Конференция: Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга
Подзаголовок: #0 Это и метод обучения,и содержание обучения, и форма организации учебного процесса и особая философия образования.
Слово «проект» - одно из наиболее употребляемых в современной культуре: дизайнерский проект, театральный проект, культурный проект… Сама идея проекта как вида учебной деятельности не нова. В начале ХХ в. этот педагогический метод разрабатывали на Западе - Д.Дьюи и В.Килпатрик, в России - С.Шацкий и В.Сорока-Росинский (директор легендарной «ШКИДЫ»)…
Для начала задумаемся, что означает само это слово ПРОЕКТ? Слово, естественно, латинское и означает буквально… «брошенный вперед». В этом словосочетании – молодость, футуристичность, непредсказуемость, интерес. То, чего так не хватает современной школе.
Слово «проект» у меня лично первым делом ассоциируется с чертежом какого-то здания. И действительно, толковый словарь Ожегова именно это значение ставит на первое место «Разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь». Кроме того, проектом называют также «предварительный текст какого-нибудь документа» и, наконец, «в проекте была экскурсия…» – здесь под проектом понимается некий замысел, план действий. Легко заметить, что все эти значения объединены первоначальным смыслом латинского слова. Проект – план будущего дела, здания будущей жизни. В основе проекта – ИДЕЯ.
Проект как образ жизни
Свою собственную жизнь я воспринимаю этакой цепочкой проектов. Любая идея, блеснувшая в сознании («вот бы это осуществить!») - уже прообраз проекта: «Вот бы пойти в поход по Крыму! Вот бы издать рисунки учеников нашей школы в виде календаря, например! Вот бы поставить спектакль с классом! Вот бы показать ученикам древнерусский город Владимир! Вот бы провести необычную эпоху «Истории Санкт-Петербурга»! Вот бы реконструировать школьный сайт! Вот бы смонтировать видеоролик о летней поездке!»
Эти «прожекты», как сказали бы раньше, кажутся неосуществимыми. Но это только на первый взгляд. Некая идеальность, даже фантастичность замысла - лишь свидетельство его «высокости», его соотнесения с твоей душевной сущностью.
Возникший замысел, если он личностно значим, поглощает мысль. Начинаешь планировать шаги по его осуществлению, собираешь информацию, разговариваешь с людьми, ищешь соратников. Составляешь программу действий, сообщаешь о своих намерениях другим людям, организуешь их. После осуществления задуманного обязательно рефлексируешь: как это было? Что удалось, что нет? Какие эмоции испытывали люди, окружающие тебя? Оформляешь итоги в виде дневника, фильма, альбома фотографий, материала сайта, статьи, отчета и т.д. Самостоятельная результативная деятельность для человека, как взрослого, так и ребенка, чрезвычайна значима.
Проект – это личный опыт, это тема
К сожалению, подобный живой опыт жизни ученикам современной школы негде приобрести.
Реальность их существования – информационный поток, которому нет конца. К старшим классам школы он нарастает, подобно снежному кому. Уже в десятом классе ученик должен решить, куда он будет поступать, чтобы вовремя отправиться на подготовительные курсы. Выпускной класс - вообще что-то невообразимое. О каких проектах можно говорить? А ведь именно они-то и нужны нашим детям как воздух.
Смотрите: сразу за порогом школы 11-классник оказывается на распутье: ему нужно сделать труднейший шаг – понять, чем он хочет заниматься в жизни («Куда пойти учиться?»). То есть выбрать ТЕМУ своей будущей жизни. А как показывает опыт, выбор темы (чего бы то ни было) – это самое трудно. (Кто хоть когда-нибудь самостоятельно писал диплом или курсовую, согласится со мной). Так, может быть, стоит для начала попробовать найти тему проекта?
В нашей школе работа над проектами начинается в середине 10 класса, т.к. 11-й слишком перегружен. А перенести проекты раньше по времени – невозможно. Так как РАНО. Выпускной проект потому так и называется, что является итоговым. Это яркий образ того, чему научился человек в школе, кем он является сейчас. Защита проекта в выпускном классе – это реальный экзамен на личностную зрелость. Тесты современных ЕГЭ не отражают и сотой доли возможностей выпускника.
Годовой проект в вальдорфской школе
Одна из главных целей вальдорфской педагогики - преодоление обезличенности научных знаний, не только умозрительный, но и опытный путь добывания информации о мире, феноменологический подход к обучению (глубокое рассмотрение наиболее ярких и значимых феноменов в различных областях знаний) вместо сугубо информативного подхода в традиционной школе. И проектная работа как нельзя лучше соответствует нашим задачам.
Нами уже накоплен интересный опыт работы как над групповыми, так и над индивидуальными проектами. Преимущества этого вида деятельности налицо: проект пробуждает в учениках самостоятельность, ответственность, способность к сотрудничеству, умение вписываться в сроки, планировать свою работу, видеть результат и оценивать его… Можно продолжать…
Проблемы, вопросы, трудности
Но, как всегда, сложности возникают в процессе реализации красивой педагогической идеи на практике. Вопросов – миллион. Их задают учителя, дети, родители, друзья и знакомые.
