методики продуктивного учения.

 

Семинар «Продуктивное учение как приключение» представил сво­им участникам продуктивное учение как реальное пространство, в ко­тором каждый может увидеть и понять, что значит быть на практике ав­тором собственного образовательного маршрута. Пространство семина­ра - это выставка достижений наиболее успешных учащихся. За осно­ву были взяты три составляющих продуктивного учения: личность - культура - жизнедеятельность. Инсталляция раскрывала разнообра­зие форм деятельности участников проектов и их изменения в изменя­ющейся практике, показывая историю человека и человека в истории.

 

Экспозиция выставки включала:

 биографические тексты об учащихся,

 высказывания их учителей и родителей,

 заметки о прежних школах и об учёбе в традиционных усло­виях,

 фоторепортажи о новых условиях учебы и местах работы,

 краткую информацию об истории, содержании, обеспечении продуктивного проекта в целом,

 индивидуальные образовательные продукты,

 документацию об успехах учащегося в продуктивном проекте самооценки и рефлексию,

 заключения и содержательные оценки педагогов, наставников, родителей (в том числе анализ конфликтов, решения проблем выбора, динамику самоуважения и др.).

 

Семинар «Изобретаем школу». Участники рассматривали возможность проектирования школы в малом городе (где население составляет 10 тыс. чел., из которых примерно 7% - иммигранты из разных стран Европы).

«Педагогическая архитектура» строилась на трех основаниях:

1.     Основы учебного плана и программ (ценности, миссия, предвидение, цели);

2.     Инфраструктура (состав учащихся и педагогов, организа­ция, база, среда);

3.     Педагогические средства и методы (организация учебного года, организация групп, учебные стили, поддержка особых потреб­ностей, предметы и учебная среда, кооперация в школьном сообществе, кооперация с родителями и семьей, кооперация с другими об­разовательными учреждениями).

Обсуждение подобных возможностей помогло участникам глубже понять потребности инновационной деятельности в их собст­венных школах и задачи продуктивных проектов.

 

Успехи международных проектов. Получил дальнейшее раз­витие известный проект Школы им. Ивана Вазова в Бургасе (Болгария): Петко Иванов и Руссин Бориславов организовали се­минар по продуктивному учению, на котором Институт (IPLE) представил доклад о философии продуктивного учения и опыте международного развития сети. Семинар способствовал появле­нию в Бургасе новых проектов. Принято также официальное ре­шение о поддержке деятельности сети продуктивных школ в го­роде. Вице-мэр Бургаса Марисия Любчева избрана в националь­ный парламент Болгарии и, как она заявила, будет стараться осу­ществить в стране Программу продуктивного учения, которая уже разрабатывается.

 

Проект EUROPLESocrates»). В августе 2006 г. девять организа­ций начали осуществлять совместный проект EUROPLE. Он был инициирован нашим финским коллегой из ОРЕКО Джусси Кахара. Цель проекта - осуществлять курсы повышения квалификации для педагогов продуктивных школ и проектов, а также расширить рабо­ту по продуктивному учению в сфере общего, профессионального и дополнительного образования. В семинаре EUROPLE, помимо на­ших постоянных членов, участвовали и новые коллеги из Румынии, Мальты, Италии, Греции.

 

19-й Конгресс в Пече (Венгрия, апрель, 2007). Не случайна тема Конгресса: «Включенное образование и продуктивное учение». Для современного соци­ума характерны социокультурные, экономические и образователь­ные формы исключения молодежи из активной жизни. Это начина­ется в школе, где преподается одна и та же программа и дается одна сумма знания для разных учащихся, хотя общеизвестно, что все име­ют разные способности, интересы и потребности и что программа осваивается не всеми, что часто ведёт к селекции и вытеснению из школы разных групп учащихся. В противовес традиционному обуче­нию продуктивное учение адресовано действительно всем и каждом, поскольку основано наличном опыте и интересе каждого учащегося, включает изучение школьных предметов в его реальную активную деятельность, несмотря на различия в образовательном уровне, куль­турных традициях, социальном статусе групп и на индивидуальные особенности.

Благодаря расширению движения продуктивных школ стано­вится все больше педагогов, учащихся, родителей, администраторов, политиков, понимающих, что продуктивное учение в сравнении с традиционным обучением может рассматриваться как направление образования и образовательная программа, более эффективные и сооб­разные потребностям молодых людей в самоопределении и самореали­зации в реальной деятельности.

 

Перевод с англ. Н.Крыловой

Конференции V1
URL: http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c3/74