Первая группа вопросов: Как доказать одиннадцатикласснику, что ему эта работа необходима? Как подвигнуть его на это? Как опровергнуть мнение о том, что проект отвлекает от главной цели выпускника – подготовки к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ? Как объяснить беспокойным родителям, что ЕГЭ мало что дает личности их ребенка, в отличие от проекта?
Проблема мотивации одна из сложнейших.
Выходя впервые к ученикам рассказом о предстоящей проектной работе, мы честно говорим им, что главный мотив – это их личное самосознание. Мы пытаемся убедить их в том, что навыки, полученные ими в ходе работы над проектами – незаменимы в обычной жизни, как бытовой, так и профессиональной. Говорим о том, что обучение в современном ВУЗе предполагает, прежде всего, умение самостоятельно находить информацию, планировать свое время. И этому уже никто не научит. Создание проекта – последний шанс.
В вальдорфских школах Германии, приравненных по статусу к престижным гимназиям, есть такое понятие как абитур. Это последний год обучения в школе , 12-й, когда выпускники занимаются исключительно подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам, работают над проектом. И те, кто не выполнил проект, не допускаются до выпускных экзаменов. Это, конечно, мотив, и еще какой!
У нас все сложнее: в 11-м классе ребята должны заканчивать программу школы, готовиться к выпуску и поступлению… А тут еще и проект, понимаете ли. И никакой материальной заинтересованности.
И все же выход можно найти. Многие проекты можно соотнести со школьными дисциплинами и оформить как экзамен. Особенно это касается литературы и мировой художественной культуры. Можно выдвигать проекты на участие в межшкольных научных конференциях. В этом году мы пробуем также свои силы в конкурсе «Портфолио», который проводится издательским домом «Первое сентября». Наконец, существуют возможности Интернета.
Правда, для многих выход в широкое информативное поле не аргумент в пользу работы. Ну, напечатают, и что?
Тогда говорим о том, что мало что-то придумать, сочинить. Твое сочинение становится значимым, когда получает общественный резонанс.
Нам важно, чтобы ребята поняли ценность собственного участия в познании мира и в изменении его через представление своей находки, своей темы окружающим.
Когда первый этап пройден, возникает следующее препятствие - выбор темы проекта. Для некоторых оно становится непреодолимым. Для того, чтобы выбрать тему, надо понять главное – что такое проект? Что это? Что может быть его ядром? Как соотносится практическая часть с теоретической? (А это обязательное условие.) Из какой области можно брать тему?
Учитель-исследователь
Опыт нескольких лет работы показывает, что и взрослые люди, учителя, многие из которых становятся кураторами проектов, совершенно по-разному понимают суть такого явления, как проект. Договориться бывает довольно сложно. А иначе невозможно выработать критерии оценки созданного проекта, неправда ли? Вот еще одна проблема. И очень болезненная.
Нет единства мнения и о роли куратора, взрослого, в создании творческой ученической работы.
И однозначного ответа на этот вопрос нет. Как и на многие другие. Самое сложное, что нужно вести ученика, но не подавлять его инициативу. Нужно вдохновлять, но не тянуть чрезмерно. Нужно контролировать, но не подменять своей волей его собственную.
И вот такое, скажете вы, количество проблем вы предлагаете свалить на голову бедного учителя, причем, как говорится, даром? Кураторство никак не оплачивается.
Но дело в том, что…учителя соглашаются. Сдаются без боя, когда ученик подходит и просит стать куратором (выбор – за учениками). Единственное ограничение: у одного куратора не может быть больше трех подопечных.
Оказывается, каждый учитель (ну, если он на своем месте) вообще-то стремится быть исследователем. Ведь нам тоже хочется, чтобы было интересно. А без этого, сидя над кипой тетрадей с кучей ошибок, порой забываешь, зачем ты когда-то пришел в школу. Ну, не двойки же ставить…
Проекты помогают вспомнить о сути нашей работы. Работа над проектом требует сотрудничества, учитель и ученик объединены единым стремлением, они заинтересованы в успехе дела. Конечно же, отношения преподаватель-ученик изменяются, становясь человеческими, партнерскими.
Я не случайно сказала о том, какой смысл имеет проектная работа для учителя. Ведь без нашей учительской инициативы ученики не возьмутся за эту работу.
Ученик-создатель
Поиск темы, работа над ней предполагают глубокие переживания, возникает не только интеллектуальная, но и духовная связь с какой-то областью знания. Удачный выбор темы проекта имеет определяющее значение. Если тема выбрана неправильно, то вся работа отяжеляется и даже вызывает отторжение на самом первом этапе.
Правильная постановка вопроса должна быть настолько продумана, чтобы конкретные переживания ученика (например, увлеченность каким-то вопросом) могли привести к серьезным разработкам по теме, а не остаться на уровне эмоций и ощущений (такие примеры у нас в практике тоже бывали).
Выходя к ученикам с идеей проектов, сразу оговариваемся, что проект – это не реферат. Главный критерий состоятельности проекта – его самостоятельность, его личностный смысл.
Правда, и тут возможны перегибы.
Ярким примером могут служить недавние проекты этого года.
Мы так акцентировали момент личностного вкладывания в работу, что в тени во многом осталась вторая, уравновешивающая первую, часть работы – соотнесение своего понимания темы, своего открытия темы с уже существующим культурным контекстом. Зато в реферирование не ударился никто. Эти опасения в нашей школе оказались напрасными.
Проектанты жаждали самостоятельности настолько, что не все даже хотели выбирать себе куратора.
Кураторы все же были выбраны, проекты созданы - очень интересные, нестандартные.
Приведу названия некоторых из них:
«Современное здание школы», практическая часть – проект реконструкции здания нашей школы (Левковец Варвара);
«Цветомузыка и музыка в живописи», практическая часть – серия живописных полотен на тему музыкальных произведений (Елисеева Наталья);
«Создание фильма в альтернативном стиле» (Иванов Никита);
«Антология русских битв: переломные моменты русской истории» (Ярославкин Сергей);
«Татуировка: влияние моды или выражение внутреннего я?» (Гончаренко Юлия);
«Особенности молодежной поэтики» (Соколова Инга);
«Образ Икара в искусстве», практическая часть – изваяние Икара в мраморе (Клочьев Анатолий);
«Музыка в спектакле» (Васильев Дмитрий);
«Импровизационный танец, с переменой трех состояний», практическая часть – танец импровизация (Усачева Ксения);
«Музыка в стиле Grunge» (Воробьев Антон);
«Создание художественного образа в кино», практическая часть – видеофильм (Зинин Арсений);
«Никола Тесла: поиски и открытия» (Пиняев Михаил);
«Знаки и символы как отражение мировосприятия древних народов» (Опахова Дарья).
Проекты 2007 года
Этот год стал экспериментальным. По-новому были заявлены сроки работы, из членов школьной коллегии был выбран человек, который должен был координировать деятельность кураторов, напоминать о сроках, организовывать конференции, - короче говоря, держать идею проектов под пристальном вниманием. Кажется, это дало свои результаты.
Старт проектам был дан в январе 2007 г. К середине марта темы были в основном сформулированы. Напомню - работа должна была начаться в середине 10 класса, т.к. 11-й слишком перегружен. Кроме того, лето – хорошее время для создания чего-то своего. Кто-то использовал эту возможность очень удачно, кто-то ничего не делал до сентября. К предзащите в ноябре 2007 пришли 15 человек – половина класса. На защиту вышло чуть меньше.
Главной причиной, помешавшей сделать проект, называли, конечно, нехватку времени. Временные тиски - поучительная вещь. Некоторые решили убежать от ситуации, отказавшись от работы «из-за нехватки времени», а точнее из–за неумения с этим временем совладать. (Полагаю, что у тех, кто проект сделал, времени было не больше.). Не решив проблему в школе в процессе работы над проектом, эти ребята оставили ее себе, перенесли в послешкольную жизнь.
Кто был честнее, сказали, что не работали над проектом из-за отсутствия интереса и нежелания работать. Одна девочка двумя чертами подчеркнула фразу: «Не заставила себя работать». Тем не менее, большинство 11-классников ответили, что проект – это обязательный или желательный вид деятельности в старшей школе.
После защиты мы провели анкетирование ребят, стремясь узнать их мнение о проекте после того, как они пережили это работу, приняли в себя. И ответы тех, кто создавал проект, отличаются своей эмоциональностью, яркостью, уверенностью, глубиной.
Плюсы проектной работы. Мнение старшеклассников
Стоит привести реплики ребят, услышать их голоса. Итак, проект…
- Углубляет сознание. Пробивает пробку лени. Реальная работа. Опыт мобильного выступления» (Дима);
- Это интересно, это «апгрейд», это здорово, это возможность показать всем, какой ты молодец (Антон)
- Никто особо не суется и не мешает мыслить так, как ты можешь. Это сильно повышает самооценку (Юля)
- Возможность показать себя. Узнать много нового и интересного через выбранную тему (Лина)
- Обучение самостоятельной работе. Сбор информации. Структурирование. Умение говорить на публике
- Это деятельность личностная. Самостоятельная. Самоутверждающая. Развивающая мысль и способности в исследовании. (Варя)
- Интересно, т.к. нет в школьной программе (Арс)
- Плюсом является то, что делаешь это сам, говоришь, о чем хочешь. Контакт с профессионалами в данной сфере. Исследование интересующей темы (Света)
- Развитие своей воли (Катя)
- Совершенствует человека в любимом деле. Ответственность за большую работу (Саша)
- Проверка самого себя (Оля)
- Мне кажется, что это самая важная работа в школе (Алина)
Татьяна ШЕЛЫГАНОВА,
«Вальдорфская школа в Дачном»
www.waldorfschule.ru